Анализ поступлений налога на прибыль в бюджет

Анализ поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ

Бюджет состоит из двух частей — доходной и расходной. Доходы и расходы бюджета — это особые экономические формы последовательного распределения и перераспределения части ВВП, концентрируемой в руках соответствующего органа государственной власти, это объективно обусловленные экономические категории, каждая их которых имеет свое специфичное общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти, а расходы удовлетворению общественных потребностей.

Доходы бюджетов всех уровней наряду с доходами внебюджетных фондов и доходами Банка России представляют собой долю национального дохода, а также средств заимствования, которая поступает в адрес государства и муниципалитетов.

Бюджетный кодекс дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регулируются нормами бюджетного и налогового права. В Бюджетном кодексе содержатся лишь некоторые нормы, определяющие режим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положений, регулирующих налоговый механизм государства, содержится в Налоговом кодексе РФ и других нормативных актах налогового законодательства.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.[1]

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства.

Анализируя удельный вес и структуру налоговых платежей в консолидированный бюджет можно сказать, что наибольшая часть поступлений в 2008 году приходится на налог на прибыль-32,4%,а наименьшая на акцизы -4,5%.В 2009 году наибольшая часть поступлений приходится на НДС, а наименьшая на акцизы-5%.В 2010 году положение не изменилось, НДС также занимал первое место по поступлениям в бюджет-29,0%,а последнее также акцизы-5,5%

Таблица 3-Удельный вес и структура налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ в целом по экономике в 2011-2013 гг. млрд. руб.

www.financeworth.ru

Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 год

Экономические науки

  • Минеева Вера Михайловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
  • Петрова Анастасия Дмитриевна , кандидат наук, старший преподаватель
  • Напалкова Валерия Михайловна , студент
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
    • АНАЛИЗ
    • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
    • НАЛОГИ
    • УПЛАТА
    • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
    • Похожие материалы

      В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

      Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

      Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

      Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

      Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

      Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.[3]

      2015-2016гг., в млрд. руб.

      Консолидированные бюджеты субъектов РФ

      На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

    • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
    • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
    • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.
    • В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

      Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[3]

      2015 -2016 гг., млрд. руб.

      По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

      Остальные показатели показывают увеличение.

      На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

      На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

      Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

      В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

      Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ. [4]

      В % к объёму пост. ФБ РФ

      Всего поступило в федеральный бюджет

      Остальные налоги и сборы

      Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

      Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

      • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
      • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
      • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.
      • Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

        Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

        По видам налогов увеличение составило:

      • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
      • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
      • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
      • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
      • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.
      • Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

        Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

        Список литературы

        1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
        2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
        3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm — официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
        4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm — официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
        5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
        6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

        Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        novainfo.ru

        Анализ поступлений налога на прибыль в бюджет

        Актуальность данной темы связана с понижением налоговой базы и снижением поступлений налогов в региональный и местные бюджеты.

        Целью данной работы проанализировать налоговую базу и поступления налогов в Региональный и Местный бюджеты.

        1. Увеличить уровень поступлений налогов и сборов в бюджеты,

        2. Увеличение налогооблагаемой базы.

        По данным полученным в ИФНС России по Приморскому краю Первомайского района, города Владивостока поступления налогов и сборов в региональный и местный бюджеты значительно сократились.

        Для начала проанализируем поступления в краевой бюджет в 2012 году.

        Поступления налогов, сборов в Федеральный бюджет за период с января по декабрь 2012 года составили 530 783 тыс. руб. За 12 месяцев 2011 года поступления составили 538 724 тыс. руб. Уменьшение поступлений в федеральный бюджет (разница между 12 месяцами 2012 года и 12 месяцами 2011 года) составила 7 941 тыс. руб.

        Основной рост поступлений в федеральный бюджет за 12 месяцев 2012 года приходится на налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по данному налогу перечислено 28 349 тыс. руб. [3].

        По налогу на добавленную стоимость за 12 месяцев 2012 года поступило 488 401 тыс. руб., это на 2,7 % (13 457 тыс. руб.) меньше поступлений чем в 2011 году.

        – Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило в бюджет 571 194 тыс. руб. – это (43 % от доходной части краевого бюджета бюджета).

        Рост поступлений за счет изменения норматива отчислений в бюджет КБ с 01.01.2012 плюс 5 % (Закон Приморского края от 05.12.2011 № 858-КЗ) и изменение в Бюджетный Кодекс (ст. 2 Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ). Норматив с 01.01.2012 в Краевой бюджет составляет – 75 %. [1].

        – Налога на прибыль (НП), зачисляемого в краевой бюджет, поступило 261 110 тыс. руб. – это (20 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет Приморского края).

        – Наблюдается значительный рост поступление единого налога, по упрощённой системе налогообложения (УСН) за 12 месяцев 2012 года – рост составил на 54 359 тыс. руб. Рост по Единому налогу, по за 12 месяцев 2012 г. Наблюдается значительный рост поступлений единого налога, по упрощенной системе налогообложения (УСН) на 54 359 тыс. руб. Рост поступлений произошёл за счет увеличения числа налогоплательщиков (Которые находятся на Упрощённой системе налогообложения).

        Так же проанализируем поступления в краевой бюджет в 2013 году.

        Поступления налогов, сборов в Федеральный бюджет за период с января по декабрь 2013 года составили 503 938 тыс. руб. За 12 месяцев 2012 года поступления составили 530 785 тыс. руб. Уменьшение поступлений в федеральный бюджет (разница между 12 месяцами 2013 года и 12 месяцами 2012 года) составила 26 847 тыс. руб.

        – Поступления по Налогу на прибыль организаций (НП) в федеральный бюджет за 12 месяцев 2013 года составили 35 777 тыс. руб.

        – Поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС)за 12 месяцев 2013 года составило 451 334 – это на 37 067 тыс. руб. (на 8 %) меньше поступлений за 12 месяцев 2012 года. НДС Беларусь за 12 месяцев 2013 года поступлений 8 967 тыс. руб., что на 4 472 тыс. руб. (99 %) больше поступлений чем за 12 месяцев 2012 года.

        – Сбор за пользование водными биологическими ресурсами за 12 месяцев 2013 года поступлений составило 3 035 тыс. руб., что на 448 тыс. руб. (13 %) меньше поступлений чем за 12 месяцев 2012 года.

        На снижение поступлений повлияло уменьшение выделенных квот на вылов биологических ресурсов на 2013 год.

        Основными доходообразующими статьями краевого бюджета РФ стали:

        Структура поступлений в бюджет Приморского края:

        – Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило в краевой бюджет 612 227 тыс. руб. – это (38 % от доходной части бюджета). Рост налога на доходы физических лиц составил 41 033 тыс. руб. (по отношению к 12 месяцам 2012 года).

        – Налога на прибыль (НП), зачисляемого в краевой бюджет Приморского края, поступило 234 052 тыс. – это (14 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), снижение налога на прибыль составило 27 059 тыс. руб. (по отношению к 12 месяцам 2012).

        – Поступление налога, взимаемый в связи с применением упрощённой системой налогообложения за 12 месяцев 2013 года на 1 447 тыс. руб. больше, чем за 12 месяцев 2012 года (12 месяцев 2013 года – 254 704 тыс. руб., а за 12 месяцев 2012 года 253 257 тыс. руб.).

        – Налог на имущество организаций. За период с января по декабрь 2013 года в бюджет поступило 449 973 тыс. руб.,- это (27 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), рост составил 286 055 тыс. руб. по отношению к 12 месяцам 2012 года.

        Проанализируем поступления в краевой бюджет в 2014 году.

        Поступления налогов, сборов в Федеральный бюджет за период с января по декабрь 2014 года составили 535 456 тыс. руб., поступления за 12 месяцев 2013 года составили 503 938 тыс. руб. Рост поступлений в федеральный бюджет (разница между 12 месяцами 2013 года и 12 месяцами 2012 года) составила 31 518 тыс. руб.

        – Поступления по Налогу на прибыль организаций (НП) в федеральный бюджет за 12 месяцев 2014 года составили 75 711 тыс. руб., что на 39 934 тыс. руб. (211,6 %) больше чем поступления в 2013 году.

        – Поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС)за 12 месяцев 2014 года составило 421 696 – это на 29 365 тыс. руб. (на 6,5 %) меньше поступлений за 12 месяцев 2013 года. НДС Беларусь за 12 месяцев 2014 года поступлений 8 755 тыс. руб., что на 212 тыс. руб. (2,4 %) больше поступлений чем за 12 месяцев 2013 года.

        – Сбор за пользование водными биологическими ресурсами за 12 месяцев 2014 года поступлений составило 3 519 тыс. руб., что на 483 тыс. руб. (15,9 %) меньше поступлений чем за 12 месяцев 2013 года.

        Поступления согласно предоставленных налогоплательщиками сведений о полученных лицензиях по объектам ВБР.

        Наблюдается значительный рост поступлений по Налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). За 12 месяцев 2014 года поступило налога в сумме 20 142 тыс. руб.

        Рост поступлений в связи с изменением с 01.01.2014 года процента отчислений НДФЛ (КБК 1821010204001) в ФБ 50 %.

        – Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило в краевой бюджет 710 151 тыс. руб. – это (38,13 % % от доходной части бюджета). Рост налога на доходы физических лиц составил 98 258 тыс. руб. (16,1 %), (по отношению к 12 месяцам 2013 года). Рост поступлений за счет изменения процента отчислений в КБ с 01.01.2014 года с 70 % (в 2013 году) до 78.4281 % (в 2014 году). В сопоставимых показателях отклонение составляет 24 585 тыс. руб. или 103.6 %.

        – Налога на прибыль (НП), зачисляемого в краевой бюджет Приморского края, поступило 294 217 тыс. – это (27 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), рост налога на прибыль составило 60 165 тыс. руб. (по отношению к 12 месяцам 2013).

        – Поступление налога, взимаемый в связи с применением упрощённой системой налогообложения за 12 месяцев 2013 года на 26 293 тыс. руб. больше, чем за 12 месяцев 2013 года (за 12 месяцев 2014 года – 280 997 тыс. руб., а за 12 месяцев 2013 года 254 704 тыс. руб.).

        – Налог на имущество организаций. За период с января по декабрь 2014 года в бюджет поступило 458 3493 тыс. руб., – это (24,61 % от общей суммы поступивших платежей в краевой бюджет), рост составил 8 376 тыс. руб. по отношению к 12 месяцам 2013 года.

        Рис. 1. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет Приморского края в 2014 году

        Так же проанализируем поступления налогов в местный бюджет в 2012 году.

        В местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2012 года мобилизовано налогов и сборов на 100 048 тыс. руб. больше по отношению к 12 месяцам 2011 года (за 12 месяцев 2012 года в бюджет поступило – 691 940 тыс. руб., а за 12 месяцев 2011 года поступило – 591 892 тыс. руб.).

        Рис. 2. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет города Владивостока в 2012 году

        Рост доходной части местного бюджета г. Владивостока за 12 месяцев 2012 года по отношению к 12 месяцем 2011 года составил 16,9 % [4].

        – За 12 месяцев 2012 года в городской бюджет основной рост поступлений составил земельный налог. За 4 квартала (12 месяцев) 2012 года перечислено земельного налога 388 901 тыс. руб. (56 % дохода городского бюджета) – это на 95 701 тыс. руб., больше, чем поступления за 4 квартал (12 месяцев) 2011 года (293 200 тыс. руб.).

        – Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), распределяемого в местный бюджет г. Владивостока, поступило 179 186 тыс. руб. за 12 месяцев 2012 года – это на 16 879 тыс. руб. меньше перечислений налогоплательщиками, за 12 месяцев 2011 г. в местный бюджет г. Владивостока поступления составили 196 095 тыс. руб.

        Поступления НДФЛ в городской бюджет г. Владивостока по итогам 12 месяцев 2012 года составляют 26 % от общей суммы поступлений в бюджет города.

