Какова экономическая сущность налога

Экономическая сущность налогов

Налоги — важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения — армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами — доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства — короля, императора, монарха, и регалиями — доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта.

Налоговые отношения — это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства — бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Из сказанного можно заключить, что налог — определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

— необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

— необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;

— долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса);

— создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

www.lovege.ru

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы неразрывно связано с развитием общества, с изменением форм государственного устройства.

Необходимо различать понятия «налог» и «сбор». Отличительными признаками налога являются обязательность, индивидуальность, безвозмездность, смена формы собственности. Сущность налогов проявляется через их функции, причем в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по этому вопросу отсутствует. Основной функцией является фискальная, признание регулирующей (распределительной или экономической) и контрольной функций зависит от той или иной школы в области налогообложения. Обобщенной характеристикой действия налогов считается налоговое бремя, определяющее долю изъятий в совокупном доходе государства, а также отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.

Налог должен быть точно определен. В большинстве стран мира получили распространение следующие названия элементов налога: налогоплательщик (субъект налогообложения), объект и источник налога, налоговая база, налоговый период, налоговая став-

9 I ка (норма налогового обложения), порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Наиболее ярко и точно они были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая была издана в 1776 г. Эти принципы налогообложения (справедливость, определенность, удобство и экономия) прошли испытание временем, актуальны сегодня, и их по праву называют классическими. Со временем перечень названных принципов был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов, выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Разработаны четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями глав 1, 3, 7-9 НК РФ.

Вопросы для самопроверки 1.1.

Как взаимосвязаны изменение государственного устройства и налоговая система? 1.2.

Назовите основные этапы развития финансовой системы, укажите их взаимосвязь с развитием налогообложения. 1.3.

С каким этапом развития общества связывают возникновение налоговой системы? 1.4.

Почему налоги являются необходимым условием существования государства? 1.5.

Какова экономическая сущность налогов? 1.6. Между какими субъектами возникают налоговые отношения? 1.7.

Дайте определение налога и сбора. 1.8.

Назовите общие и отличительные черты, присущие налогу и сбору. 1.9.

Раскройте роль налогов в формировании доходной части бюджета государства. 1.10.

За счет каких источников формируются федеральный, региональный и местный бюджеты? 1.11.

Какие функции присущи налогам? 1.12.

Как проявляется на практике фискальная функция налогов? 1.13.

От каких факторов зависит значение фискальной функции? 1.14.

Раскройте содержание экономической функции налога. 1.15.

Назовите элементы налогообложения. 1.16.

Объясните необходимость установления элементов налога. 1.17.

Каково содержание понятий «налогоплательщик» и «налоговый агент»? 1.18.

Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения? 1.19.

Сформулируйте определение понятия «реализация товаров, работ, услуг». 1.20.

Каково определение понятия «объекты налогообложения»? 1.21.

Что такое облагаемая база и единица налогообложения? 1.22.

Как определяется понятие «налоговая ставка»? 1.23.

Что понимается под налоговым и отчетным периодами? 1.24.

Может ли быть изменен срок уплаты налога или сбора региональным законодательством? 1.25.

Какие существуют способы уплаты налогов? 1.26.

Что представляет собой отсрочка или рассрочка по уплате налога? 1.27.

Каково определение понятия «налоговый кредит»? 1.28.

По каким видам налогов может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит? 1.29.

Назовите классические принципы налогообложения. Дайте их характеристику. 1.30.

Какие принципы налогообложения учитывались при разработке налоговой системы Российской Федерации? 1.31.

Как рассчитывается налоговое бремя? 1.32.

Назовите методы налогообложения. 1.33.

В чем заключается метод прогрессивного налогообложения? 1.34.

Какой из методов налогообложения является наиболее справедливым?

Сущность налога — это:

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организаций;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами. 1.2.

Экономическое содержание налога выражается взаимо- ?

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов. 1.3.

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей. 1.4.

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей. 1.5.

Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица; в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

Субъект налогообложения — это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организация, физическое лицо или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

Объектами налогообложения могут являться:

а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога; б) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. 1.10.

Налоговая ставка — это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц. 1.11.

Налоговый период — это:

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой организации. 1.12.

Налоговая база — это:

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации. 1.13.

Какое из следующих положений является одним из принципов построения налоговой системы, установленных НК РФ: а) порядок предоставления налоговых кредитов;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;

в) формы налогового контроля;

г) научный подход при установлении элементов налога. 1.14.

Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом, является:

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности;

в) принцип эластичности;

г) принцип достаточности. 1.15.

Сущность принципа удобства состоит в том, что:

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении. 1.16.

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога или сбора, не уплаченная по окончании календарного года. 1.17.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой:

а) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации;

б) имеют материальное выражение и могут быть реализованы в процессе внутренней деятельности организации; в) имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

г) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей только другой организации. 1.18.

Не признается реализацией товаров, работ, услуг:

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации юридического лица;

г) передача товаров для собственного потребления. 1.19.

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц. 1.20.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц и перечислению их в бюджет;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. 1.21.

Доходом признается экономическая выгода, выраженная:

а) только в денежной форме;

б) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;

в) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета;

г) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета для резидентов России. 1.22.

Дивидендами признается любой доход, полученный:

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом Российской Федерации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим этому резиденту акциям. 1.23.

Цена товаров (работ, услуг) для целей налогообложения принимается:

а) как рыночная цена на момент совершения сделки;

б) как средневзвешенная величина, рассчитанная исходя из цен сделок, совершенных за календарный месяц;

в) как цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

г) как рыночная цена на момент оплаты товаров (работ, услуг). 1.24.

Взаимозависимыми лицами признаются:

а) головная организация и ее подразделения;

б) организации, расположенные на территории одного муниципального образования;

в) организации и физические лица, подлежащие постановке на учет в федеральной налоговой службе, расположенной на территории одного субъекта Российской Федерации;

г) физические лица и организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности. 1.25.

Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается:

а) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного экономического района;

в) средневзвешенная цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на всей территории Российской Федерации;

г) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях. 1.26.

При отсутствии на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), сделок по идентичным товарам (работам, услугам) для определения рыночной цены используется:

а) затратный метод;

б) цена однородных товаров, ввезенных на территорию России;

в) цена идентичных товаров, производимых в странах Западной Европы;

г) цена идентичных товаров, производимых в государствах — бывших республиках СССР, с которыми заключены договоры о торговом сотрудничестве. 1.27.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются:

а) рыночные цены (тарифы);

б) указанные цены (тарифы);

в) рыночные цены, определяемые в соответствии с НК РФ;

г) рыночные цены (тарифы), сложившиеся по месту постановки на учет налогоплательщика.

Определите признаки, разделяющие понятия «налог» и «сбор»: регистрационный характер, безэквивалентность, обязательность, правопреемственность, принудительность, разрешительный характер, нерегулярный характер уплаты, уплата до начала хозяйственной деятельности. 1.2.

С 1 января 2001 г. по налогу на прибыль отменены льготы, в том числе инвестиционные. Объясните, как это изменение может повлиять на развитие производства. 1.3.

Платежи по земельному налогу решено направлять в бюджет муниципальных образований. Какая функция налога использована? 1.4.

Государственная политика направлена на увеличение налоговых поступлений в бюджет, вследствие чего была уменьшена ставка налога на доходы физических лиц с 15 до 13%. Посредством какой функции государство проводит свою политику? Объясните схему увеличения налоговых поступлений в бюджет. 1.5.

Из перечисленных принципов налогообложения выберите принципы, сформулированные А. Смитом: определенность, однократность обложения, достаточность, удобство, экономичность, научный подход, справедливость, гибкость. 1.6.

Определите элементы налога на имущество организаций. 1.7.

Рассчитайте налоговое бремя налогоплательщика исходя из следующих данных: объем произведенной продукции — 4500 тыс. руб., прибыль организации — 320 тыс. руб., фонд оплаты труда — 540 тыс. руб., сумма налоговых платежей — 720 тыс. руб. 1.8.

Исчислите сумму налога, которую должно уплатить юридическое лицо. Доход юридического лица равен 1200 тыс. руб., данные по ставкам налога приведены в таблице. Сделайте вывод, какой из методов налогообложения наиболее предпочтителен для налогоплательщика.

Данные по ставкам налога Доход, руб. Простая поразрядная прогрессия, руб. Относительная поразрядная прогрессия, % Сложная поразрядная прогрессия, % 0-200 000 20 000 2 3 200 001-400 000 25 000 4 5 400 001-600 000 30 000 7 8 600 001-800 000 35 000 10 12 Свыше 800 000 40 000 12 15 1.9. Исчислите сумму налога, которую должно уплатить юридическое лицо. Доход юридического лица равен 1000 тыс. руб. Ставка налога по пропорциональному методу равна 10%. Ставки налога для других методов налогообложения приведены в таблице. Сделайте вывод, какой из методов налогообложения наиболее предпочтителен для юридического лица.

