Конструктивное общение правила

Приемы конструктивного общения

В процессе общения сознательно или несознательно стремитесь удовлетворить свои потребности любви, защищённости, ощущения своей значимости а иногда и власти над другим человеком .

Конструктивному общению могут мешать

1. Оценочное суждение
2. Слова должники
3. Выспрашивание или допрос
4. Убеждение логикой
5. Смена темы разговора который незакончен

Техника конструктивного общения

Общение — часто эмоциональный процесс и сильные эмоции, могут мешать правильному восприятию собеседника, затруднять понимание его мотивов ,и как следствие приводить к конфликтам и недоразумениям.

1. Незащищайтесь и не нападайте в ответ .
2. Отреагируйте сначала на эмоции. Люди иногда возмущены тем ,что их не слышат и не ценят их усилия.
3. Проговорите чувства партнёра .Покажите что вы услышали и поняли точку зрения человека ,подтверждайте это до тех пор ,пока он не успокоится и не сможет объяснить в чём дело.

Правила управления своими эмоциями и чувствами.

1. Если вы испытываете стресс, рекомендую: Медленно выпить стакан воды; Найти место, где ты можешь побыть один и там смочить лицо и запястье холодной водой; Найти мелкий предмет и разглядывать его в течение 2-х минут, затем закрыть глаза и представить во всех подробностях его.

2. Уважайте чувства других людей. Поскольку далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва.

3. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Умение предоставить другим выражать свои эмоции.

4. Отойди от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоциональный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение за ваш счёт. Ваша конфронтация или сдача позиции будет подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное само отношение другими способами, например: похвалить их действительные достоинства.

5. Избегайте соблазна наказать, отомстить, обвинить в ответ, избегать упреков и критики. Поскольку это вряд ли даст желаемый эффект, это вызывает обиду и агрессию.

6. Выплеск негативных эмоций недолжен, приносить вреда окружающим.

Схема “ Я-высказывание ” (эта техника конструктивного выражения собственных негативных эмоций)

1. Событие (Описание не желательной ситуации). Пример: “Когда ты кричишь на меня в компании, делаешь мне замечание при всех….”

2. Ваша реакция (описание ваших чувств). Пример: “ …я очень злюсь, мне обидно…”

3. Предпочтительный исход (описание желательного варианта). Пример: “…мне хотелось бы чтобы….”

При описании своего эмоционального состояния необходимо избежать элементы осуждения своего собеседника,как причина этой реакции.

biofile.ru

Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми

Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.

Что это такое?

Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

  • Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
  • Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен. «, вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
  • Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
  • Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. «Ты боишься», «ты ревнуешь» и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
  • Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
  • Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
  • Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
  • Приказной тон. «Сделай», «принеси», «скажи» и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
  • Что еще препятствует конструктивному общению?

    Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

  • Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
  • Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
  • Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.
  • Барьеры в общении

    Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.
  • Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

    Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.
  • Основные условия конструктивного общения

    Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

    • Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
    • Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
    • Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

    Техника конструктивного общения: 8 правил

    Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

    1. Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
    2. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
    3. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
    4. Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
    5. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
    6. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
    7. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
    8. Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.

    Техники слушания

    Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

    • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
    • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
    • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.
    • Техника эмпатического слушания

      Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

    • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
    • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
    • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
    • Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.
    • Как обучить ребенка конструктивному общению

      Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

    • Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
    • Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
    • Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.
    • Правила конструктивного общения с детьми

      По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

    • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
    • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
    • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
    • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
    • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
    • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.
    • Заключение

      Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.

      businessman.ru

      Конструктивное общение правила

      Владимир Хворостов
      О конструктивном общении.
      0. Предисловие
      Перечитав текст, я понял, что всё изложенное ниже «выросло» не только из определений, взятых из толкового словаря, но так же из ситуации, когда в группе «достигаторов» обсуждалась эта тема. А потому конструктивное общение я рассматривал всвязи с общением в группе единомышленников.
      1. Определение.
      Конструктивный – такой, который можно положить в основу чего-нибудь, плодотворный. Я полагаю, что конструктивное общение (далее КО) может быть положено в основу чего-либо. В результате участники КО получают для себя что-то полезное и могут сказать, что общение прошло плодотворно.

      КО имеет цель. Чем более определена цель общения, тем быстрее можно найти пути её достижения. Поэтому определение целей, а не только путей их достижения, такая же важная часть КО. Как правило, необходимо некоторое усилие для фокусировки на поставленную цель, либо ведущий, направляющий общение в нужное русло. Либо сочетание усилия и контроля со стороны.
      Поскольку общение подразумевается живое, а не чисто информационное, то вступают в силу «побочные» эффекты, как отрицательные, так и положительные.
      Положительные: ресурс группы, дополнительная мотивация, эмоционально-чувственный аспект.
      • Ресурс группы – «одна голова хорошо, а две лучше», кроме увеличения ресурса опыта и знаний, так же увеличивается стойкость; впадать в отчаяние, «буксовать» в группе сложнее;
      • Публичное заявление обязывает к действию, даже если это обязательство не зафиксировано; а так же стремление получить одобрение группы подвигает к активности;
      • Общение с людьми, приносящее чувство удовлетворения даже долгую и напряжённую беседу делает приятной.
      Отрицательные: отвлечение от цели по разным причинам.
      • Общение может быть приятным и само по себе, и тогда возникает искушение расслабиться и насладиться тем приятным, что есть в общении помимо конструктивности.