        Снижение поступлений за счет изменения норматива отчислений в бюджет ГБ с 01.01.2012 минус 5 % (Закон Приморского края от 05.12.2011 № 858-КЗ) и изменение в Бюджетный Кодекс (ст. 2 Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ). Норматив с 01.01.2012 в ГБ – 25 %.

        Рис. 3. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет города Владивостока в 2013 году

        Рис. 4. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет города Владивостока в 2014 году

        – Поступления по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности составили 95 842 тыс. руб. (14 % от общей суммы поступивших платежей) в городской бюджет г. Владивостока. Рост с предшествующим периодом, (12 месяцев 2011 года) составил 11 593 тыс. руб. (13,8 %)

        Отклонение за счет изменения процента отчисления в ГБ с 01.01.2011 года с 90 % на 100 % по КБК начиная с периодов 2011 года. В январе–марте 2011 года перечисляли налог по итогам 2010 года, т.е. распределение было 90 %.

        Проанализируем поступления налогов в местный бюджет в 2013 году.

        В местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2013 года мобилизовано налогов и сборов на 36 726 тыс. руб. больше по отношению к 12 месяцам 2012 года (за 12 месяцев 2013 года в бюджет поступило – 728 647 тыс. руб., а за 12 месяцев 2012 года поступило – 691 921 тыс. руб.).

        Рост поступлений за 12 месяцев 2013 года в городской бюджет г. Владивостока наблюдается по Земельному налогу.

        – За 12 месяцев 2013 года в городской бюджет г. Владивостока основной рост поступлений составил земельный налог. За 4 квартала (12 месяцев) 2013 года перечислено земельного налога 393 138 тыс. руб. (56 % дохода городского бюджета) – это на 4 237 тыс. руб. больше, чем поступления за 4 квартал (12 месяцев) 2011 года (293 200 тыс. руб.).

        – Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), распределяемого в местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2013 года, поступило 195 897 тыс. руб. за 12 месяцев 2012 года – это на 16 711 тыс. руб. больше перечислений налогоплательщиками, за 12 месяцев 2012 г. в местный бюджет г. Владивостока поступления составили 179 186 тыс. руб.

        – Поступления по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности составили 102 683 тыс. руб. (14 % от общей суммы поступивших платежей) в городской бюджет г. Владивостока. Рост с предшествующим периодом, (12 месяцев 2012 года) составил 6 841 тыс. руб. (107,1 %).

        Проанализируем поступления налогов в местный бюджет в 2014 году.

        В местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2014 года мобилизовано налогов и сборов на 56 337 тыс. руб. меньше по отношению к 12 месяцам 2013 года (за 12 месяцев 2014 года в бюджет поступило – 668 032 тыс. руб., а за 12 месяцев 2013 года поступило – 724 369 тыс. руб.).

        – Снижение поступлений за 12 месяцев 2014 года в городской бюджет наблюдается по Земельному налогу. За 12 месяцев 2014 года в городской бюджет г. Владивостока основной рост поступлений составил земельный налог. За 4 квартала (12 месяцев) 2013 года перечислено земельного налога 333 507 тыс. руб. (49,92 % дохода городского бюджета) – это на 59 631 тыс. руб. меньше, чем поступления за 4 квартал (12 месяцев) 2013 года (393 138 тыс. руб.).

        – Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), распределяемого в местный бюджет г. Владивостока за 12 месяцев 2014 года, поступило 190 641 тыс. руб. по сравнению с 12 месяцами 2013 года – это на 5 256 тыс. руб. меньше перечислений налогоплательщиками, за 12 месяцев 2013 г. в местный бюджет г. Владивостока поступления составили 195 897 тыс. руб.

        – Поступления по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности составили 104 485 тыс. руб. (15,64 % от общей суммы поступивших платежей) в городской бюджет г. Владивостока. Рост по сравнению с предшествующим периодом, (12 месяцев 2013 года) составил 1 776 тыс. руб. (1,7 %).

        Снижение поступлений в 2014 году в городской бюджет наблюдается по Единому сельскохозяйственному налогу. Так, за 12 месяцев 2014 год перечислено данного налога 4 475 тыс. руб., что на 2 276 тыс. руб. меньше перечислений за 12 месяцев 2013 года (6 751 тыс. руб.) [5].