Ставка налога для других методов Доход, руб. Простая поразрядная прогрессия, руб. Относительная поразрядная прогрессия, % Сложная поразрядная прогрессия, % 0-200 000 15 000 2 3 200 001-400 000 20 000 3 5 400 001-600 000 25 000 5 8 600 001-800 000 30 000 7 12 Свыше 800 000 35 000 10 15 Примерный план проведения семинарских занятий

Объективная необходимость налогов. 2.

Экономическое содержание налогов, их эволюция. 3.

Функции налогов, их взаимосвязь. 4.

Выполнить задания 1.1 и 1.3; ответить на тесты (выбор номеров в соответствии с изучаемым материалом).

Задание на дом: 1)

ответить на тесты (выбор номеров в соответствии с изучаемым материалом); 2)

выполнить задания 1.2 и 1.4.

Элементы налогообложения, их определение и характеристика. 2.

Классические принципы налогообложения, их сущность. 3.

Современные принципы налогообложения, их характеристика и связь с классическими принципами. 4.

Основные методы налогообложения. 5.

Выполнить задания 1.5, 1.6 и 1.9; ответить на тесты (выбор номеров в соответствии с изучаемым материалом).

выполнить задание 1.8; 3)

составить задачу по методам налогообложения и решить ее.

Контрольная работа 1.

Ответить на тесты (по выбору преподавателя). 2.

Решить одну из следующих задач. 1.1.

Исчислите суммы налога, которые должны уплатить физические лица, различными методами налогообложения. Доход первого физического лица равен 100 тыс. руб., доход второго физического лица — 150 тыс. руб. Ставки налога приведены в таблице.

Ставки налога Доход, руб. Простая поразрядная прогрессия, руб. Относительная поразрядная прогрессия, % Сложная поразрядная прогрессия, % 0-30 000 2 500 3 3 30 001-60 000 3 500 5 7 60 001-90 000 4 500 7 9 90 001-120 000 6 000 9 12 Свыше 120 000 8 000 12 15 1.2. Рассчитайте налоговое бремя налогоплательщика исходя из следующих данных бухгалтерского учета: объем произведенной продукции — 10 700 тыс. руб.; остаточная стоимость основных средств — 4500 тыс. руб.; сумма начисленных налоговых платежей — 720 тыс. руб.; фонд оплаты труда — 420 тыс. руб.; сумма уплаченных налоговых платежей — 650 тыс. руб. 1.3.

Определите элементы налога на доходы физических лиц.

uchebniki-besplatno.com

Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В настоящее время НДС — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он — довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом.

Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие — косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

www.financelike.ru

Экономическая сущность налога

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Налоги как экономическая категория

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги — это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира — начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (XVI—Х VIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы Налогообложения. Законченную форму представления о налогах приобрели в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т.е. налоговая теория, представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена, которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена — атомистическая теория (по другому — теория общественного договора, теория публичного договора — С. Вобан, Ш.Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие моно-капиталистических отношений в XIX—XX вв. — третий — четвертый этапы в эволюции налоговых форм, и научных взглядов на налоги — сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем, основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, те происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И.М. Кулишера, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т.е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом, принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается «лишняя» денежная масса).

В теории экономики предложения, сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними, так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий, Советские ученые М,М, Агарков, А,В, Бачурин, Г,Л, Марьяхин, М,И, Пискотин, ГП, Солюс и др,, анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме, В трудах А,М, Александрова, А,М, Бирмана, Э,А, Вознесенского, В,П, Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90Х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А,В, Брызгалина, И,В, Горского, Л,П, Павловой, В.Г, Панскова, И,Г, Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф, Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей: Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким, образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории «налог» останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий — необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория — это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющими выделить ее из множества других.

Любая экономическая категория, по определению профессора Э.А. Вознесенского:

1) должна быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;

2) выражать реально существующие экономические отношения;

3) иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории «налог». Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место, значит, налог — экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории.

Налог — совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе РФ. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

1) обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему;

2) индивидуальный платеж налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя;

3) безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.

