База данных закон россии

Вопросы о персональных данных

Ответы пользователям и представителям организаций

Виолетта Зарипова: «Правомерно ли заключение о том, что база данных может быть в любой форме, в том числе бумажной, поэтому требование закона о локализации будет исполнено, если в РФ в бумажном виде хранятся персональные данные (например, личные дела сотрудников), которые затем в электронном виде вносятся в автоматизированные системы учета, которые располагаются на зарубежных серверах головной компании?»

В связи с тем, что понятие «база данных» на уровне федерального закона раскрыто в абзаце втором части 2 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде «базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины», при применении вступающей в силу с 1 сентября 2015 года части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ под термином «база данных» будет пониматься указанное выше значение, предполагающее, что с помощью ЭВМ одновременно должны быть обеспечены поиск и любая обработка соответствующей информации, что представляется возможным при условии их наличия в электронной форме.

Виктория Гусева: «Насколько строго будет применяться Федеральный закон от 21 июля 2014 года №242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях”, и как скоро государственные органы, уполномоченные на проверку соответствия компаний новому закону, начнут осуществлять такие проверки и, предположительно, в отношение каких компаний, в первую очередь?»

В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон №152-ФЗ) лица, виновные в нарушении требований указанного Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, включая административную, гражданского-правовую, а также уголовную.

Одновременно отмечаем, что в настоящее время ведется разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым будет определен порядок проведения государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

Дина Бабынина: «Дополнительный вопрос по теме “сфера действия закона по территории и кругу лиц”. В случае, если иностранное юридическое лицо (ИЮЛ) требует от российской дочерней компании предоставления отчетности посредством размещения информации (включая, в том числе, некоторые персональные данные граждан РФ) на веб-сайте ИЮЛ, доступ к которому предоставлен российской дочерней компании, будет ли применяться ч. 5 ст. 18 ФЗ “О персональных данных” к такому интернет-ресурсу ИЮЛ и будет ли данный процесс рассматриваться как сбор ИЮЛ персональных данных, или как передача персональных данных российской дочерней компанией иностранному юридическому лицу?»

Часть 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», предусмотренная Федеральным законом №242-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

Указанной нормой устанавливается, что оператор персональных данных при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6.

Полагаем, что под сбором персональных данных можно понимать документально оформленную процедуру получения оператором от субъекта его персональных данных, для их последующей обработки в соответствии с заявленными целями сбора. Следует отметить, что персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, позволяющих обрабатывать такие данные без согласия их субъекта (пункты 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 закона «О персональных данных»).

Учитывая изложенное, соответствующие действия с учетом вышеизложенного могут являться сбором и передачей персональных данных.

Одновременно отмечаем, что Федеральный закон № 242-ФЗ не изменяет положений Федерального закона № 152-ФЗ в части трансграничной передачи персональных данных.

Туристическое агентство «Ермак»: «Добрый день! В разделе “Авиаперевозки” уточняется, что требования ч. 5 ст. 18 ФЗ “О персональных данных” не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), …так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ “О персональных данных”. Уточните, пожалуйста, подпадают ли под аналогичное исключение данные, которые получает онлайн-агентство при продаже туристических пакетов, где авиаперевозка является частью такого туристического пакета, в который, помимо авиабилета, входят и другие услуги (например, размещение в гостинице, наземные транспортные услуги и т. п.)».

Действующая редакция Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» не содержит части 5 статьи 18.

Вместе с тем отмечаем, что соответствующая норма Федерального закона «О персональных данных», предусмотренная Федеральным законом №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», вступает в действие с 1 сентября 2015 года.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

В связи с этим исключения из требований по обработке персональных данных, которые будут содержаться в части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, распространяются только на операторов персональных данных, осуществляющих обработку персональных данных для осуществления авиаперевозок в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Радик Адиулин: «В разъяснении о понятии сбора персональных данных указано, что «не является сбором получение одним юридическим лицом персональных данных от другого юридического лица, если такие данные представляют собой контактную информацию работников или представителей такого юридического лица, переданную в ходе осуществления ими своей законной деятельности». Подпадают ли под это условие учетные записи пользователей организации, которые содержат контактную информацию (ФИО, электронная почта, телефон, имя пользователя в корпоративных системах) и используются для доступа к информационным системам на территории Российской Федерации (то есть, для осуществления законной деятельности на территории РФ) и при этом синхронизированные с интернет-сервисами и/или базами данных, находящимися за рубежом (при наличии соглашения и/или договора о предоставлении сервиса или услуг) для целей доступа к информационным системам, сервисам, ресурсам?»

