Коэффициент собираемости налогов это

Уровень собираемости налогов
на территории Республики Карелия как
результат деятельности Управления МНС России по РК и одно из важных
направлений бюджетной политики


В. П. Сергеев

Управление МНС России по Республике Карелия

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расхода бюджета является одним из основных инструментов экономической политики государства. Эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в области наиболее важных направлений бюджетной политики, таких как сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств.

Деятельность налоговых органов Управления МНС России по Республики Карелия направлена на осуществление эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, повышение: 1) уровня собираемости налогов, 2) уровня бюджетных доходов, 3) уровня выполнения бюджетных обязательств, а также увеличение: 4) степени исполнения законодательных и приравненных к ним актов.

Первое, второе третье и четвертое – это критерии эффективности бюджетной политики.

В рамках осуществления контроля налоговыми органами республики за 2002 год в консолидированный бюджет обеспечено поступление более 10,2 миллиарда рублей налогов, сборов, взносов, из которых 53%, или 5,4 млрд. руб., составляют доходы бюджетов и 47%, или 4,8 млрд. руб., поступления единого социального налога. Темпы роста поступлений 2002 года к 2001 году составили 19,1%, то есть поступления увеличились на 1,6 млрд. руб. В территориальный бюджет сумма поступлений превысила поступления 2001 года на 0,6 млрд. руб., или на 16,1%.

Объем бюджетных поступлений по республике по сравнению с 2001 годом вырос на 8%, а без сальдирования возмещений НДС – на 35 % (для сравнения по России рост поступлений (несальдированных на возмещение) составил 24%).

Рост объемов платежей по социальным взносам составил 35 % к уровню 2001 года, что на 4 процентных пункта выше среднероссийского роста. За 2002 год поступление (4,8 млрд. руб.) за счет единого социального налога, страховых взносов в 1,3 раза превысило уровень поступлений 2001 года, что способствует выполнению одной из основных задач бюджетной политики по обеспечению социальной стабильности.

По итогам 2002 года доля налоговых и других обязательных платежей на счета бюджетов всех уровней в прогнозном объеме внутреннего валового продукта (ВВП) составляет 14 %, а с учетом сумм возмещенного НДС – 19,0% (за 2001 г. – 19,9 %), по России в целом этот показатель составил 21,3% и так же, как и по республике, снизился (на 0,3 процентных пункта), что, как отмечает МНС России, является следствием целенаправленной политики Правительства РФ по снижению налоговой нагрузки.

Экспортная ориентация предприятий, прежде всего лесопромышленного комплекса, в силу геополитического положения Республики Карелия (близость к государственной границе) обуславливает то, что из федерального бюджета России предприятиям республики за 2002 год возмещено 1966,9 млн. руб. налога на добавленную стоимость, что на 473,1 млн. руб. или на 32%, превышает объем возмещений за 2001 год и на 860,5 млн. руб. превышает сумму фактически поступивших платежей в федеральный бюджет по республике в целом.

Основными доходообразующими налоговыми источниками территориального бюджета в 2002 году и в 1 квартале 2003 года были налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами (табл. 1).

За 1 кв. 2003 года

Налога на доходы физических лиц

Налога на прибыль

Платежей за пользование природными ресурсами

Всего удельный вес по вышеперечисленным источникам

Рост поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2002 году составил к 2001 году 42 %, что на три процентных пункта выше общероссийского роста.

Доля налога на добавленную стоимость в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней – 10,7%, в том числе в федеральный бюджет – 53,1% в 2002 году; в 1 квартале 2003 года 11 и 55 % соответственно.

За 1 квартал 2003 года налоговыми органами республики обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации 1263,7 млн. руб. налогов и других обязательных платежей (кроме государственных внебюджетных социальных фондов).

Из общей суммы поступлений 259,3 млн. руб. (или 20,5 %) зачислено в доход федерального бюджета; 1004,4 млн. руб. (или 79,5 %) – в доход территориального бюджета: в том числе в республиканский бюджет поступило 567,3 млн. руб. (или 56,5%), в доходы местных бюджетов 437,1 млн. руб. (или 43,5 %). Сумма поступлений в территориальный бюджет превысила уровень поступлений 1 квартала 2002 года на 28 млн. руб. (или на 2,9%). Из общей суммы поступления в республиканский бюджет 114,9 млн. руб. (или 20,3%) составляют доходы Территориального дорожного фонда.