Функции налогов

Ранее мы уже говорили о функциях налогов. Вернемся к этой теме.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории. Единого мнения среди экономистов по поводу функций налогов не существует. Однако в основном все выделяют:

фискальную функцию. Посредством этой функции выполняется главное предназначение налогов — формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для фискального обеспечения деятельности органов государственной власти и управления;

регулирующую, или экономическую, функцию. Реализуя эту функцию, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие (налоговыми льготами или санкциями), усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения (ставки подоходного налога и пр.).

Другие придерживаются мнения, что налоги выполняют фискальную, распределительную, контрольную, регулирующую и поощрительную функции.

Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями населения. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных граждан за счет возложения налогового бремени на более «сильных». В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) считается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

Регулирующая функция налогообложения проявляется в регулировании экономических отношений. Она направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики.

С ее помощью регулируются экономические процессы, при этом рассматриваются такие подфункции, как:

Стимулирующая подфункция — поддержка развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Осуществляется поддержка отдельных отраслей, видов деятельности.

Диссимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление повышенного уровня налогообложения для ограничения занятий определенным видом деятельности, например игорным бизнесом.

Благодаря воспроизводственной подфункции аккумулируются средства на восстановление используемых ресурсов, например плата за пользование всеми природными ресурсами, поскольку они ограничены и государство возмещает использование таких ресурсов.

Фискальная и регулирующая (экономическая) функции находятся в противоречии друг с другом, так как одна предполагает увеличение налогов, а другая — их снижение.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах, т.е. с помощью контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, контролируются виды деятельности и финансовые потоки.

Поощрительная функция представляет собой приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Не следует смешивать функции экономической категории и роль, которую она выполняет. Справедливо, на наш взгляд, выделение двух функций, присущих налогу как экономической категории: фискальной и регулирующей (экономической).

В результате практического использования налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство ставит следующие цели.

Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части бюджето1в разных уровней, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов бюджетов.

Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Это достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом, проявляется регулирующая роль налогов. Экономический механизм системы налогообложения достигает поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех организаций независимо от формы собственности. Этот механизм должен обеспечивать заинтересованность организаций в получении большого дохода посредством использования таких элементов налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты.

Это в свою очередь позволит решить ряд задач:

— насыщения товарами и услугами потребительского рынка;

— ускорения научно-технического прогресса;

— обеспечения насущных социальных потребностей населения.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом борьбы С цикличностью в экономике и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. В мировой практике выработано и используется множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источникам уплаты, формам взимания и т.д. Это позволяет в большей мере охватывать все многообразие видов доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать негативное влияние налогового пресса за счет перераспределения налогов.

Характеристика основных элементов налогов

Государство, устанавливая различные организационно правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул — элементы закона о налоге — имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом.

В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок уплаты налога;

8) сроки уплаты налога.

Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.

Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:

1) основные (обязательные);

К основным (обязательным) элементам относятся те, которые Перечислены в НК РФ.

Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога — налоговой льготой.

Третью группу составляют дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства.» К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.

Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений — налогоплательщик, или субъект налогообложения, которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать, налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель — население. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога — одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).

Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога — соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог; Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств — автомобиль, а источник уплаты — доход владельца.

К элементам налога тесно примыкает налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может, как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).

Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога — определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.

Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствий с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом. Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.

Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога — размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Различают следующие виды налоговых ставок:

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.

Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.

Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.

Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например, ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.

Сложно прогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т.е. повышенный процент устанавливается к превышающей части.

Регрессивная ставка — средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).

При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы, способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.

Порядок исчисления налога — это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.

Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок — срок подачи налогового расчета. Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле), установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.

Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Законодательством закрепляется и срок уплаты налога — это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.

Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.

Основные принципы налогообложения и их реализация в современных условиях

Принципы налогообложения — это основополагающие начала или идеи и положения, которые должны учитываться в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что. каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить экономические и организационно-правовые принципы налогообложения.