      2. О спорах и непонимании.
      Иногда общение перетекает в спор, якобы в поисках истины.
      Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
      Истина – утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

      Если придерживаться этого определения, то, строго говоря, истина не может появиться в споре. Она не будет истиной, до тех пор, пока не будет проверена. Спор может дать ряд утверждений близких к истине, но их нужно ещё проверять. Может оказаться так, что в споре победит человек, умеющий спорить, а мнение его может быть при этом очень далёким от истины. Можно сказать, что истина родилась в споре, если проверка опытом её подтверждает.
      Спор, как сказано выше – это словесное состязание. В споре есть цель отстоять мнение, каким бы оно ни было. Поэтому спор это способ научиться отстаивать своё мнение. И лучше заранее знать, что оно истинно. Но иногда стоит поспорить и для тренировки.
      Однако в контексте КО, спор кажется мне неуместным. При выборе из множества мнений нас быстрее приблизит к цели выбор мнения по критерию истины.

      Истина чаще открывается в честном, искреннем обмене информацией. Это могут быть знания или опыт. Впрочем, можно оставить только опыт, если верно, что настоящие, проверенные знания – это опыт, переданный словами без искажений.

      Я люблю спорить, отстаивание своего мнения в общении меня часто отвлекает от цели. Видимо, это свойственно мне, потому, что больше внимания, в процессе общения, я обращаю на себя, чем на людей вокруг. Отсюда же появляются другие мешающие КО факторы, переспрашивания у меня, переспрашивания мной у собеседника.

      Обычно, в повседневном общении повторно отвечать на вопросы мне приходится часто (чем более мне интересна суть вопроса, тем чаще). В своих «речениях» я часто увлекаюсь «потоком». Как человек, который пошёл налить чаю, а вернувшись забыл что он делал до того как пошёл за чаем. Мне чаще интересен вопрос сам по себе, чем-то, как сможет понять мой ответ слушающий.

      Кроме того, в процессе общения мне свойственно «витать в облаках». Понять смысл заложенного в вопросе собеседника с первого раза я могу настолько не точно, что переспрашивать может понадобиться не один раз. Это зависит от сложности вопроса, чем он однозначнее, тем больше шансов понять с первого раза совершенно точно.
      Переспрашивать мне приходится из-за того, что не уловил смысл вопроса, и из-за того, что не расслышал. Не слышу я чаще всего потому, что думаю о своём, опять таки «витаю в облаках». Возможные смыслы вопроса я чаще всего даже не предполагаю. У меня в голове, из услышанного, автоматически выхватывается тот смысл, который меня интересует, или мне удобен.

      Польза не желания видеть другие смыслы мне кажется очень сомнительной. Возможно, польза от этого может быть там, где мне важна уверенность в себе, а какой-то из этих смыслов может мою уверенность поколебать.

      Ещё одна причина переспросить – несогласие. Полное согласие в общении – это признак неопознанной проблемы. Мне кажется, не могут быть люди такими «клонами», чтобы быть тотально согласными со всем.
      Польза отказа соглашаться уже в том, что на это, как правило, нужно усилие воли. Чаще всего согласиться легче. Это раз.
      Несогласие часто сбивает с толку лжеца и манипулятора. Конечно, профи этим не собьешь, но можно хотя бы поколебать его уверенность, даже если он этого не покажет. Это два.
      Несогласие заставляет человека, который хочет, чтобы с ним согласились, подробнее объяснить свои доводы. Это может помочь ему лучше понять себя, и быть лучше понятым. Это три.
      Фильтр. Несогласие позволяет отбросить незначительное. Экономит время и силы. Это четыре.
      На первый взгляд парадоксально: сохранить пользу от несогласия и начать соглашаться. Однако с теми, с кем предполагается взаимодействовать, польза несогласия должна проявиться в лучшем понимании друг друга и в отсеивании неважных дел, на которые не стоит тратить время, тем более не одного человека. Плюс усилие, которое раскачает силу воли и не даст ей усохнуть. Надо быть доброжелательным, не соглашаться вежливо и с улыбкой. Собеседник должен чувствовать расположение к себе, чтобы он не принимал несогласие как подозрение.
      3. Выводы
      Из предыдущего, я могу выделить, что переспрашивания, недопонимание, переход в спор имеют одну общую причину. Я сосредоточен на обдумывании вопроса и на своих мыслях, а то что «снаружи» идёт фоном. Для того чтобы я мог общаться более конструктивно, мне, необходимо сосредоточить внимание на цели, на обсуждении, и на том, что говорят мои собеседники. Для размышлений о себе любимом выделить время, когда меня не будут отвлекать

      Научиться чему-то в общении можно у любого человека. Нет хорошего и плохого. Есть подходящее для определённой цели, эффективное в данном случае. Не подходящее для одной цели может быть подходящим для другой. Это как ключи от дверей. «Ключ» есть у каждого. Если знать от какой он «двери», то он будет работать.
      Поэтому научиться можно у того, кто хочет «открыть ту же дверь», что и ты. А ещё вернее можно научиться у того, кто уже «открыл дверь».
      В контексте КО, я выделил из многих, у кого я хотел бы научиться чему-то, тех, кто по моему умеет общаться конструктивно.