Объем контролируемых налоговыми органами платежей в бюджеты всех уровней (без учета ТДФ) возрос по сравнению с 1 кварталом 2002 года на 0,2%, или на 2,4 млн.руб., в том числе в территориальный бюджет (без учета ТДФ) поступление возросло на 4,7% или на 39,6 млн. руб. По бюджетообразующим налоговым источникам темп роста поступлений по сравнению с 1 кварталом 2002 года характеризовался более значительными темпами роста акцизов (156%), налога на доходы физических лиц (132%), при более низких темпах роста НДС (105%).

Выполнение по итогам 1 квартала 2003 года:

— планового задания по мобилизации налоговых платежей и неналоговых доходов в федеральный бюджет на 102,2 %;

— задания по поступлению налоговых доходов в республиканский бюджет на 115 %;

— плана сбора доходов республиканского бюджета с учетом поступления в доход ТДФ на 109 %, а также рост поступлений в сравнении аналогичным периодом 2002 года по единому социальному налогу на 15,3 % в целом (с учетом расходов по Фонду социального страхования РФ) свидетельствует об улучшении и эффективности налогового администрирования налоговыми органами Карелии в рамках деятельности по проведению бюджетной политики в части увеличения сбора бюджетных доходов и снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства.

Существенное влияние на исполнение задач бюджетной политики в области доходов, в части поиска дополнительных возможностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики оказывают такие направления деятельности Управления МНС России по Республике Карелия, как налоговое администрирование мероприятий по:

I . Дополнительной мобилизации доходов.

II . Сокращению недоимки (в том числе мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия № 133 – П «О мобилизации дополнительных налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия» налоговыми органами Управления МНС России по РК за 2002 год обеспечена дополнительная мобилизация в доход бюджета 644,6 млн. руб. (или 135,4 % плановых показателей 475,9 млн. руб.).

Налоговые органы Карелии, осуществляя деятельность по сокращению недоимки (в том числе мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности), обеспечили за 2002 год снижение задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней (недоимка, отсроченные и приостановленные к взысканию платежи) на 11,4 млн. руб., или 1%, сумма задолженности на 1 января 2003 года составила – 1509,9 млн. руб. В целом по Российской Федерации задолженность снизилась на 0,7 %.

За 1 квартал 2003 года задолженность выросла на 7,6 млн. руб., или 0,4%. В целом по Российской Федерации отмечается прирост задолженности на 0,7%.

Недоимка по налоговым платежам за 2002 год снизилась на 113,6 млн. руб., или 15,5%, и составила 617,3 млн. руб. За 1 квартал 2003 года недоимка также снизилась на 57,8 млн. руб., или 8% (в целом по Российской Федерации недоимка в консолидированный бюджет снизилась в 2002 году на 23,2 % и выросла на 1,8 % в 1 квартале 2003 года).

Отмечается также снижение удельного веса недоимки в общей сумме задолженности в 2002 году на 7 % (в 2001 году – 48 %, в 2002 году – 41%). В 1 квартале 2003 года тенденция снижения сохраняется (1 января 2003 года – 41%, 1 апреля 2003 года – 36,7 %).

Отраслевая структура задолженности, сложившейся на 1 апреля 2003 года, состоит на 51 % из задолженности предприятий промышленности, из которой 22 % приходится на долю предприятий лесопромышленного комплекса, 12 % – ЖКХ, 10 % – строительства, 7 % – транспорта, торговли и общественного питания.

Налоговыми органами республики в пределах компетенции, определенной положениями Налогового кодекса Российской Федерации, проводится работа по взысканию задолженности. Принимаемые меры принудительного взыскания обеспечили за 2002 год погашение задолженности в целом по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в сумме 944,9 млн. руб.; в 1 квартале 2003 года – 157,8млн. руб.