Основными являются экономические принципы — сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

Основополагающие принципы были сформулированы А. Смитом в 1776 г. в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

1. Принцип равномерности (справедливости) заключается в равной обязанности всех лиц принимать материальное участие в финансировании общегосударственных потребностей соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством государства. Вот как этот принцип изложен А. Смитом: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения»; Это не просто теоретическая посылка, а условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В нашей практике это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Например, отдельные виды налогов исчисляются нарастающим итогом с начала года. Казалось бы, это делается обоснованно, но, поскольку налоги взимаются ежемесячно, такой подход приводит к тому, что не соблюдается единство момента получения дохода и взимания с него налога. В результате возможна ситуация, когда при наличии дохода за определенный период времени и соответствующем его налогообложении за этот же период отсутствие дохода (убыток) за последующий период приводит к возврату уже уплаченного налога. Такая система не стимулирует эффективную деятельность организаций. О неполной реализации данного принципа свидетельствует также тот факт, что исправно платят налоги не более четверти всех налогоплательщиков.

2. Принцип определенности. Данный принцип заключается в том, что «налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица», т.е. этот принцип предполагает отсутствие произвольности в налогообложении, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов. К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации помимо основных законов по налогам существует масса подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, которые иногда даже противоречат друг другу, а это не вносит ясности в исчисление и взимание налогов, т.е. налогоплательщики действуют фактически в состоянии неопределенности. К тому же внесение в течение года поправок в законодательные и нормативные акты приводит к нарушению данного базового правила.

3. Принцип удобства платежа для налогоплательщика зафиксирован так: «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его». Нельзя не согласиться с этим правилом, поскольку государство должно учитывать интересы того, на средства кого оно содержится. Правило говорит о необходимости устранения формальностей и упрощения акта уплаты налога, приурочивания налогового платежа ко времени получения дохода. Однако российским законодательством, например, по налогу на прибыль, предусматривается внесение авансовых платежей, т.е. платежей до фактического получения дохода.

Отрицательно сказываются на состоянии оборотных средств организаций установленные сроки уплаты по основным видам налогов, поскольку они практически совпадают. Следовательно, и этот принцип реализуется в отечественной практике не в полной мере.

4. Принцип дешевизны (экономности): «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства». Это требование рационализации системы налогообложения и сокращения издержек по взиманию налогов, которые должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Желательно, чтобы не было таких налогов, расходы, по сбору которых превышают сумму собираемых налогов. Поэтому налогообложение не должно быть чрезмерным, у налогоплательщиков должны оставаться средства, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство. В налоговой системе не должно быть низкоэффективных налогов, затраты на сбор которых равны либо превышают сами поступления. И данный принцип пока еще не в полном объеме реализован в нашей налоговой практике.

Таким образом, рассмотренные принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Их нарушение имеет следствием обременительность налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

Немецкий экономист А. Вагнер дополнил классические принципы налогообложения, предложив девять главных правил, которые объединил в четыре основные группы:

1. Финансовые принципы:

— достаточность налогообложения. Объем денежных ресурсов должен быть достаточным для поддержания общественной хозяйственной системы;

— эластичность (подвижность) налогообложения, т.е. использование в налоговой системе таких налогов, которые при увеличении государственных потребностей позволяют увеличить размер налоговых изъятий.

2. Народнохозяйственные принципы:

— надлежащий выбор источника налогообложения. В качестве источника обложения должен выступать не только доход, но и капитал;

— правильная комбинация различных налогов в такую систему. Которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения, т.е. наличие налогов, имеющих в большей мере регулирующее начало либо фискальное.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

— равномерность, т.е. равенство всех налогоплательщиков при уплате налогов.

4. Административно-технические правила:

— удобство уплаты налогов;

— максимальное уменьшение издержек взимания. Рассмотренные принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая формировалась с учетом интересов и налог от плательщиков, и государства с приоритетом последнего.

В современных зарубежных принципах налогообложения преломляются названные выше принципы.

Базовым при построении налогообложения является принцип справедливости. В экономическом плане определяют, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов с возложением бремени на одних людей и предоставлением привилегий другим. В зарубежной науке различают два основных разреза этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Справедливость налогообложения в вертикальном, разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается — принцип платежеспособности.

В горизонтальном разрезе предполагается наличие единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами — принцип выгод. Реализация этого принципа на практике зависит от того, на что идут средства, мобилизуемые государством, т.е. их производительное использование.

С юридической точки зрения принцип справедливости говорит о том, насколько обоснованно законодатель регулирует порядок изъятия собственности у плательщика, а также о том, каким образом соотносятся государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить. Следовательно, этот принцип предполагает, что при установлении налоговых изъятий государство не должно лишать граждан возможности реализации основных конституционных прав.

Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное (классификационное, парциальное) налогообложение.

Налогообложение считается прогрессивным, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Это, как правило, достигается посредством сложной прогрессии.

Что касается шедулярного налогообложения, то подобная методика предполагает деление налогооблагаемого объекта (дохода) на части (шедулы) в зависимости от источника поступления дохода, к каждой из которых применяются свои правила и размеры ставок. Эта методика позволяет осуществлять налогообложение дифференцированно: доход от капитала по одной ставке, доход от основного вида деятельности — по другой.

Принцип справедливости предполагает, что налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права при исчислении и уплате налога.

Вторым принципом налогообложения считают принцип соразмерности, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, т.е. это принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Данный принцип проиллюстрировал американский экономист Лаффер, который показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налогов и соотношения налоговых поступлений и налогового бремени.. Налогообложение имеет свои пределы.

Налоговый предел — это условная Т01чка в налогообложении, в которой, достигается оптимальная для плательщиков и государства доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых выступают политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и др.

Принцип определенности и удобства получил название принципа максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Он предполагает знание налогоплательщиком происходящих изменений, его информированность, простоту исчисления и уплаты налога, т.е. удобство для налогоплательщиков уплачивать налоговые суммы, и наконец, принцип экономичности (эффективности), который означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на сбор и обслуживание.

Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе Российской Федерации.

К ним, в частности, относятся:

1) принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;

2) принцип универсализации — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться в зависимости от политических, идеологических, этнических, конгресс ионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и Налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов. Предусматривается возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин;

3) принцип нейтральности — налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно не ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;

4) принцип экономической обоснованности — любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

5) принцип определенности — законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

6) принцип презумпции невиновности — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают действию налогообложения долговременный характер.

Виды налогов и их классификация

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, которая позволяет четко определить содержание налогов, выявить в них общее и особенное, выработать условия обложения налогами и их взимания, т.е. соответствующие административно-финансовые меры. В теории налогообложения критерии классификации могут быть разными.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) субъекту налогоплательщику;

3) объекту налогообложения;

4) методу обложения (в зависимости от ставки);

5) уровням управления (по органу, который устанавливает и конкретизирует налог);

6) целевому назначению;

7) уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Основу классификации всех налогов составляет способ их взимания, который позволяет делить налоги на прямые и косвенные (такое деление также связано с принципом перелагаемости).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков: подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог. Обложение этими налогами построено на явлениях и признаках постоянного характера, следовательно, такие налоги заранее определены.

Среди прямых налогов выделяют:

1) реальные прямые налоги, которыми облагаются деятельность и товары, т.е. продажа, покупка, владение имуществом, без учета финансового положения налогоплательщика. В основе Обложения реальными прямыми налогами лежат внешние признаки. К, таким налогам относятся земельный налог, налог на имущество организаций, налог с владельцев транспортных средств и др.;

2) личные прямые налоги, которые устанавливаются на объект налогообложения с учетом возможности их уплаты налогоплательщиком в зависимости от его имущественного и социального положения. При этом принимаются во внимание общий размер объекта налогообложения, общая его стоимость и возможность свободного обращения. Объект налогообложения может меняться в зависимости от конкретного налогоплательщика. Органы государственной власти вправе вводить прогрессивное налогообложение и необлагаемый минимум. К личным прямым налогам относятся подоходный налог, налоги на имущество физических лиц.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг. Это налоги на потребление и обращение: акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

1) на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы товаров);

2) косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за некоторым исключением (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства, а также таможенные пошлины.

Прямые и косвенные налоги различаются главным образом по месту формирования источника выплаты. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителя. Считается, что прямые налоги труднее перелагаются на других плательщиков. Косвенные налоги, как правило, перелагаются наконечного пользователя. Но возможность переложения косвенных налогов зависит от степени эластичности спроса нате или иные товары и степени развития экономики. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя с помощью механизма роста цен. Вместе с тем косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В этом случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог уменьшает прибыль продавца и становится прямым налогом.

Прямые и косвенные налоги обладают как преимуществами, так и недостатками.

Преимущества прямых налогов заключаются в том, что они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью, точнее и яснее определяют налоговую обязанность каждого налогоплательщика, а поступления по ним в бюджет дают более верный и определенный доход.

