Что такое бюджетные полномочия организации

Бюджетные полномочия органов государственной власти Российской Федерации

В советском и российском законодательствах, в юридической литературе широко применялся термин «бюджетные права» для характеристики прав государства, его административно-территориальных единиц и соответствующих органов власти в сфере бюджетных правоотношений. Права в данном случае понимаются как меры возможного поведения. Однако бюджетные права в большинстве случаев взаимосвязаны с юридическими обязанностями. Например, право законодательных (представительных) органов власти принимать бюджет тесно связано с необходимостью принятия бюджета и обязанностью данных органов принять бюджет, поэтому правильнее было бы говорить не о бюджетных правах, а о полномочиях (или компетенции) тех или иных органов власти в бюджетной сфере.

В теории права полномочия предоставляются законом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу. Такой же подход воспринят и в новой редакции Бюджетного кодекса РФ, действующей с 1 января 2008 г.: в ст. 7, 8, 9 определены бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления как установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Уровень полномочий тех или иных органов власти определяется местом этих органов в системе управления обществом и государством. Самыми широкими полномочиями в области регулирования бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Более ограниченный перечень бюджетных прав распространяется на субъекты РФ и органы местного самоуправления. Разграничение бюджетной компетенции установлено Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ.

Российская Федерация — суверенное государство, субъект международного права. Б силу этого Российская Федерация имеет право на самостоятельный бюджет.

Путем распределения полномочий в сфере бюджетных отношений на федеральном уровне устанавливаются общие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, принимаются законы, устанавливающие правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений; определяются основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства страны.

Можно выделить следующие основные группы полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования бюджетных правоотношений.

1. Право устанавливать общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Эти принципы устанавливаются федеральным законом (п. 3 ст. 75 Конституции РФ). Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ находится в компетенции Российской Федерации.

2. На федеральном уровне устанавливается разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами бюджетной системы РФ, т.е. определяются расходы: финансируемые исключительно из федерального бюджета; финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ; финансируемые исключительно из местных бюджетов; совместно финансируемые из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

3. В компетенции органов государственной власти Российской Федерации находятся вопросы определения основ:

  • составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • установления порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета;
  • утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении;
  • утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 7 БК РФ).
  • Федеральные органы государственной власти организуют составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    4. В компетенции органов государственной власти РФ находится утверждение бюджетной классификации РФ.

    5. Органы государственной власти РФ обладают рядом полномочий в области регулирования государственного и муниципального долга:

    • определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
    • установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; управление долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
    • осуществление государственных заимствований РФ и предоставления кредитов иностранным государствам, а также управления государственным долгом РФ;
    • формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований (ст. 7 БК РФ).

    6. Органы государственной власти Российской Федерации имеют ряд полномочий по регулированию межбюджетных отношений:

    • устанавливают общие принципы и условия предоставления бюджетных трансфертов;
    • определяют порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
    • предоставляют финансовую помощь и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
    • 7. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за использованием переданных в нижестоящие бюджеты средств.

      На федеральном уровне должны устанавливаться государственные минимальные социальные стандарты — государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и из бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории страны. На уровне РФ устанавливаются также нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг.

      Федеральные органы государственной власти устанавливают единые формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ решение данных вопросов находится в компетенции Министерства финансов РФ.

      На федеральном уровне определены перечень и порядок формирования государственных внебюджетных фондов, организационные вопросы управления их деятельностью.

      www.konspekt.biz

      БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

      Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

      Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ» в других словарях:

      Бюджетные полномочия — установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса … Официальная терминология

      бюджетные полномочия — Право утверждения расходов согласно бюджету. Иногда также – право на распоряжение/корректировку самого бюджета (подразделения) в рамках определенных лимитов. [http://www.lexikon.ru/dict/uprav/index.html] Тематики бухгалтерский учет EN… … Справочник технического переводчика

      Бюджетные полномочия РФ — К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и… … Официальная терминология

      БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — (ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению… … Юридическая энциклопедия

      Бюджетные полномочия органов госвласти субъектов РФ — К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63 ФЗ) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных… … Официальная терминология

      Бюджетные полномочия органов местного самоуправления — 1. К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63 ФЗ) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления… … Официальная терминология

      Бюджетные полномочия (BUDGETARY AUTHORITY) — Право утверждения расходов согласно бюджету. Иногда также – право на распоряжение/корректировку самого бюджета (подразделения) в рамках определенных лимитов … Словарь терминов по управленческому учету

      ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ — БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) … Юридическая энциклопедия

      ПОЛНОМОЧИЯ БЮДЖЕТНЫЕ — БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) … Юридическая энциклопедия

      ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БЮДЖЕТНЫЕ — БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) … Юридическая энциклопедия

      finance_loan.academic.ru

      Бюджетные полномочия Российской Федерации

      Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 Бюджетного кодекса РФ.

      Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:

      1. полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;
      2. полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти.
      3. К первой группе полномочий относятся, в частности:

        1. установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
        2. определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
        3. установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;
        4. установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
        5. определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
        6. определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
        7. определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
        8. установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ;
        9. установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.

        Ко второй группе полномочий относятся:

          установление порядка:

        а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
        б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
        в) осуществления контроля за их исполнением;
        г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
        д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

      4. определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ;
      5. установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
      6. предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
      7. осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др.
      8. be5.biz

        Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

        Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти
        Федеральные органы государственной власти осуществляют бюджетные полномочия:
        1) устанавливают общие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
        2) определяют основы составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
        3) устанавливают порядок составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
        4) составляют и рассматривают проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
        5) устанавливают порядок составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов, утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;
        6) устанавливают порядок разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
        7) определяют порядок установления и исполнения расходных обязательств РФ;
        8) определяют порядок установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
        9) определяют основы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
        10) определяют порядок установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
        11) устанавливают нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ; 12)определяют общие принципы предоставления и формы межбюджетных трансфертов;
        13) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
        14) предоставляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
        15) устанавливают порядок осуществления заимствований РФ;
        16) осуществляют государственные заимствования РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ;
        17) устанавливают единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;
        18) устанавливают унифицированные формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;
        19) устанавливают основания и порядок временного осуществления федеральными органами государственной власти отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
        20) устанавливают порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
        21) иные бюджетные полномочия.

        Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ
        Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия:
        1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
        2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
        3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
        4) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
        5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
        6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
        7) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
        8) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
        9) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;
        9) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;
        10) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
        11) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
        12) иные бюджетные полномочия.
        Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:
        1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществляют контроль за его исполнением и утверждают отчет об исполнении местного бюджета;
        2) составляют и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;
        3) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
        4) осуществляют муниципальное заимствование, управление муниципальным долгом;
        5) устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
        6) иные бюджетные полномочия.
        Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные полномочия:
        1) устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
        2) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
        3) определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
        Органы местного самоуправления поселений осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

        einsteins.ru

        Полномочия участников бюджетного процесса

        Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами и обязанностями соответствующих органов власти.

        Согласно ст. 6 БК бюджетные полномочия — это установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

        В соответствии со ст. 152 БК участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; высшее должностное лицо субъекта РФ; глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных Банк России; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

        Правовой статус участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти, установлен БК, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

        К полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти относятся; рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующего уровня, а также отчетов об их исполнении; осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формирование и определение правового статуса органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля; осуществление других полномочий в соответствии с БК, Федеральными законами «О парламентском контроле», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

        К органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся: Счетная палата РФ; контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований; Федеральная служба финансов о-бюджета ого надзора; органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

        Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия:

      9. по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
      10. экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
      11. экспертизе государственных (муниципальных) программ;
      12. анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
      13. подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
      14. другим вопросам, установленным Федеральными законами «О Счетной палате Российской Федерации» и «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
      15. Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций) , обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в целях осуществления ею анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

        К полномочиям исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) относятся: обеспечение составления проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разработка и утверждение методики распределения и (или) порядков предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечение исполнения бюджета и составление бюджетной отчетности; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов; управление государственным (муниципальным) долгом.

        Полномочиями финансовых органов в бюджетном процессе являются: составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); представление его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган; организация исполнения бюджета; установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы обязаны ежемесячно составлять отчет о кассовом исполнении бюджета.

        Основная функция Федерального казначейства в бюджетном процессе заключается в осуществлении бюджетных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

        Банк России, будучи участником бюджетного процесса, совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Кроме названных полномочий Банк России обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

        Отдельные операции со средствами бюджета могут осуществлять кредитные организации. На основании агентского соглашения они могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими функций по обслуживанию счетов бюджетов — для реализации этих полномочий. Отметим, что полномочия Банка России в бюджетном процессе были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении № 12-П признал их не противоречащими Конституции.