Одной из приоритетных и наиболее важных задач налоговых органов УМНС России по РК, обеспечивающей увеличение степени исполнения законодательных актов и дополнительное поступление доходов в бюджеты всех уровней, является налоговое администрирование в части осуществления контрольных функций.

Налоговые органы республики принимают все предусмотренные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

По результатам контрольной работы за 2002 год дополнительно начислено налоговых платежей, предъявлено налоговых санкций и пени на сумму 1053,2 млн. руб., что составляет 9,7% к общей сумме поступлений в консолидированный бюджет. В целом по Российской Федерации этот показатель равен 9,4%. За 1 квартал 2003 года дополнительно начислено 240,5 млн. руб., что составляет 10 % к общей сумме поступлений (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные социальные фонды и территориальный дорожный фонд (2449,6 млн. руб.).

Доля налогов в общей сумме дополнительно начисленных платежей возросла в 2002 году по сравнению с 2001 годом с 24 до 38%, по России – с 22 до 33%. За 1 квартал 2003 года рост по сравнению с 1 кварталом 2002 года в абсолютных цифрах на 34 млн. руб., или с 26 до 43%

Из общей суммы дополнительно начисленных платежей с учетом сумм излишне начисленных платежей (892,8 млн. руб.) за 2002 год обеспечено поступление 284,2 млн. руб., или 32 %, что на 6,3 пункта больше, чем в 2001 г. и соответствует показателю по Российской Федерации – 31,1 % взыскания. В 1 квартале 2003 года обеспечено 34,8 % взыскания, в сравнении с 1 кварталом 2002 года по данному показателю наблюдается рост на 60 %.

Одним из основных показателей эффективности контрольной работы является показатель результативности выездных проверок. В 2002 году он составил 70%, что выше уровня 2001 года на 5%. По дополнительно начисленным суммам эффективность выездных налоговых проверок в 2002 году возросла на 47% и составила 174,9 тыс. руб. на одну проверку против 118,9 тыс. руб. в 2001 году; по обеспечению взыскания доначисленных сумм – на 34%, составив 45,3 тыс. руб. на одну проверку против 33,8 тыс. руб. в 2001 году.

Результативность проверок за I квартал 2003 года составила 73,2 % и возросла против соответствующего уровня 1 квартала 2002 года на 4,4 %.

Заинтересованность органов власти Республики Карелия в результатах деятельности налоговых органов от осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, для обеспечения стабильности и повышения уровня доходов бюджета подчеркивается заключенными соглашениями о взаимодействии между Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и Правительством Республики Карелия, а также между Управлением МНС России по Республике Карелия и девятнадцатью органами местного самоуправления.

Немаловажным направлением деятельности Управления МНС России по РК, непосредственно связанным с проведением целенаправленной бюджетной и налоговой политики, определяемой Правительством Российской Федерации, является участие в процессах реформирования налогового законодательства и внесения изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство для обеспечения деятельности государства в целом и обеспечения доходной части бюджетов в частности.

Управлением МНС России по РК обеспечивается постоянное участие в работе Правительства РК, Законодательного Собрания РК. Специалисты отделов Управления принимают участие в деятельности межведомственных комиссий, рабочих групп различных министерств и ведомств. В течение 2002 года Управлением в адрес Законодательного Собрания РК, Правительства РК, Министерства финансов РК, Министерства экономики РК, других министерств и ведомств подготовлено 51 заключение на проекты различных законодательных и нормативных актов.

Так, например, с учетом действия федеральных законов, а также в рамках работы межведомственной рабочей группы специалистами Управления МНС России по РК были разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории РК» и направлены заключения по законопроектам, подготовленным Министерством финансов РК, с учетом мнений заинтересованных министерств и ведомств. Результатом совместной работы явилось принятие 3 законов Республики Карелия, регламентирующих ставки региональных налогов, налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу на имущество, по плате за пользование водными объектами), виды деятельности и значения корректирующего коэффициента базовой доходности по единому налогу на вмененный доход.