Федеральный закон «О персональных данных» термин «сбор персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под сбором персональных данных можно понимать документально оформленную процедуру получения оператором от субъекта его персональных данных, для их последующей обработки в соответствии с заявленными целями сбора. Следует отметить, что персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, позволяющих обрабатывать такие данные без согласия их субъекта (пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 закона «О персональных данных»). Однако приведенные в обращении обстоятельства к указанным основаниям не относятся.

Антон Касимов: «Организация пользуется сервисом электронной почты, чья серверная инфраструктура расположена за рубежом. На электронные почтовые ящики могут приходить электронные письма, содержащие персональные данные в неструктурированном виде. После получения письма работник осуществляет извлечение и внесение полученных персональных данных в базу данных, расположенную в России. То есть, на почтовых серверах могут храниться получаемые персональные данные в несистематизированном виде. Подпадает ли инфраструктура почтового сервиса под требования 242-ФЗ?»

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона №152-ФЗ персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Федеральным законом №242-ФЗ внесены изменения в статью 18 Федерального закона №152-ФЗ по ее дополнению новой частью 5, устанавливающей обязанность оператора при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 данного Федерального закона.

Учитывая изложенное, в случае, если на территории Российской Федерации происходит сбор персональных данных гражданина Российской Федерации, за исключением вышеуказанных случаев, оператор персональных данных должен будет соблюдать требования Федерального закона №242-ФЗ.

Татьяна Плотникова: «Имеет ли право оператор, юридическое лицо обрабатывать персональные данные индивидуального предпринимателя (покупателя продукции) в рамках исполнения договорных обязательств с ним (ФИО, адрес, ИНН, банковские реквизиты) в базах данных за пределами РФ (в странах с адекватной защитой), использующиеся для формирования налоговых (счет-фактура) и товаросопроводительных (товарная и товарно-транспортная накладная) документов по договору?»

На основании пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон №152-ФЗ) от 27 июля 2006 года допускается обработка персональных данных, когда она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона №152-ФЗ устанавливается, что трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иных требований, в соответствии с которыми может быть ограничена передача персональных данных за пределы территории Российской Федерации, рамках исполнения договора, в Федеральном законе №152-ФЗ не содержится.

Павел Тараничев: «Распространяются ли требования 242-ФЗ на зарубежные филиалы российских организаций? Отмечаю, что такие зарубежные филиалы российских организаций работают в иностранных юрисдикциях, их деятельность подчиняется иностранному праву, в том числе иностранному законодательству об обработке персональных данных, которое противоречит требованиям 242-ФЗ и не позволяет передавать полученные зарубежным филиалом персональные данные клиентов-граждан РФ в РФ».

Учитывая, что в соответствии с гражданским законодательством, филиал юридического лица не является самостоятельным юридическим лицом, оператором персональных данных, обрабатываемых таким филиалом, является юридическое лицо, создавшее филиал. Соответственно, на данное юридическое лицо (российскую организацию), а, соответственно, и на ее филиалы, полностью распространяются требования, устанавливаемые частью 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных»

Михаил Ченцов: «Когда на сайте Роскомнадзора РФ появится форма уведомления для предоставления операторами сведений о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, как того требует 242-ФЗ? В какие сроки необходимо будет предоставить такие сведения? Какая санкция будет применяться за нарушение сроков, если они будут установлены?»