      Константин Золотарёв – умелый «общатор-затейник». У него я могу научиться общаться с людьми так, чтобы они хотели видеть тебя снова и организовывать совместное, весёлое и непустое времяпрепровождение.
      Михаил Клименков – это, по моему, редкостно добрый человек, искрящийся юмором. Он всегда готов прийти на помощь и его предложение помочь не кажется бравадой или показной вежливостью. Разговаривая с человеком, он проявляет к нему искренний интерес.

      Это два примера, людей, в общении каждого из которых есть яркая позитивная сторона. Знания и опыт применения этих знаний у Константина и искренняя доброжелательность к окружающим у Михаила. То и другое достойно подражания.

      project.megarulez.ru

      Приемы конструктивного общения

      Это формулирование высказываний таким образом, чтобы в них не оставалось слов, вызывающих отрицательные эмоции и ассоциации.

      Это отделение личности от ее нехорошего поступка, провала, плохой оценки, неуспеха, путем замены плохой оценки описанием его поступка, поведения.

      Под этим имеется ввиду описание своих чувств, возникших вследствие неправильного поведения партнера вместо обвинений в его адрес.

      Приписывание партнеру авансом того качества, которого у него, может, еще и нет, но вы хотите, чтобы оно у него было – это вручение психологического подарка.

      Феномены групповой жизнедеятельности

      1. Феномен социальной фасилитации (облегчения) – это улучшение деятельности в присутствии других людей.

      2. Феномен социальной ингибиции (ингибиция – подавление) – это ухудшение результатов труда в присутствии других людей.

      3. Феномен социальной лености (эффект М. Рингельмана) – человек прилагает меньше усилий, работая в группе, если считает, что его индивидуальный вклад в общее дело подсчитать нельзя.

      Если члены группы друзья, то они не снижают усилия.

      Люди превращаются в «зайцев». Заяц – это человек, получающий что-либо от группы, но мало чего дающий взамен.

      Чем больше количество человек в рабочей группе, тем меньше индивидуальные трудовые усилия. Этот феномен проявляется меньше, если человек ответственный, – он не халтурит.

      Случаи, когда люди в группе работают продуктивно:

      · совместная деятельность привлекательна и вызывающе трудна;

      · если работники считают других членов группы ненадежными;

      · если члены группы друзья, команда;

      · если трудятся работники коллективной культуры.

      Результат работы в группе не превышает результата индивидуальной работы.

      4. Феномен деиндивидуализации – или почему мы вместе делаем то, чего мы не делаем в одиночку: в группе люди совершают такие неблаговидные действия, которые неприемлемы индивидуально (массовые беспорядки). Происходит утрата самосознания и размывание ответственности. В больших коллективах происходит снижение нормативного сдерживания. Чтобы уменьшить деиндивидуализацию, необходимы бейджики для всех.

      5. Феномен групповой поляризации (сдвига риска) – обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки группы, мнение.

      6. Феномен огруппления мышления – появление склонности членов группы мыслить и высказываться так, чтобы возникло единомыслие. Т.е. если мнение человека отличается от мнения большинства, он не будет его высказывать, он согласится с большинством.

      7. Феномен безудержного инвестирования до победного конца – 80% менеджеров будет до конца вкладывать (инвестировать), не хотят признавать свои ошибки.

      8. Феномен влияния меньшинства — при условии последовательности взглядов, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников, меньшинств даже в лице одного человека, в конце-концов побеждает.

      Принципы организации труда, оказывающие мотивирующие воздействие:

      1. Создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава и временной работы.

      2. Организация венчуров.

      3. Определение рациональной степени свободы режима труда, использование аккордного принципа оплаты при организации труда – дается задание и оговаривается плата за весь объем, а сроки свободные.

      4. Оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов соревновательности.

      5. Гласность результатов труда (групповых и индивидуальных).

      6. Участие работников в управлении.

      7. Проведение совещаний.

      8. Использование возникающих референтных групп.

      9. Использование творческих методов выработки решений.

      10. Обеспечение обратной связи.

      Формула богатства предприятия: СОЗДАТЬ И ПРОДАТЬ. СОЗДАТЬ означает ИЗОБРЕСТИ И ПРОИЗВЕСТИ. Если нечего производить – предприятие становится банкротом. А производить можно только то, на что получен патент или куплена лицензия. Или – морально устаревшую продукцию. Её-то – можно, но зачем? Никто не купит. Поэтому важно разбираться в вопросах рождения идей и интеллектуальной собственности.

      ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ (статья)

      Трощий А.Р., доцент каф. «Экономика и менеджмент», канд. техн. наук

      Как создаются, как возникают новые идеи? Вопрос этот для нашей страны, где значительная часть промышленной продукции неконкурентоспособна, имеет сейчас не только теоретическое, но и серьёзное практическое значение. Более того, после вопроса о правах собственности, плавно перетекающего в вопрос о мотивации труда, вопрос о результативности творчества, об изобретательском уровне интеллектуальной продукции является решающим. Нельзя производить современную, пользующуюся спросом продукцию, не имея на неё патента или, в крайнем случае, лицензии. Т. е. сначала нужно что-то придумать и получить на это патент (можно купить его или лицензию) и лишь потом организовывать производство. Если тот продукт, который предпринимателю захотелось производить, уже запатентован и со дня поступления заявки в Патентное ведомство не прошло 20 лет, то ему остаётся одно из двух: либо покупать лицензию или сам патент (а это стоит огромных денег) либо идти на риск — пиратское производство.