Налоговые органы Управления МНС России по РК участвуют в процессах реформирования налогового законодательства исключительно в рамках проводимой государством бюджетной политики, в части действенного продвижения масштабной налоговой реформы, направленной, прежде всего, на:

— совершенствование, упрощение налогового законодательства,

— разумное снижение и более справедливое распределение налогового бремени,

— содействие выходу как можно большего количества налогоплательщиков из тени,

— стимулирование деловой активности,

— оптимизацию межбюджетных отношений.

Кроме того, Управлением МНС России по РК ежемесячно проводится анализ оперативных данных по поступлениям платежей в доход бюджетов всех уровней в разрезе основных налоговых источников и территорий республики, формируются прогнозные данные по ожидаемому поступлению платежей и выполнению бюджетных назначений. В адрес Правительства РК, Законодательного Собрания РК, Главного федерального инспектора, Министерства финансов РК, Министерства экономического развития РК регулярно направляется аналитическая информация о поступлении платежей на территории республики, динамике недоимки, результатах контрольной работы налоговых органов.

Говоря о деятельности налоговых органов УМНС России по РК, в целом необходимо подчеркнуть, что она осуществляется в условиях реорганизации и модернизации, которые нацелены в конечном итоге на достижение наиболее эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства и повышение уровня собираемости налогов, бюджетных доходов.

Процессы модернизации, происходящие в налоговых органах, коренным образом изменили и меняют принципы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Налоговые органы Республики Карелия в настоящее проводят широкомасштабные работы:

— по техническому дооснащению и внедрению новых информационных технологий,

— централизации обработки информации на местном, региональном и федеральном уровнях,

— по организации приема в электронном виде деклараций, платежных документов и другой документации,

— использованию информационных технологий для информирования налогоплательщиков.

Таким образом, можно говорить о формировании систем услуг, создающих благоприятные условия налогоплательщикам для выполнения ими конституционной обязанности по своевременности и полноте расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В заключение следует обратить внимание на то, что вышеизложенная информация о деятельности налоговых органов Управления МНС России по РК на практике отвечает тем позициям, которые отмечены в бюджетных посланиях:

1. Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2003 год»:

— завершение, в основном, налоговой реформы, призванной создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности.

2. Главы Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия на 2003 финансовый год:

Работа по увеличению доходов во все уровни бюджетов должна проводится как на ведомственном уровне: Министерства экономического развития РК, Министерства финансов РК и Управления МНС России по РК, так и за счет их совместной деятельности.

Поступления налоговых и других платежей должны корректироваться на изменение налогового законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности по налоговым платежам в бюджеты.

Основная цель бюджетной политики – создание условий для нормального функционирования бюджетной сферы Карелии, направленной на увеличение бюджетной обеспеченности, повышения уровня доходов на душу населения, обеспечение социальных нормативов уровня жизни в республике.

Достижение стратегической цели возможно, в том числе при решении следующих задач:

— рост налогооблагаемой базы, прежде всего по налогу на доходы физических лиц, доходов республиканского и местных бюджетов,

— сокращение задолженности по уплате налогов в территориальный бюджет,

— поиск дополнительных возможностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики;

— непрерывное совершенствование налоговой системы на республиканском уровне.

openbudget.karelia.ru

Совершенствование механизма взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

Коэффициент собираемости НДС (по методике МВФ) в России разные годы находился в пределах 48-58%, и только в 2008 г. опустился до 43,5%. В принципе, эти значения соответствуют уровню собираемости данного налога в большинстве развитых стран, где коэффициент составляет 42-65%.

Причем имеет место более быстрый рост сумм вычетов (возмещения НДС) по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Это создает реальную угрозу экономической безопасности государства, и проблема контроля над возмещением НДС переходит в разряд стратегических задач обеспечения национальной экономической безопасности. Наличие довольно высокого положительного сальдо экспорта-импорта в России обуславливает высокий уровень возмещения налога при применении нулевой ставки по экспортируемым товарам. Поэтому совершенствование системы администрирования НДС по экспортным операциям является актуальной задачей для государства, и усиление контроля над правомерностью возмещения как по внешним, так и по внутренним операциям НДС в настоящее время остается одним из приоритетных направлений налоговых органов.