Размещение на официальном сайте Роскомнадзора образца формы уведомления, доработанного с учетом положений 242-ФЗ, будет осуществлено после утверждения Минкомсвязью России приказа «О внесении изменений в Административный регламент по оказанию государственной услуги “Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных”». По существу вопроса о сроках предоставления информации о местонахождении баз данных сообщаем, что после вступления 242-ФЗ в силу операторы персональных данных в силу положений части 7 статьи 22 Федерального закона «О персональных данных» должны сообщить в Роскомнадзор сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней. В случае неисполнения указанного требования оператор может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Павел Филатов: «Являются ли свободно-наблюдаемые на кладбище данные усопших (ФИО, даты жизни) персональными данными, попадающими под действие 152-ФЗ? Если да, то какой порядок получения согласия на обработку этих данных?»

В соответствии с положениями части 7 статьи 9 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни. Положениями части 12 статьи 3 и части 2 статьи 7 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в отношении общедоступных персональных данных.

Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Таким образом, размещая на надмогильном сооружении соответствующие надписи, родственники сами делают персональные данные об усопшем, в том числе:

  • ФИО усопшего;
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • общедоступными, что по факту является их согласием на ознакомление сторонних лиц с такими персональными данными.

    minsvyaz.ru

    База данных закон россии

    После изменения российского законодательства, регулирующего хранение и обработку персональных данных, следом за введением принципа локализации баз персональных данных и блокировкой LinkedIn среди ИТ-специалистов все чаще возникают вопросы о том, какую информацию можно держать на зарубежных серверах.

    Поспешим успокоить наших свободолюбивых читателей: хранить персональные данные за пределами России все еще разрешено, но с оговорками. И если вы хотите соблюдать российское законодательство и, вместе с тем, обезопасить данные от возможных административных атак недоброжелателей — этот пост для вас. Мы сформулировали основные «правила игры», в соответствии с которыми сегодня осуществляется хранение и трансфер персональных данных граждан Российской Федерации за границу.

    Персонализируй это: что подразумевается под термином «персональные данные»

    Понять, чего именно требует российское законодательство, нелегко. Минкомсвязи, правда, подготовило памятку по основным вопросам обработки персональных данных, но ясной и доходчивой ее не назовешь (обращаем ваше внимание, что по данной ссылке любой желающий может задать уточняющий вопрос экспертам министерства, не стоит пренебрегать этой возможностью). Начнем хотя бы с вопроса о том, что такое «персональные данные». Как люди культурные мы должны сперва определить предмет разговора.

    В российском законе о персональных данных сказано следующее:

    «Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу»
    Это калька со статьи 2 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. Но, в отличие от соответствующей бумаги, данная формулировка не прозрачна. И столь же не современна, как калька. О какой именно информации идет речь?

    Минкомсвязи и Роскомнадзор избегают уточнять понятие «персональные данные», ссылаясь на отсутствие полномочий. Позиция ведомственных теоретиков от юриспруденции в этом случае сводится к известной шутке: «два юриста — три мнения». Так что желающим разобраться в вопросе на практике приходится самостоятельно изучать юридическую практику и принимать решения на свой страх и риск.

    Первое, что бросается в глаза, — закон «О персональных данных» защищает только физических лиц. При этом информация о них (с точки зрения закона) становится «персональными данными» только в случае, если ее можно с уверенностью соотнести с конкретным человеком.

    Как много и какие именно сведения необходимо собрать, чтобы они стали персональными данными, вопрос спорный. В странах Евросоюза персональными данными может стать практически любая информация, если она позволяет как-либо выделить человека, например, из массы пользователей сайта.

    Хорошей аналогией тут будет детективная работа. Как только информации становится достаточно, чтобы указать на преступника, она превращается в персональные данные, даже если сыщик не знает настоящего имени того высокого джентльмена, что единственный из подозреваемых курит трубку.