        Вывод: ИФНС России следует обратить внимание на собираемость налогов и сборов:

        – усовершенствовать систему ответственности за налоговые правонарушения.

        – ужесточение налогового контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

        – повышение эффективности деятельности органов налогового контроля. [2].

        Подводя итог, можно сказать, что система налогообложения Российской Федерации не совершенна, так как недостаточно эффективный контроль за сбором налогов. Налогоплательщики(предприятия) скрывают свои доходы, и с каждым годом количество недобросовестных налогоплательщиков растет, что сказывается на налогооблагаемой базе и поступлений налогов и сборов в бюджеты страны.

        applied-research.ru

        Анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ

        Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет РФ

        Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих её элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления [12, C.128]. Весь комплекс работ по анализу и прогнозированию служит основой по своевременному и обоснованному составлению бюджетов.

        Рассмотрим поступление налога на прибыль в структуре администрируемых ФНС России доходов в федеральном бюджете по видам налогов за 2009 — 2013 гг.

        Сумма поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2009 — 2013 гг. приведена в табл. 1.

        Сумма поступлений основных налогов в федеральный бюджет РФ за 2009 — 2013 гг. ( млрд. руб.)

        Налог на прибыль

        Источник: отчетные данные ФНС России за 2009 — 2013 гг.

        Данные табл. 1 показывают, что в общей сумме администрируемых ФНС России налогов в 2009 г., 2013-2013 г. первое место занимает НДПИ (45%, 44% и 47% соответственно), в 2010-2011 г. — НДС (47% и 44% соответственно). Налог на прибыль же в период 2009 — 2013 гг. занимает третье место в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета — это 21%, 7,8%, 7,95%, 7,6% и 7,3% соответственно.

        Поступление налога на прибыль организаций в 2010 г. составило всего 26% от уровня поступлений налога на прибыль в 2009 г., т.е. произошло снижение на 74% — это связано с начавшимся в конце 2008 г. мировым финансовым кризисом, а, следовательно, и убыточностью и даже банкротством многих предприятий, что подтверждается статистическими данными. Однако уже в 2011 г., благодаря антикризисным мерам государства, по сравнению с 2010 г. сумма налога на прибыль поступившая в бюджет имеет тенденцию к увеличению — разница составляет 31%, уже в 2013 г. поступление налога на прибыль составило 49% от 2009 г. Таким образом, несмотря на колебания поступлений данного налога, он остается одним из главных доходов бюджета.

        Для большей наглядности приведем динамику соотношений поступлений налога на прибыль организаций и всех налоговых доходов федерального бюджета на рис. 1.

        2009 год 2013 год

        Рис. 1. Динамика поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2009и 2013 гг., млн. руб.

        Данные рис. 1. отображают, что соотношение налога на прибыль к общей сумме поступлений налоговых доходов составляет в 2009 г. — 0,213:1, в 2013г. — 0,076 : 1.

        Нетрудно заметить, что наблюдается скачкообразная тенденция, т.е. и поступления налога на прибыль организаций, и поступления всех налоговых доходов федерального бюджета уменьшаются к 2013 г. по сравнению с 2009г. Уменьшение налоговых доходов произошло за счет снижения таких налогов как налог на прибыль, НДПИ и акцизы, это обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть, а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему РФ. Рост налоговых доходов и, в частности, налога на прибыль связан с постепенным выходом предприятий из кризиса и уменьшением количества убыточных предприятий.

        В структуре доходов за 1 полугодие 2013 года доля налога на прибыль составляет 1,6 процента, что уступает доле налога на добавленную стоимость (47,4%), доле акцизов на автомобильный бензин (12,0%), доле акцизов на дизельное топливо (11,2%), доле акцизов на алкогольную продукцию (8,4%), доле налога на добычу нефти (6,9%).

        Сумма поступлений по налогу на прибыль, уплаченная организациями в доход федерального бюджета по состоянию на 01.07.2013г., составила 367,39 млн. рублей. По сравнению с 1 полугодием 2012 года поступления налога на прибыль практически не изменились (за 1 полугодие 2012 года поступило 368,76 млн. руб.), (рис.1).