      Идеи бывают разные изобретательскому уровню и, соответственно, возникают по-разному. Вначале рассмотрим уровень идей.

      В теории решения изобретательских задач (ТРИЗе) принято все изобретения делить на пять уровней [5]. Первый уровень составляют изобретения, идеи которых можно найти, рассмотрев всего лишь несколько вариантов. Решение задач на втором уровне достигается перебором нескольких десятков вариантов. Изобретения первых двух уровней самые многочисленные — они составляют 77 процентов патентного фонда. Третий уровень предполагает перебор сотен вариантов решений в пределах одной науки (например, шариковая ручка вместо чернильной). Четвёртый уровень — это крупные идеи, на основе которых создаются новые технические системы (к примеру, локатор). И пятый уровень — изобретения, возникающие на базе новых открытий (радио, самолёт и др.).

      Бесспорно, наверное, что любая идея, решение рождаются в процессе мышления. Мышление — один из тех вопросов, который занимал и занимает выдающиеся умы человечества с давних времён. Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с 18-го века. Дж. Гилфорд одним из первых сформулировал особенности творческого мышления и его этапы. Затем были выявлены некоторые условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Английский учёный Г. Уоллес (1924 г.) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание идеи, озарение и проверку. Разработаны концепции интеллекта, понятийный аппарат, различные теории мышления (эмпирической субъективной психологией, гештальтпсихологией, бихевиоризмом, психоанализом и др.), многочисленные тесты для диагностики уровня развития интеллекта и мышления. Мышление расклассифицировано по видам, вычленены мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

      В настоящее время в психологии мышление подразделяют на творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). В процессе творческого мышления создаются новые идеи и решения. При этом необходимо различать объективно новое т.е. то, что ещё никем не было создано (и оно может и должно быть запатентовано — но, к сожалению, лишь в технических областях, а не гуманитарных, поскольку гуманитарные идеи не защищаются специальными охранными документами типа патентов на государственном уровне) и субъективно новое, т.е. новое для данного конкретного человека. Например, в учебной ситуации проблемного обучения студенты делают субъективно новые открытия. В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

      И всё же Р.С Немову, автору современного учебника по психологии, пришлось констатировать: «Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет» [4, с. 240].

      Предложено даже «108 путей к блестящей идее» [2 ], но всё же основной, главный, магистральный путь к новым плодотворным идеям нам подсказывает философия, её второй диалектический закон — закон перехода количественных изменений в качественные, впервые сформулированный Гегелем.

      «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В.И., ПСС. т. 29, с. 256). Известно, что скачки осуществляются в бесконечно многообразных конкретных формах.

      По длительности скачки делят на «точечные», длящиеся доли секунды и скачки как процессы, длящиеся миллиарды лет (в космических масштабах) или сотни тысяч лет (эволюционные). Примерами скачков первого рода могут служить ядерный взрыв и, по мнению автора данной статьи, озарение в творческих процессах.

      В гештальтпсихологии мгновенное возникновение понимания, решения проблемы названо инсайтом, но считается, что это понимание не выводимо из прошлого опыта субъекта. С этим трудно согласиться, поскольку никакая идея и даже догадка родиться на пустом месте не могут. Необходима информация, получаемая вербально или в опыте.

      Некоторые авторы отождествляют понятия инсайта, озарения, догадки и интуиции. Это отождествление не представляется правомерным, поскольку интуиция — это условие, способ, средство, и даже путь для нахождения решения, а не сам скачок, представленный в сознании озарением или догадкой. Озарением, вспышкой обычно сопровождается рождение идей высоких уровней — четвёртого и пятого по классификации ТРИЗ. Идеи более низких уровней (и соответственно невысокой эффективности и полезной новизны) могут возникать как догадка.

      Думается, что именно понятие «озарение» даёт максимально близкое и точное представление о внешней форме такого явления как диалектический скачок в процессе творческого мышления, поэтому в дальнейшем мы и будем им пользоваться. И озарение, сопровождающее рождение идеи высокого уровня, становится возможным благодаря прошлому опыту (как и сама идея).

      Рассмотрим вопрос о том, как получаются идеи разных уровней.

      В. И. Белозерцев выделяет в техническом творчестве пять этапов: 1- формулировка технической задачи; 2 — рождение и вынашивание идеи; 3 — разработка функциональной и структурной схемы будущего технического объекта; 4 — конструирование ; 5 — создание и доработка экспериментального образца, организация его производства [1]. На втором этапе технического творчества В. И. Белозерцев описывает 5 форм скачков при переходе от одного качества к другому . 1 — скачки как частичное изменение формы и содержания; 2 — как достижение боле или менее определённых количественных констант; 3 — как осуществление новых конструктивных принципов, технологических методов; 4 — скачки, связанные не с накоплением количества в генезисе данного объекта, а с переходом к новым типам объектов; 5 — как качественные изменения через переход к противоположному (антиподу). Категория количества рассматривалась как выражение определённости предметов, представляющей «собой величину (степень) наличности, выраженности чего-то в них (размеры предмета, его объём, форма, темпы изменения и пр.», т. е. как мера предмета [1, с. 36]. В продолжение и в дополнение к вышеперечисленным видам скачков в данной статье рассматривается скачок информационный.