    Показателен в этом плане и вступающий в силу с 25 мая 2018 года регламент N 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС».
    В нем под термином «персональные данные» также понимается любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу, но этот термин подробно раскрывается:

    «Идентифицируемое лицо — это лицо, которое может быть идентифицировано, прямо или косвенно, в частности, посредством таких идентификаторов как имя, идентификационный номер, сведения о местоположении, идентификатор в режиме онлайн или через один или несколько признаков, характерных для физической, психологической, генетической, умственной, экономической, культурной или социальной идентичности указанного физического лица».
    Таким образом, в Европе в качестве персональных могут рассматриваться и большие данные, если их достаточно, чтобы выделить человека из толпы. Отметим, что Евгений Черешнев, руководитель компании Biolink Technologies, ввел в отечественный оборот термин «Цифровая ДНК», которым описывает совокупность «больших данных», позволяющую безошибочно определить данного конкретного пользователя. Я, как исследователь новых медиа, использую для того же явления термин «цифровой след».

    Российская Федерация разделяет с европейскими странами базовое определение персональных данных, но подход к составлению их перечня в стране долгое время был формальным и от того более узким.

    Персональными данными признавались фамилия, имя, отчество и номер телефона, дата рождения, дата регистрации, номер паспорта, ИНН, данные трудового договора в различных комбинациях, но не по отдельности.

    Кроме того, персональными данными признаются специфические сведения вроде информации об отпечатках пальцев, о геноме человека или о его здоровье.

    Но это не все. Олег Ефимов, управляющий партнер правового партнерства «Ефимов и партнеры», к которому мы обратились за консультацией по практической стороне вопроса, уточняет, что ранее суды этим и ограничивались, но с изменением позиции Роскомнадзора произошел переход к расширительному толкованию термина. Так, например, Роскомнадзор однозначно расценивает в качестве персональных данных сочетание имени и адреса электронной почты.

    В обновленном европейском законодательстве предусмотрены также ограничения на обработку персональных данных, «раскрывающих расовое или этническое происхождение, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, членство в профсоюзах, и обработку данных, касающихся состояния здоровья или половой жизни». Для операций с такой информацией необходимо получить отдельное согласие субъекта персональных данных.

    «Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается».
    Эти данные можно обрабатывать с письменного согласия лица, которому они принадлежат, а также если они являются общедоступными или обезличенными.

    Передача за рубеж: что ограничено, то не запрещено

    Россия входит в число стран, подписавших Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года, — и значит, может обмениваться данными с другими участниками конвенции без дополнительных формальностей.
    Передача данных в страну, не охваченную конвенцией, требует согласия их владельца. Его можно получить в письменном виде или запросить через форму на сайте.

    Дополнительно в юридическом поле появляется термин трансграничной передачи данных.

    «Трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу».

    Однако это определение может поменяться. Наш эксперт Олег Ефимов подсказывает, что на данный момент существует проект Федерального закона, где эта формулировка заметно упрощается: «трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства». Т.е. изменилась привязка с местоположения лица, которому принадлежат сервера, на географическое положение сервера. Сейчас этот проект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

    Сохранность данных

    Согласно разъяснениям Минкомсвязи, при трансграничной передаче персональных данных ответственность за их сохранность несет принимающая сторона. Так, например, два дата-центра, с которыми мы плотно сотрудничаем, находятся в Чехии, подписавшей Конвенцию 1981 года, и принадлежат чешскому юрлицу. И в нашем случае охрана информации будет осуществляться по чешским законам, обеспечивающим более надежную защиту от потенциальных рисков, включая, например, риски изъятия оборудования.

    При этом передавать персональные данные можно без дополнительного согласия их обладателей. Но юристы тут добавляют, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» оператор персональных данных обязан уведомить Роскомнадзор о наличии трансграничной передачи персональных данных, а их субъект имеет право получить от оператора информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных.

    Что подразумевается под локализацией

    Вернемся к законам. В чем же заключается требование о локализации баз с персональными данными на территории Российской Федерации?

    Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним, что законодательно данными российских граждан признается вся информация, собранная на территории Российской Федерации, если оператор персональных данных специально не уточнял вопрос гражданства.

    Оператор «обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации».

    Олег Ефимов сразу добавляет, что под «обработкой персональных данных» также понимают сбор, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, на которые требования о локализации баз данных не распространяются.

    При этом для целей профессиональных журналистов, СМИ, научной, литературной или иной творческой деятельности Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает исключение из правила.