        За 1 полугодие 2013 года наибольшая доля налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, поступила от ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» (26,7% в общем объеме поступлений), ЗАО «ГК «Титан» (6,7% в общем объеме поступлений), ООО «Омсктехуглерод» (3,9% в общем объеме поступлений), ОАО «Омскнефтехимпроект» (2,8% в общем объеме поступлений), (рис.2).

        Структура поступлений налога на прибыль в разрезе крупнейших налогоплательщиков:

        Изменилась структура поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет относительно 1 квартала 2012 года: увеличилась доля налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет — на 11,3 %, а также доля налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — на 1,5 %; в то время как доля налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, уменьшилась на 7,2 % и доля налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, уменьшилась на 4,9 %. (Таблица № 3).

        studbooks.net

        Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации

        Рубрика: Экономика и управление

        Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

        Статья просмотрена: 15692 раза

        Библиографическое описание:

        Быкова Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 358-362. — URL https://moluch.ru/archive/132/36951/ (дата обращения: 16.06.2018).

        В период волантильной экономики, когда накаляется геополитическая ситуация на международной арене, появляется угроза экономической рецессии, а также сохраняются проблемы в социальной сфере, перед государством встаёт вопрос о поиске новых источников формирования федерального бюджета, в условиях, когда старые источники перестают быть надежными как ранее. Это относится, в первую очередь, к налоговым доходам федерального бюджета, получаемым за счет сырьевого экспорта, которые на протяжении ряда последних лет являются очень крупной статьей в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации.

        В данной статье будут приведены результаты анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

        Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов

        Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы.

        Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета.

        Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры. Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДП) на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ. Вместе с тем, изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели. В то же время современное состояние функционирования налоговых доходов федерального бюджета далеко от совершенства.

        Проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана:

        – государство не определилось со степенью изымаемых из национального дохода денежных средств, направляемых в федеральный бюджет;

        – отсутствуют однозначные критерии выделения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, что приводит к невозможности четкого определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, произвольного увеличения изъятия их средств под видом неналоговых доходов.

        В таких условиях формирование налоговых доходов федерального бюджета может играть роль сдерживающего фактора для развития экономики.

        В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, тенденций изменений, наличествовавших в последние годы, а также четко сформулировать проблемы, имеющиеся в процессе формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также возможные пути их решения.

        Далее подробнее остановимся на оценки и анализе состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы.

        Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.

        Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016гг. [1,2] в млрд. руб.

        Показатели

        2014 год

        2015 год

        (исполн.)

        Отклонение

        2015 года от

        2014 г.

        2016 год

        (закон)

        2016 года от

        2015 г.

        Налог на прибыль организаций

        НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

        НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

        Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

        Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

        Налог на добычу полезных ископаемых:

        Газ горючий природный

        Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

        В ходе анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составят 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы [1,2].

        На основе данных таблицы 1 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, представленной на рисунке 1.

        Рис. 1. Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в % [43]

        По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога могут составить порядка 6,8 млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имеются риски недопоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей.

        Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

        Рис. 2. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в млрд. руб.[3]

        Налог на прибыль организаций прогнозируется получить в объеме 426,3 млрд. рублей в 2016 году, что на 56,4 млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше оценки поступления налога в 2015 году. Имеется резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5 млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей).

        Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «Остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом может составить 45,3 млн. рублей.

        Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 3.

        Рис. 3. Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.[3]

        Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, прогнозируется в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год — оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.

        При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составляет 48 %, а доля налоговых вычетов — 44,53 %.

        Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2016 году составляет 92,76 % [43].

        При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов — сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %) [3].

        Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности Федеральной налоговой службы России (далее по тексту — ФНС России) № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге — 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.

        Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %. Расчетный уровень собираемости НДС принят на 2016 год в размере 96 %, рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).

        Прогноз по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год [3].

        Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год прогнозируется в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %, меньше оценки поступления в 2015 году.

        Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.