В этой связи можно рассмотреть следующую систему мер:

) создать совместно с органами внутренних дел единую базу утерянных паспортов и паспортов умерших лиц. Ежегодно, а также перед регистрацией нового юридического лица данные паспортов и ответственных лиц организации должны сверяться с базой. Это затруднит создание фирм- однодневок, что увеличит стоимость предоставляемых услуг и, как следствие, вынудит многих недобросовестных налогоплательщиков отказаться от них;

) ввести в НК РФ понятия «фирма-однодневка» и «недобросовестный налогоплательщик»;

) в целях вычетов по НДС ввести ответственность налогоплательщика за уплату НДС своими самыми крупными поставщиками. Законодательно это сделать будет достаточно сложно, зато данная мера является самой эффективной для борьбы с обналичиванием денежных средств;

) введение принципиально нового механизма расчетов налогоплательщиков с бюджетом заключается в том, что государство становится участником расчетов с каждым налогоплательщиком в части НДС. Все без исключения платежи по НДС будут осуществляться через бюджет. Данное обстоятельство признается надежной гарантией полной уплаты в бюджет. При этой схеме все суммы НДС поступают в бюджет, и вычеты предоставляются лишь в отношении уплаченного НДС.

) введение НДС-счетов. Суть данного механизма заключается в том, что получаемые от покупателя суммы НДС зачислялись не на расчетный счет организаций, а на специальный счет, с которого нельзя было бы взять деньги для иных целей, кроме уплаты НДС поставщику, а также причитающихся бюджету НДС и других налогов. Применение этого способа позволит существенно снизить возможность совершения операций, связанных с обналичиванием денежных средств, и не потребуется введения дополнительных мер изменения практики налогового контроля.

Предложенные меры позволят повысить собираемость налога, что в свою очередь, даст возможность перейти к другим значимым действиям по реформированию НДС. Только после ликвидации такой глобальной проблемы для российской экономики, как обналичиванием денежных средств через цепочки фирм-однодневок (а вместе с ней схем «серых» зарплат), при благоприятной макроэкономической ситуации можно будет ставить вопрос о снижении стандартной ставки НДС. В сложившейся ситуации, когда расчеты частично основаны на ожидании, что часть налогоплательщиков откажется от «серых» схем оптимизации налогообложения, и когда не планируется принятие законодательных мер по ликвидации таких схем, снижение ставки НДС не предоставляется целесообразным.

Существование проблемы выбора между НДС и НСП объясняется не только существующими трудностями администрирования НДС, которые имеются и по другим налогам, но и отсутствием установленных на законодательном уровне действенных мер по пресечению незаконного включения НДС в вычеты, которые способствуют росту сумм налога, заявляемых к возмещению. Ежегодно удельный вес налоговых вычетов в общей сумме начислений налога возрастает, при этом темпы роста вычетов существенно превышают темпы начисления налога. В период экономического спада среди множества решений по поводу «выздоровления» экономики страны помимо стандартных мер, направленных на поднятие экономики, выделяют достаточно радикальные, в том числе и отмены НДС и замена его налогом с продаж. В данном контексте наиболее остро стоит вопрос об отмене НДС, из-за которого страдает не только внутренний рынок.

www.financelike.ru

Собираемость региональных налогов в Московской области

Собираемость налогов — это один из критериев бюджетно-налоговой безопасности. налог собираемость поступление бюджет

Собираемость налогов в абсолютном выражении оценивается исходя из поступлений налогов в различных аспектах: в разрезе отдельных налогов, групп налогов, отдельных предприятий или групп предприятий, в отраслевом или региональном разрезе, по уровням бюджетной системы, в которую поступают налоги. Так, в налоговых органах формируются следующие» основные данные по всем зарегистрированным налогоплательщикам:

-начисленные (до начисленные) объемы налоговых обязательств;

-налоговые льготы по законодательству РК, региональному и местному законодательству;

-суммы уплаченных налогов, включая авансовые платежи и неденежные расчеты;

-начисленные и уплаченные пени и штрафы;

-величина и структура задолженности по каждому налогу.