    В остальных случаях оператор обязуется создавать базы, содержащие персональные данные российских граждан, и совершать с ними различные операции на территории России.

    Изображение: NewWay.biz

    Эту правовую норму придется учитывать при проектировании ИТ-инфраструктуры компании, но она не запрещает передавать базы персональных данных на сервера в других странах.

    Комментарий экспертов тут таков:

    Для соблюдения закона важно, чтобы на территории России оставалась основная, наиболее полная и актуальная база персональных данных. На прочих серверах можно размещать ее копии или части. Причем в таких дочерних базах персональные данные можно не только хранить, но и обрабатывать, но при условии, что данные будут использоваться в тех же целях, что и в основной базе данных.
    Поскольку в российском законодательстве нет узких определений баз данных и точных требований к тому, как именно с технической точки зрения должны храниться персональные данные, у компании, работающей с ними, остается возможность выбора.

    Ни гражданский кодекс, ни ГОСТ Р 20886-85, ни Модельный закон о персональных данных никак не ограничивают форму хранения данных и позволяют называть локализованной базой данных все: от полноценного цифрового хранилища любой архитектуры до таблиц в Excel или бумажной картотеки.

    В сухом остатке

    Изъятие оборудование, длительные отключения, незаконные блокировки — этим списком не исчерпываются проблемы, с которыми сталкиваются пользователи российских хостингов. В этом контексте решением проблемы видится зарубежный сервер.

    Как с точки зрения субъекта персональных данных, так и с позиции компании, оперирующей его данными, то же чешское законодательство как нельзя лучше подходит для размещения баз данных с такой важной информацией, как персональные данные. Например, доступ к любой информации или инфраструктуре клиента, размещенной в этой стране, возможен исключительно по решению чешского суда.

    Кроме того, местное законодательство позволяет использовать шифрование, которое в Российской Федерации потребовало бы дополнительной сертификации.

    Действующие в ЕС международные стандарты обеспечивают безопасность баз данных и беспрепятственную работу с ними с территории Российской Федерации, что также не противоречит требованиям российского закона о локализации персональных данных, который направлен на то, чтобы обеспечить присутствие иностранных компаний в России.

    Выполнение требований закона для отечественных организаций не столь обременительно и, при грамотном подходе, не мешает использовать иностранные хостинги так, как этого требуют бизнес-процессы и элементарные соображения безопасности бизнеса.

    m.habr.com

    Закон РФ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
    ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ

    (в ред. Федеральных законов от 24.12.2002 N 177-ФЗ,
    от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные понятия

    1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

    • программа для ЭВМ — это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;
    • база данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;
    • адаптация программы для ЭВМ или базы данных — это внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
    • модификация (переработка) программы для ЭВМ или базы данных — это любые их изменения, не являющиеся адаптацией;
    • декомпилирование программы для ЭВМ — это технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ;
    • воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных — это изготовление одного или более экземпляров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ;
    • распространение программы для ЭВМ или базы данных — это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или базе данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей;
    • выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных — это предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста), при условии, что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений;
    • использование программы для ЭВМ или базы данных — это выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот (в том числе в модифицированной форме). Не признается использованием программы для ЭВМ или базы данных передача средствами массовой информации сообщений о выпущенной в свет программе для ЭВМ или базе данных.
    • 2. Под правообладателем в настоящем Законе понимается автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительным правом на программу для ЭВМ или базу данных в силу закона или договора.
      (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

      Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

    • Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных. (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
    • Программы для ЭВМ и базы данных относятся настоящим Законом к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
    • Правила, предусмотренные настоящим Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности. (п. 3 введен Федеральным законом от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
    • Статья 3. Объект правовой охраны

    • Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства.
    • Авторское право распространяется на программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора (соавторов). Творческий характер деятельности автора (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
    • Предоставляемая настоящим Законом правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
    • Предоставляемая настоящим Законом правовая охрана распространяется на базы данных, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права.
    • Предоставляемая настоящим Законом правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.
    • Авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на программы для ЭВМ и базы данных.
    • Статья 4. Условия признания авторского права

    • Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных возникает в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей.
    • Правообладатель для оповещения о своих правах может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов.
    • Статья 5. Авторское право на базу данных

      1. Авторское право на базу данных, состоящую из материалов, не являющихся объектами авторского права, принадлежит лицам, создавшим базу данных.
      2. Авторское право на базу данных признается при условии соблюдения авторского права на каждое из произведений, включенных в эту базу данных.
      3. Авторское право на каждое из произведений, включенных в базу данных, сохраняется. Эти произведения могут использоваться независимо от такой базы данных.
      4. Авторское право на базу данных не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и организацию произведений и материалов, входящих в эту базу данных.
      5. Статья 6. Срок действия авторского права

      6. Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
      7. Срок окончания действия авторского права на программу для ЭВМ и базу данных, созданные в соавторстве, исчисляется со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
      8. Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, выпущенные анонимно или под псевдонимом, действует с момента их выпуска в свет в течение 50 лет. Если автор программы для ЭВМ или базы данных, выпущенных в свет анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или принятый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, то применяется срок охраны, предусмотренный пунктом 1 данной статьи.
      9. Личные права автора на программу для ЭВМ или базу данных охраняются бессрочно.
      10. Статья 7. Сфера действия настоящего Закона

        Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, впервые выпущенные в свет на территории Российской Федерации либо не выпущенные в свет, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме, действует на территории Российской Федерации. Оно признается за автором, его наследниками или иными правопреемниками автора независимо от гражданства.

        Авторское право признается также за гражданами Российской Федерации, программа для ЭВМ или база данных которых выпущена в свет или находится в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства, или за их правопреемниками.
        За другими лицами авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, впервые выпущенные в свет или находящиеся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства, признается в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

        Глава 2. АВТОРСКИЕ ПРАВА
        (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

        Статья 8. Авторство

      11. Автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого они созданы. Если программа для ЭВМ или база данных созданы совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то независимо от того, состоит ли программа для ЭВМ или база данных из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такой программы для ЭВМ или базы данных.
      12. В случае, если части программы для ЭВМ или базы данных имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть.
      13. Статья 9. Личные права

        Автору программы для ЭВМ или базы данных независимо от его имущественных прав принадлежат следующие личные права:
        право авторства — то есть право считаться автором программы для ЭВМ или базы данных;
        право на имя — то есть право определять форму указания имени автора в программе для ЭВМ или базе данных: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно; право на неприкосновенность (целостность) — то есть право на защиту как самой программы для ЭВМ или базы данных, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора; (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ) право на обнародование программы для ЭВМ или базы данных — то есть право обнародовать или разрешать обнародовать путем выпуска в свет (опубликования) программы для ЭВМ или базы данных, включая право на отзыв. (абзац введен Федеральным законом от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

        Статья 10. Исключительное право
        (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

        Автору программы для ЭВМ или базы данных или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять и (или) разрешать осуществление следующих действий:

      14. абзац исключен. — Федеральный закон от 24.12.2002 N 177-ФЗ;
      15. воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;
      16. распространение программы для ЭВМ или базы данных;
      17. модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой;
      18. иное использование программы для ЭВМ или базы данных.

    Статья 11. Передача исключительного права
    (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

  • Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных может быть передано полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ). Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.
  • Исключительное (имущественное) право на программу для ЭВМ или базу данных переходит по наследству в установленном законом порядке. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Статья 12. Принадлежность исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных

    (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

  • Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, созданные работником (автором) в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное. В случае, если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит работодателю, работник (автор) имеет право на вознаграждение, порядок выплаты и размер которого устанавливаются договором между работником (автором) и работодателем.
  • Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным или муниципальным контрактом на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик. (п. 2 в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  • В случае, если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан заключить с указанными им лицом или лицами договор о безвозмездном предоставлении права на использование программы для ЭВМ или базы данных при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. (п. 3 в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  • Вознаграждение автору программы для ЭВМ или базы данных, не являющемуся правообладателем, выплачивается лицом, получившим исключительное право в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Порядок выплаты и размер вознаграждения устанавливаются договором между автором и правообладателем.
  • Статья 13. Право на регистрацию