        При формировании оценки поступлений государственной пошлины учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

        В соответствии с письмом Минфина России от 24 июля 2015 г. № 21-01-09/42738 прогноз поступлений доходов, формируется и представляется в Минфин России на основании форм обоснований прогноза поступлений доходов (далее по тексту — формы ОПД), в то же время в случае невозможности отразить расчет в соответствующей форме ОПД главным администратором доходов в исключительных случаях заполняется только сводный раздел указанной формы и обеспечивается прикрепление к электронной форме ОПД архива, содержащего файлы расчетов и файлы с описанием используемой методики прогнозирования [3].

        Так, например, ФНС России при прогнозировании поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий заполнены сводные расчеты без использования форм ОПД и не прикреплены файлы с расчетами прогноза поступлений.

        Аналогичная ситуация сложилась при прогнозировании поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет Ространснадзор, прочей государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий Минздравом России.

        Счетной палатой произведен расчет прогноза поступлений государственной пошлины, поступающей в федеральный бюджет, и выявлены резервы поступления доходов в общей сумме 2 392,5 млн. рублей [4].

        Таким образом, в ходе проведённого анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы, можно сделать вывод, основным фактором снижения налоговых доходов является сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6 % ВВП в 2014 году до 3,1 % в 2016 году. При этом надо учитывать, что порядка 88–89 % поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10 % — пошлинами на экспорт газа. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказывается сравнительно небольшим: увеличение с 4 % ВВП в 2014 году до 4,4 % ВВП в 2016 году в условиях падения цен на нефть (с 97,6 долл./барр. нефти марки Urals до прогнозируемых 53 долл./барр. по итогам 2015 г. и 50 долл./барр. на 2016 год) [4].

        Также можно отметить прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7 до 0,5 % ВВП в 2015–2016 годы, однако этот налог обеспечивает лишь 3–4 % общей суммы налоговых доходов федерального бюджета. В то же время поступления НДС (еще одного значимого для федерального бюджета налога наряду с НДПИ и экспортными пошлинами) прогнозируются в 2015–2016 годы на стабильном уровне в 5,5– 5,6 % ВВП (в 2014 году — 5,5 % ВВП).

        В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2015–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть [5]. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны.

        Следует отметить, что проблема формирования доходной части федерального бюджета — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На современном этапе нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

        moluch.ru

        Еще по теме:

        • Наур суд Бывшая невеста Телегина подает на него в суд Евгения Ноур нашла адвоката, который поможет ей восстановить справедливость. Девушка намерена отстаивать права их общего с хоккеистом сына в суде. Брошенная невеста хоккеиста Ивана Телегина осталась одна с маленьким ребенком на руках. Спортсмен не хочет участвовать в жизни […]
        • Закон про донорство Федеральный закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" Настоящий Федеральный закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации […]
        • Группы для плательщиков единого налога Группы плательщиков единого налога - 2018 Всего 4 группы плательщиков. 1 группа ЕН: годовой лимит дохода - дo 300000 гривен; ставка с 2018 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 160,00 грн 2 группа ЕН: годовой лимит дохода - […]
        • Начисление пособие по временной нетрудоспособности 2018 Как рассчитать больничный лист в 2018 году по-новому (калькулятор) Мы составили удобную пошаговую инструкцию с наглядными примерами для расчета больничного в 2018 году. Чтобы быстрее посчитать пособие по временной нетрудоспособности и проверить себя, используйте встроенный в статью калькулятор. Обратите внимание, […]
        • Земли сельхозугодий в собственности Собственников земельных участков из сельхозземель могут обязать раскрывать информацию о бенефициарных владельцах В Госдуму внесен законопроект, направленный на установление контроля за собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Авторы проекта – член Совета Федерации Владимир […]
        • Сумма алиментов для неработающих на 2 детей Алименты с неработающего отца на ребенка в 2018 году Когда мы говорим о взыскании алиментов, мы подразумеваем отчисление определенной денежной суммы из заработка плательщика. И вопрос о взыскании алиментов с безработного родителя большинство из нас ставит в тупик. И вправду, откуда взяться алиментам, если нет […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.