      В психологии различают два типа творческого мышления — дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление — это поэтапно развёрнутое мышление, когда новая продукция создаётся эволюционным путём — перебором вариантов, постепенными изменениями, обычно медленными — получаются решения первого, второго и третьего уровня — по вышеупомянутой классификации ТРИЗ. Интуитивное мышление позволяет находить искомое решение мгновенно, оно приходит как вспышка, озарение. Но сразу необходимо сказать, что мгновенность эта достигается очень долгим (как правило) предварительным трудом. Интуитивное мышление даёт революционнные решения.

      Результативность этих двух типов мышления различна. Например, когда американскому общепиту понадобилось резко увеличить количество стеклянной тары, бизнесмены обратились к стеклодувам и те, поднапрягшись, подняли производительность оборудования на 15%. Обратились к специалистам совсем из других областей, и те увеличили производство стеклотары на 700 %! Т. е. почти в 47 раз. Кроме того, предложили вместо тяжёлого стекла использовать парафинированную бумагу. Результат в 15% получен дискурсивным мышлением, а 700% — интуитивным. Этот случай демонстрирует и возможность получения революционизирующих, особо эффективных решением в случае привлечения специалистов из других областей науки — тем самым снимаются ограничения, налагаемые на процесс мышления узкой специализацией.

      Необходимо отметить, что под интуитивным мышлением понимается не нечто заданное генетически — в архетипах или инстинктах — вовсе нет; интуиция выступает здесь как результат накопления знаний и опыта — в том числе и на невербальном, зачастую неосознаваемом уровне. Известно, что 60-90% информации поступает в мозг невербально. Творческое интуитивное мышление в высшей степени рационально, поскольку оно находит решение, наиболее разумное в данной ситуации и при имеющейся информации.

      Но озарению, как известно, предшествует длительная, кропотливая и напряжённая работа ума. Что её инициирует, поддерживает и приводит к результату?

      Инициирует её противоречие между потребностью и возможностью.

      Поддерживает —доминанта. Доминанта — понятие и психологическое и физиологическое. Оно введено в 1923 г. отечественным физиологом А.А. Ухтомским, изучавшим рефлексы, детерминирующие поведение, которое, являясь по своей сущности рефлекторным, оказывается, с одной стороны «загадочно изменчивым» в стабильных условиях, а с другой стороны «загадочно инертным» в изменяющихся.

      Сначала доминанта рассматривалась как процесс волевого внимания, а затем как мотив, как мотивационная установка. Доминанта — общий и главный принцип работы нервных центров, организации поведения и мышления.

      Физиологическидоминантаэто «…временно господствующая рефлекторная система, обеспечивающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определённую направленность» [3, с. 100]. «Как господствующий очаг возбуждения доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров» [Там же]. Она не имеет морфологической структуры и чёткой локализации, а состоит из многих синхронно функционирующих участков подсистем восприятия и переработки информации — слуховой, зрительной, эндокринной, эмоциональной, гуморальной и т.д. Задействованы многие психические функции — внимание, воля, память, мышление, речь, эмоции, установки и т.д. Возникает и формируется доминанта при появлении необходимости или появлении потребности решить вставшую перед человеком задачу и является организующим началом интеллектуальной активности. Доминанта, по А. Ухтомскому, и двигатель поведения*, и его вектор. Доминанта помогает отобрать, интегрировать, сцепить и организовать всю необходимую, значимую информацию по решаемой проблеме — и поступающую в мозг и хранящуюся в памяти. Мотивационная активность, поддерживаемая и направляемая доминантой, включает в себя и понятие «оперативного покоя». Эта форма активности характеризуются предельной концентрацией энергии, сосредоточенным созерцанием среды, требует значительно большей нервно-мышечной напряжённости, чем мышечные операции, и обеспечивает недостижимую посредством этих операций тонкость и точность рецепции — приёма поступающей информации. Состояние «оперативного покоя» сравнимо с поведением щуки, застывшей в “бдительном покое“, к которому неспособна «рыбья мелочь»: она «выхватывает» из окружающей действительности всю ту информацию, которая работает на решение проблемы, причём сразу всех модальностей — зрительной, слуховой и т.д.

      Психологически доминанта — это главенствующая, господствующая идея, потребность, мотивационная установка. Исчезнуть она может лишь в двух случаях — или когда человек решил задачу или если он от неё отказался. Иначе она сохраняется сколь угодно долго и функционирует круглосуточно. Если пришлось прервать поиск решения вынужденно, то доминанта, как правило, сохраняется до возобновления усилий, особенно если она была достаточно мощной, и если не возникла другая, конкурирующая более сильная доминанта, «заглушающая» первую.