  • Правообладатель непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права может по своему желанию зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, за исключением программ для ЭВМ и баз данных, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Заявка на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (далее — заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать: заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и их местонахождения (местожительства); депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или основания для освобождения от уплаты государственной пошлины. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Правила оформления заявки на регистрацию определяет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • После поступления заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и их соответствие требованиям, изложенным в пункте 2 данной статьи. При положительном результате проверки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство об официальной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программах для ЭВМ и базах данных в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ) По запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности или по собственной инициативе заявитель вправе до публикации сведений в официальном бюллетене дополнять, уточнять и исправлять материалы заявки. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Порядок официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств об официальной регистрации, перечень указываемых в них сведений, а также перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (п. 4 в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Договоры о полной или частичной передаче исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы по соглашению сторон в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (п. 5 в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное.

    Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ

    Статья 14. Использование программы для ЭВМ или базы данных по договору с правообладателем

  • Использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами (пользователями) осуществляется на основании договора с правообладателем, за исключением случаев, указанных в статье 16 настоящего Закона.
  • Договор на использование программы для ЭВМ или базы данных заключается в письменной форме.
  • При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Статья 15. Свободное воспроизведение и адаптация программы для ЭВМ или базы данных

  • Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения дополнительного разрешения правообладателя осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправление явных ошибок. Запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя в сети, если иное не предусмотрено договором с правообладателем.
  • В изъятие из положений абзаца третьего статьи 10 настоящего Закона лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения: осуществлять адаптацию программы для ЭВМ или базы данных; изготавливать или поручать изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и при необходимости (в случае, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодным для использования) для замены правомерно приобретенного экземпляра. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.
  • Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения декомпилировать или поручать декомпилирование программы для ЭВМ с тем, чтобы изучать кодирование и структуру этой программы при следующих условиях: информация, необходимая для взаимодействия независимо разработанной данным лицом программы для ЭВМ с другими программами, недоступна из других источников; информация, полученная в результате этого декомпилирования, может использоваться лишь для организации взаимодействия независимо разработанной данным лицом программы для ЭВМ с другими программами, а не для составления новой программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право; декомпилирование осуществляется в отношении только тех частей программы для ЭВМ, которые необходимы для организации такого взаимодействия.
  • Статья 16. Свободная перепродажа экземпляра программы для ЭВМ или базы данных

    Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения.

    Глава 4. ЗАЩИТА ПРАВ

    Статья 17. Нарушение авторских прав. Контрафактные экземпляры программы для ЭВМ или базы данных
    (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

  • Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторских прав. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторских прав. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)
  • Контрафактными являются также экземпляры охраняемой в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимые в Российскую Федерацию из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.
  • Статья 18. Защита прав на программу для ЭВМ и базу данных

  • Автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения лицом, нарушившим исключительное право, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством; (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ) абзацы пятый — шестой исключены. — Федеральный закон от 24.12.2002 N 177-ФЗ; принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
  • За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд.
  • Исключен. — Федеральный закон от 24.12.2002 N 177-ФЗ.
  • Статья 19. Арест контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных

    На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, воспроизведенные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования в нарушение прав авторов программы для ЭВМ или базы данных и иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленном законом.

    Статья 20. Иные формы ответственности

    Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН
    Москва, Дом Советов России
    23 сентября 1992 года
    N 3523-1

    www.urisconsult.spb.ru

    Еще по теме:

    • Закон 210 об оказании услуг Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" С изменениями и дополнениями от: 6 апреля, 27 июня, 1, […]
    • Изменения в законе о муниципальной службе 2013 Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ"О муниципальной службе в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г., 17 июля 2009 […]
    • Правила 129 Правила 129 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего документов в БД: ПРИКАЗ МИНИСТРА […]
    • Приказ 216н минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. N 216н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения […]
    • Фз закон об акционерных обществах Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 […]
    • Защита прав потребителя 19 Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.