Недостатки прямых налогов состоят в том, что в условиях низкой налогооблагаемой базы, невысокого уровня доходов, незначительной имущественной состоятельности они малодоходны для государства.

Косвенные налоги наиболее доходны, так как изъятие части дохода происходит путем налогообложения предметов широкого потребления, т.е. обеспечивает доход государству даже в условиях спада экономической деятельности. Поскольку они включаются в стоимость товара, постольку их уплата наступает тогда, когда у налогоплательщика есть средства, чтобы заплатить эти налоги, и они незаметны для него. Государство способно увеличить уровень доходов за счет увеличения налоговых ставок.

Недостатки косвенного налогообложения заключаются в следующем: оно обратно пропорционально платежеспособности, на взимание косвенных налогов требуются большие расходы и такое налогообложение противоречит интересам предпринимателей. В условиях развития рыночной экономики они могут служить действенным рычагом, используемым государством для снижения затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг.

По субъекту налоги подразделяются следующим образом:

— уплачиваемые физическими лицами;

— уплачиваемые юридическими лицами;

— смешанные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (государственная пошлина, земельный налог).

В зависимости от объекта налогообложения различают налоги:

— взимаемые с конечных стоимостных результатов деятельности.

По методу обложения (в зависимости от ставки) различают налоги:

— твердые (земельный налог);

— пропорциональные (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

— прогрессивные (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения);

— регрессивные (единый социальный налог).

По уровням управления (в зависимости от органа, устанавливающего сроки уплаты, порядок исчисления и взимания) налоги могут быть:

— федеральными, которые регламентируются законодательством Российской Федерации, являются обязательными и едиными на всей ее территории;

— региональными, конкретный порядок исчисления и взимания, которых устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации;

— местными — механизм их исчисления и взимания вводится органами местного самоуправления.

По целевому назначению выделяют налоги:

— общие (обезличенные), которые вводятся государством для формирования бюджетов, поступают в общие доходы государства и не имеют целевого направления (НДС, налог на прибыль, имущество, подоходный налог и др.);

— целевые, которые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (единый социальный налог и др.).

Еще один классификационный признак — уровень бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по полноте прав использования налоговых сумм).

В соответствии с бюджетной системой Российской Федерации налоговые платежи поступают в бюджеты разных уровней, на основании чего налоги можно подразделить так:

— закрепленные (собственные), которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет (местные налоги) или внебюджетный фонд;

— регулирующие, которые поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).

Можно проводить классификацию и по другим признакам.

На приведенной схеме дана классификация, проводимая в налоговой системе Российской Федерации.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Еще по теме:

  • Наур суд Бывшая невеста Телегина подает на него в суд Евгения Ноур нашла адвоката, который поможет ей восстановить справедливость. Девушка намерена отстаивать права их общего с хоккеистом сына в суде. Брошенная невеста хоккеиста Ивана Телегина осталась одна с маленьким ребенком на руках. Спортсмен не хочет участвовать в жизни […]
  • Земли сельхозугодий в собственности Собственников земельных участков из сельхозземель могут обязать раскрывать информацию о бенефициарных владельцах В Госдуму внесен законопроект, направленный на установление контроля за собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Авторы проекта – член Совета Федерации Владимир […]
  • Закон смоленской области о бюджете на 2018 год Законопроект Смоленской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" 1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2018 год: 1) общий объем доходов областного бюджета в сумме 37 627 872,8 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 6 322 716,0 […]
  • Уточняем налог на прибыль Четыре частые ошибки в декларации по налогу на прибыль В декларации по прибыли налоговики находят одни и те же недочеты. Поэтому безопаснее проверить декларацию по налогу на прибыль перед сдачей. Какие ошибки встречаются чаще всего, мы выяснили в ФНС. Есть мнение среди главбухов, что ошибки в квартальных отчетах не […]
  • Группы для плательщиков единого налога Группы плательщиков единого налога - 2018 Всего 4 группы плательщиков. 1 группа ЕН: годовой лимит дохода - дo 300000 гривен; ставка с 2018 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 160,00 грн 2 группа ЕН: годовой лимит дохода - […]
  • Азбука правила дорожного движения смешарики Азбуки Смешариков Азбуки Смешариков — серия спин-оффов основного сериала, которые представляют собой серии (преимущественно по 1,5 минут) поучительного и познавательного характера. Азбука дорожного движения Мини-сериал, который состоит из серий, посвящённых правилам дорожного движения. Азбука безопасности […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.