Данные о поступлениях налогов, о состоянии задолженности, уплаченных пени и штрафов и задолженности по ним, о предоставленных льготах, о списании задолженности, в том числе в результате амнистий, -основные показатели собираемости в абсолютном выражении. В относительном выражении собираемость характеризуется сопоставлением величины исполненных налоговых обязательств к объему начисленных налогов. Различные модификации данного показателя представляют собой различные коэффициенты.

На собираемость влияют:

-степень развития налогового законодательства и банковской системы;

-сбалансированность регионального бюджета;

-эффективность работы фискальных органов и координация их деятельности;

-величина налогового бремени;

-уровень теневой экономики.

Показатели контрольной работы налоговых органов можно разделить на количественные и качественные (абсолютные и относительные).

Количественные (абсолютные) показатели характеризуют объем работы налоговых органов:

-сумма поступлений в бюджет налогов и сборов на контролируемой территорий — в целом и в разрезе бюджетов. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов сбор налогов зависит от финансово-хозяйственного состояния предприятия, возможностей теневой деятельности и использования различных схем минимизации налогов;

-количество проведенных проверок, в том числе на одного инспектора;

-сумма до начисленных налогов и сборов в результате контрольной работы а также санкций — в целом и в разрезе бюджетов, категорий налогоплательщиков, видов проверок, характера платежа;

-сумма недоимки и задолженности по налогам — в целом и в разрезе бюджетов, а их динамика по сравнению с предыдущими периодами;

-количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых орга-нах, в том числе — дополнительно выявленных и поставленных на учет;

-количество налогоплательщиков, приходящихся на одного налогового инспектора — в разрезе организаций и физических лиц.

Количественные показатели определяются составом контролируемых налогоплательщиков, в том числе — наличием крупных налогоплательщиков. На качественные (относительные) показатели влияет в первую очередь состав налогоплательщиков, в плане соотношения организаций и физических лиц. На них большое воздействие оказывают также различия в нагрузке на одного инспектора.

К качественным (относительным) показателям относятся:

1. Уровень выполнения налоговыми органами прогнозных заданий за отчетный период. Процедура прогнозирования очень сложна.

2. Темпы роста платежей за отчетный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Рост налоговых платежей в значительной мере зависит от темпов роста экономики, налоговой базы, изменения законодательства, миграции крупных налогоплательщиков.

3. Отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей (показатель собираемости налогов на данной территории). Показатель учитывает только текущие налоговые платежи. Не учитываются долги, сформировавшиеся в прошлые годы.

4. Соотношение суммы платежей, до начисленной (фактически поступившей) в ходе контрольной работы, и суммы налоговых поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы с учетом реальной налоговой базы.

5. Процент взыскания до начисленных сумм (соотношение суммы фактически поступивших платежей в бюджет в результате контрольной работы к до начисленной сумме). Характеризует реальную эффективность контрольной работы.

6. Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства, в общем числе проверок.

7. Сумма доначислений на одну проверку (одного работника).

Уровень собираемости налогов зависит от различных условий и факторов, в числе которых:

1) платежеспособность налогоплательщика (в случае неплатежеспособности формируется недоимка как результат полной или частичной неуплаты налога);

2) изменение срока уплаты налога (в случае оформления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита текущие платежи отодвигаются на соответствующий срок);

3) налоговая дисциплина и законопослушность налогоплательщиков (в случае налогового правонарушения, выявленного в результате налогового контроля (занижение налоговой базы, сокрытие объекта налогообложения), производится дополнительное начисление налога, формирующее недоимку (пени и штрафы также начисляются, но при оценке налоговых обязательств они не учитываются)). В зависимости от уровня взысканных в отчетном году дополнительных начислений формируется недоимка (при полном их погашении недоимки не будет).

В Методических рекомендациях Минфина России по формированию доходов проекта федерального бюджета в числе показателей, используемых при прогнозировании налоговых поступлений, приводится уровень собираемости. Для его расчета рекомендуется использовать фактически сложившиеся показатели уровня собираемости за отчетный финансовый год по каждому виду федеральных налогов (в последние годы на уровне 95 — 99%).