      В психологии известен эффект незавершённого действия (эффект Зейгарник). Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершённые. Думается, что эффект незавершённого действия объясняется, прежде всего, наличием доминанты, которая сохранилась при прерывании решения задачи и функционирует, сохраняя её в памяти до возобновления попыток решения. Этот эффект имеет отношение и к созданию новых идей.

      Именно сохраняющаяся доминанта обеспечивает нахождение решения, приходящего на отдыхе, при прогулках — по лесистым горам как у Г. Гельмгольца, утром при пробуждении (у Гельмгольца, Гаусса и др.), во сне — как у Д. Менделеева, при засыпании. Факт частого рождения идей на входе в «царство Морфея» и выхода из него подмечен давно. Общим для всех этих случаев является отсутствие сильных посторонних раздражителей, требующих отвлечения и /или переключения внимания.

      Необходимо отметить, что человеку обычно приходится решать сразу много различных проблем, больших и маленьких — и в семейной жизни, и в межличностных отношениях, и на работе. Они все создают свои доминанты, хотя и различной силы. Но чем больше доминант, тем меньше психических ресурсов (памяти, внимания и т.д.) приходится на каждую из них. А ослабление доминанты влечёт за собой ослабление сосредоточенности на проблеме и, соответственно, отодвигает её решение и, кроме того, не лучшим образом сказывается на качестве решения. Не случайно бытует мнение о том, что учёным, изобретателям нужны тишина и отсутствие бытовых забот, а их рассеянность и «отключённость» от реальной действительности служит темой множества шуточных сюжетов.

      Образование доминанты — условие необходимое, но недостаточное. Что ещё нужно? Нужно определённое количество информации определённого содержания. И лишь в этом случае человек выходит на магистральный путь революционизирующих идей, которым является 2-й закон диалектики: переход количества в качество. Как показал более чем двадцатилетний опыт научно-исследовательской работы автора данной статьи, возникновение новой идеи происходит путём скачкообразного перехода количества накопленной информации в своё новое качество — идею. В момент такого перехода-скачка действительно происходит озарение, мгновенная вспышка, и высвечивается новая идея, принципиально новое решение проблемы. Интересно то, что в это мгновение все психические процессы — слух, зрение и т.п. как бы отключаются — происходит своеобразное короткое замыкание. Но не надолго.

      И как при ядерном взрыве существует критическая масса горючего, при которой становится возможной цепная реакция (например, для урана-235 она составляет 0,8 кг), так и при информационном взрыве-скачке необходимо критическое количество (объём) информации. Накопление и сохранение информации обеспечивает долговременная память, ёмкость которой психологи и физиологи считают практически неограниченной. При работе над проблемой задействуются все психические виды памяти — эмоциональная, образная, двигательная, словесно-логическая. ”Последней каплей” информации, доводящей её количество до критического, может послужить любой факт из окружающей действительности или же хранящийся в памяти. История открытий и изобретений изобилует такими примерами: ньютоновское яблоко, вода из ванны Архимеда, сцепившиеся хвостами обезьяны, послужившие прототипом циклической формулы бензола и т.п. Часто идея может возникнуть по механизму ассоциации: формула бензола возникла у Кекуле в момент, когда он увидел сцепившихся хвостами обезьян; как пришла Ньютону идея закона всемирного тяготения известно всем. П. Н. Яблочков, изобретатель первой электрической лампочки, долго думал, как добиться того, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикали, при их сгорании не увеличивалось, и ток по этой причине не прерывался бы, и лампочка не гасла. Сделали механизм, который сближал постепенно угли, но он оказался дорогим и сложным. Решение пришло в кафе, где П. И.Яблочков, как обычно, записывал что-то на салфетке и случайно положил 2 карандаша рядом. Тут его осенило: расположить угли параллельно!

      Ассоциации могут возникать и между явлениями, отдалёнными друг от друга значительными и даже огромными пространственными и временными промежутками. Необычайно развитая способность к ассоциациям считается отличительной особенностью гениев.

      В момент поступления в мозг недостающей последней порции информации, в считанные мгновения вся накопленная и имеющая отношение к решаемой проблеме информация актуализируется, систематизируется, перегруппировывается, перестраивается в нужном порядке, реконструируется, рекомбинируется и, как в калейдоскопе получается новая картинка, так и в сознании возникает новое знание, идея, которая затем или используется или “капитализируется” и служит материалом для последующих информационных скачков. Чем больше количество накопленной информации, тем более качественным получается решение. Продолжительность накопления информации может быть любой, вплоть до десятков лет. И прав был Платон, который справедливо утверждал, что озарение предполагает длительную подготовку ума. И прав был И. Е. Репин, который говорил, что вдохновение — это награда за каторжный труд.

      Появившаяся в результате «революционного» скачкообразного изменения в системе знаний идея может затем эволюционировать. Например, Т. Эдисон изобрёл фонограф — прибор для записи звука на восковой валик. Затем ему же было выдано более сотни патентов за улучшение этого фонографа.

      Закон перехода количества информации в новоё качество — новую идею -приложим к любой области деятельности. Так принимаются управленческие и прочие решения, возникают психосоматические и неврологические заболевания, получаются у кулинаров блюда и даже возникают чувства: при ухаживании — любовь, при частых ссорах , обидах, упрёках — отчуждение, в том числе и в супружеской жизни. И об этом надо помнить.