        Реализация в бюджетном процессе принципа разделения властей обусловливает разграничение бюджетно-контрольных полномочий между представительной и исполнительной ветвями власти.

        К органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся: Счетная палата РФ; контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований; Федеральная служба финансов о-бюджеты ого надзора; органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

          Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в целях осуществления ею анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

          Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

          Главный распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

          Главный распорядитель бюджетных средств обладает широкими полномочиями, в том числе: исполняет соответствующую часть бюджета, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий условий, установленных при их предоставлении; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность в рамках своих полномочий, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные бюджетным законодательством.

          Важным полномочием главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования является реализация в суде функций представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию:
          1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
          2) предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

          Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Названный участник бюджетного процесса осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; в случае и порядке, установленным соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

          Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти и должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств несут ответственность за эффективное и целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств.

          Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:

        • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
        • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств (п. 1 ст. 160.2-1 БК).
        • Неотъемлемыми участниками бюджетного процесса выступают главный администратор, администратор доходов бюджета, а также главный администратор и администратор источников финансирования дефицита бюджета.

          Главный администратор доходов бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России или иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета. Рассматриваемый участник бюджетного процесса формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представляет сведения для составления и ведения кассового плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.

          Администратор доходов бюджета — это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ. Данный участник бюджетного процесса осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для реализации возврата в порядке, установленном Минфином России; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для выполнения полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета.

          Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета (п. 2 ст. 160.2-1 БК).

          Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Бюджетные полномочия рассматриваемого субъекта заключаются в следующем: он формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

          Администратор источников финансирования дефицита бюджета — это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. Названный участник бюджетного процесса обладает следующими полномочиями: осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность; в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится.

          Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (п. 3 ст. 160.2-1 БК).

          Непосредственное использование бюджетных средств и исполнение бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств. Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, несводящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Названный участник бюджетного процесса: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигновании; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

          Перечисленные полномочия участников бюджетного процесса не являются исчерпывающими, поскольку БК допускает предоставление им дополнительных прав и возложение на них иных обязанностей. Основное условие расширения правового статуса участников бюджетного процесса — установление дополнительных полномочий актами бюджетного законодательства.

          psyera.ru

          Еще по теме:

          • Закон за бюджета 2008 Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ"Об исполнении федерального бюджета за 2008 год" Принят Государственной Думой 16 декабря 2009 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года О федеральном бюджете на […]
          • Взятка размер 2012 Взятка размер 2012 Как сообщил председатель ассоциации адвокатов России "За права человека" Евгений Архипов, в период с 1 августа 2011г. по 1 августа 2012г. в приемную поступило 7 тыс. 220 обращений. По его словам, Москва на этот раз уступила место по количеству жалоб Приморскому краю, однако осталась в тройке […]
          • Статья 15 закона no 255-фз Вопросы, касающиеся назначения, исчисления и выплаты пособий Вопрос № 1. Какая предельная величина базы для начисления страховых взносов применяется за 2009 год, в случае если расчет пособия производится исходя из заработной платы за 2009 и 2010 год? Ответ: 415 000 рублей. (Основание - часть 4 статьи 8 Федерального […]
          • Материалы поступившие при ликвидации объектов основных средств приходуются записью Запись на стене Тема 2.2. Учет основных средств Выберите правильный ответ1. Основные средства — это средстваа) труда;2. Формирование основных средств в организациях осуществляется посредствомб) капитальных вложений.Выберите правильные ответы3. Капитальные вложения — это долгосрочные инвестиции ва) развитие основных […]
          • Иркутская область материнский капитал Региональный материнский капитал в Иркутской области и Иркутске в 2018 году Областной материнский капитал в Иркутской области учрежден Законом Иркутской области от 3.11.2011 г. N 101-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области" в размере 100 000 рублей. Право на областной […]
          • Альметьевские суды Судебный участок №3 по Альметьевскому судебному району, Альметьевск Полезная информация E-mail: [email protected] Мировой судья: Французова Любовь Федоровна Прикрепленные территории: город Альметьевск: ул. Грибоедова, ул. Кирова (нечетная сторона), ул. Труда, ул. Крупской, ул. Красноармейская, ул. Лермонтова (до ул. […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.