При прогнозировании налоговых поступлений, учтенных в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», уровень собираемости в расчетах был принят исходя из фактически сложившейся собираемости 2007 г. Такой же подход сохранился и при подготовке проекта федерального бюджета на следующую трехлетку, за исключением НДС, по которому уровень собираемости в расчетах был принят исходя из фактически сложившейся собираемости в 2008 г. — 91,3%.

В составе фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления от погашения задолженности прошлых лет. Именно это обстоятельство способствует тому, что уровень собираемости нередко оказывается выше 100%. Например, собираемость налога на имущество организаций в Москве составила в 2008 г. 100,4%, а по транспортном налогу-104,9%. Налоговые органы осуществляют контроль соблюдения полноты и своевременности уплаты налогов на основе карточек лицевых счетов налогоплательщиков. Количество карточек зависит от того, какие налоги уплачивает налогоплательщик. Разноска платежей осуществляется по каждому налогу и каждому бюджету.

Повышение эффективности налогового контроля (в отличие от эффективности производства) не обязательно означает увеличение экономического эффекта при тех же затратах ресурсов. Длительность проверяемого объекта может быть оценена положительно (конечная цель налогового контроля — исключение или сведение к минимуму налоговых правонарушений), хотя это отрицательный результат с точки зрения экономического эффекта от затраченных ресурсов.

Важнейший критерий эффективности налоговой системы определяется мерой полноты поступлений налогов в бюджет, а основным показателем эффективности налоговой системы, полноты использования налогового потенциала в РК является собираемость налогов.

Следовательно, эффективность контрольной работы налоговых органов в целом можно измерить степенью выявления сокрытых налогов при их безусловном перечислении в бюджет. Ее количественным выражением является разность между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей (резерв для доначислений в бюджет при налоговых проверках). Необходимо учитывать также затраты на налоговое администрирование: это позволит обеспечить соразмерность затрат и результатов. Объем выявленных нарушений может уменьшаться по мере повышения результативности.

studwood.ru

Еще по теме:

  • Налоги и налогообложение учебник черник дГ Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Особенностью данного учебного пособия является комплексный подход к рассмотрению налогов России. Представлены ретроспектива эволюции налогов, развитие Налогового кодекса РФ, а также современная налоговая система РФ по состоянию на середину 2009 г. Дана подробная […]
  • Как пройти экзамен на патент Тесты и экзамены для иностранных граждан Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает установление с 2015 года обязанности подтверждения в установленном порядке владения русским языком и знания истории и основ законодательства России для иностранных граждан В […]
  • Пособия чаэс Кто относится к чернобыльцам Скачать для просмотра и печати: Ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, так же как и иные перечисленные категории граждан, вправе получать дополнительную соцпомощь. Какие именно выплаты предусмотрены для таких людей, указано в отечественных нормативных актах. В первую очередь этим россиянам […]
  • Письменные пояснения к исковому заявлению Письменные пояснения к исковому заявлению к исковому заявлению по делу № ____________ (судья – Майорова Ирина Владимировна, дата судебного заседания – 28.12.2009 г.) Считаю, что действиями ИФНС по Верх-Исетскому району по необоснованному завышенному расчету налога на имущество физических лиц за 2008 г . и 2009 г . […]
  • Закон применение печати Закон применение печати С 07.04.2015 юридические лица не обязаны использовать круглую печать, как это было ранее. Соответствующие изменения в ряд законов и нормативных актов были внесены Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ (далее - Закон № 82-ФЗ). С указанной даты использование печати является не обязанностью, […]
  • Росгосстрах налоги Взимается ли налог со страховой выплаты по ДТП? Налоговая декларация Здравствуйте. Росгосстрах через суд возместил страховку за аварийную ситуацию с автомобилем. Через год прислал письмо с вложенной справкой 2 НДФЛ и следующим содержанием: «…Вам необходимо в срок до 30 апреля 2015 года предоставить в ИФНС по месту […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.