      1.Белозерцев В. И., Сазонов Я.. В. Философские проблемы развития технических наук. Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — 144 с.

      2. Ванганди А. Б. 108 путей к блестящей идее. Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1996. — 224 с.

      3. Краткий психологический словарь / Ред.-составитель Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов — на — Дону: «Феникс», 1998. — 512 с.

      4. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.

      5. Петрович Н. Т., Цуриков В. М. Путь к изобретению. М: Молодая гвардия, 1986. — 222 с.

      Интеллектуальная собственность: виды, законы, объекты в современных российских условиях (статья)

      Одним из важнейших условий богатства, силы, независимости любой страны является способность ее граждан создавать конкурентоспособные объекты интеллектуальной собственности (ИС)– изобретения, полезные модели, промышленные образцы, произведения науки, литературы, искусства и др. (см. рис. 1), а также делать открытия, разрабатывать рационализаторские предложения, нарабатывать технологические знания и опыт, имеющие ценность для предприятия и страны.

      После начала приватизации, с появлением частной собственности на средства производства, коренным образом изменилось законодательство, регулирующее отношения между субъектами рынка, в том числе и законодательство в области творческой интеллектуальной деятельности. Появился новый вид собственности – интеллектуальная собственность. На сегодняшний день разработано шесть специальных законов, регулирующих отношения между создателями объектов интеллектуальной собственности, работодателями и пользователями (см. рис. 1). Отдельные положения этих законов получили развитие в ряде подзаконных актов, принятых органами государственного управления. Помимо приведенных на рис. 1 объектов интеллектуальной собственности, существуют и другие – открытия, рационализаторские предложения, торговые секреты, ноу-хау, секреты производства, для которых создание системы правового регулирования еще не завершено (последние три вида объектов интеллектуальной собственности носят одно общее название – служебная и коммерческая тайна).

      Необходимость изменения и пополнения знаний о новых отношениях работодателей, создателей и пользователей объектов интеллектуальной собственности очевидна и весьма настоятельна, особенно в трудных условиях переходного периода, в которых мы сейчас живем. Однако законы разрознены, объемны и изложены в традиционной вербальной форме, которая требует от читателя значительных семантических и мнемических усилий. Все это затрудняет восприятие и запоминание информации. Поэтому автор статьи счёл целесообразным представить основные моменты законодательства об интеллектуальной собственности в форме схем, что существенно облегчает восприятие и запоминание благодаря структурированности и наглядности информации.

      Итак, интеллектуальная собственность, согласно статье 138 ГК РФ, – собственность (исключительное право) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ и услуг (товарный знак и т. п.). Впервые после длительного перерыва термин «интеллектуальная собственность» появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 года, потом в законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1991 года, а окончательно узаконен новой Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года. Статья 44 Конституции РФ подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».

      В рыночной системе отношений интеллектуальная собственность является частной собственностью, а это означает, что никто не вправе использовать

      её без разрешения владельца. Интеллектуальная собственность – это товар, который имеет свою цену и может быть продан с целью получения дохода по договорной цене.

      Продавцом является владелец интеллектуальной собственности, например, физическое или юридическое лицо, на имя которого выдан патент (или свидетельство на полезную модель, программу для ЭВМ и др.).

      Виды документов, дающих правовую охрану объектам интеллектуальной собственности, и сроки их действия приведены на рис. 2. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права: ©. Он помещается на каждом экземпляре произведения.

      Патентная форма охраны изобретений и промышленных образцов введена в России с принятием Патентного закона РФ 23 сентября 1992 года. В СССР 99,99 % советских изобретателей подавали заявки на выдачу им авторских свидетельств. Авторское свидетельство и служило охранным документом. Но оно же означало передачу исключительных прав на использование изобретений государству. Вознаграждение автору выплачивали не предприятия — пользователи, а отраслевые органы по изобретательству в виде процента от годовой экономии и в зависимости от ее величины. При годовой экономии от 1 до 5 тысяч рублей выплачивали 20 %, а при годовой экономии от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и более – 2 %.

      Авторское свидетельство служило также для предоставления прав и льгот, установленных законодательством.

      В принципе изобретатель мог получить при желании и патент вместо авторского свидетельства, но зачем? Ведь его практически невозможно было продать – частного предпринимательства не существовало, а государственным предприятиям продать патент или лицензию можно было только в мечтах. К тому же патентообладателю не предоставлялись многие права и льготы, которыми пользовались владельцы авторских свидетельств.

      А вот социалистические (государственные) предприятия согласно законодательству могли получать только авторские свидетельства. Также нельзя было получать патенты на служебные разработки, что сразу отсекало от патентной охраны свыше 80 % заявляемых разработок. Сейчас патенты могут получать и авторы, и предприятия, и на служебные, и на неслужебные разработки.

      Теперь патентообладателю гарантирована законодательством возможность извлечения выгоды из монопольного владения патентом в пределах установленного срока и на территории того государства (или государств), патентное ведомство которого его выдало.

      Но далеко не всегда патент или свидетельство выдаются автору (авторам). Если изобретение создано работником в связи с выполнением им служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, то право на получение патента принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

      Патентообладатель в таком случае обязан выплачивать автору вознаграждение (см. рис. 3). Вознаграждение выплачивается и авторам других объектов интеллектуальной собственности.

      Формы приобретения прав на использование объектов интеллектуальной собственности показаны на рис. 4.

      Далее речь пойдет об объектах интеллектуальной собственности, законодательно не разработанных, но представляющих собой практический (или научный, как открытие) интерес. Охрана открытий не осуществляется с начала 90-х годов, хотя прежнее соответствующее Законодательство СССР не отменено. Но оно автоматически перестало действовать после распада СССР.

      Служебная и коммерческая тайна, являющаяся результатом интеллектуальной деятельностии к которой нет доступа третьих лиц в силу законодательства, может быть монопольно с выгодой использована обладателем тайны как совокупности знаний [2]. Под третьими лицами понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес.

      Обладатель тайны имеет фактическую, а не юридическую монополию на ее использование. Он может раскрыть ее перед публикой, продать или иным образом переуступить эту информацию заинтересованному лицу. В частности, могут продаваться результаты маркетинговых исследований, технологические и технические новшества, опыт управленческой, финансовой, производственной деятельности и т. д. [2, с. 682], представляющие коммерческую ценность.Логичным будет отнесение к коммерческой тайне таких видов опыта, как, например,опытпедагогической, научной, методической, лечебной деятельности.

      «Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации» [2, с. 681].

      Информация не является коммерческой тайной, если она: 1) не представляет никакого интереса для окружающих; 2) не может быть использована третьими лицами в своих интересах; 3) её никто бы не приобрёл, если бы она была предложена к продаже [2, с. 678].

      Помимо коммерческой тайны российское законодательство выделяет ещё несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне. Это: государственная, военная, медицинская, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, а также личная, семейная, следственная; тайна усыновления и др. Соответствующие отношения регулируются специальным законодательством. Деятельность лиц, владеющих тайной, не является предпринимательской и эти виды тайн не должны продаваться.

      Особый интерес представляет следующий вид интеллектуальной собственности – рационализаторские предложения, по причине их массовости и значимости для деятельности организации. В недавнем прошлом 70 % общей экономии, полученной в народном хозяйстве России от нововведений, приходилась на долю рационализаторских предложений.

      Рационализаторское предложение может быть направлено на улучшение состояния рабочих мест, совмещение (разделение) рабочих операций, более рациональное размещение оборудования и т. п.

      Какими признаками должно обладать предложение для того, чтобы быть признанным рационализаторским? Во-первых, оно должно быть осуществимо и содержать все необходимые для этого данные.

      Во-вторых, оно должно быть новым для предприятия. В отличие от изобретений и полезных моделей, которые должны обладать мировой новизной, рационализаторским предложениям достаточно иметь местную новизну. Но информация, почерпнутая из специальной литературы, патентной документации, литературы, не являющейся рекомендациями вышестоящей организации

      или информационным изданием по распространению передового опыта в данной отрасли и послужившая основанием для рационализаторского предложения, должна быть творчески переработана. Творческая переработка заключается в доработке различных видов – конструкторской, технологической и т. п. – применительно к условиям своего предприятия.

      В-третьих, рационализаторское предложение должно быть полезным для предприятия. Это означает, что использование предложения позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект.

      И если раньше по Положению об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г. рационализаторским предложением признавалось лишь техническое решение, являвшееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, то теперь это понятие значительно расширено. Согласно п. 3 Методических рекомендаций по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации 1996 г. сейчас рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия.

      Это открывает простор для творчества не только «технарей», но и для работников новых для нашей экономики специальностей – менеджеров, маркетологов и др. Появилась возможность замотивировать работников на совершенствование структур управления, функциональных служб, производственной деятельности, выполняемых работ и т. п., а также снизить сопротивление изменениям. Любое полезное для предприятия предложение может быть оплачено, в том числе предложения по совершенствованию планирования, учета, снабжения, документооборота, расстановки рабочей силы, изменению графиков работы и ремонта техники и т. п. [2, с. 732].

      Автору (авторам) рационализаторского предложения предприятием выдается удостоверение на рационализаторское предложение, которое является охранным документом местного значения.

      Авторы рационализаторских предложений наделяются разнообразными правами в соответствии с действующим законодательством, многие из которых аналогичны правам изобретателей, авторов селекционных достижений и др.

      Вознаграждение авторам рационализаторских предложений выплачивается как за сам факт их создания, так и за использование. Размеры вознаграждения определяются предприятием самостоятельно на основе действующих на предприятии положений либо на основе соглашений с авторами.

      Если рационализаторское предложение представляет интерес для третьих лиц, которые могут его использовать для достижения своих целей, то оно может быть признано коммерческой тайной. Под третьими лицами в данном случае понимается те лица, для которых рационализаторское предложение представляет коммерческий интерес. Ими могут быть конкуренты или те лица, которые, ознакомившись с рационализаторским предложением, могут от своего имени подать рационализаторское предложение на другое предприятие или просто продать информацию конкурентам напрямую или через посредников.

      В случае если принятое рационализаторское предложение имеет коммерческую ценность, руководитель вправе возложить на лиц, имеющих к нему доступ, обязанности по неразглашению известных им сведений по сути рационализаторского предложения.

      Так что обмен опытом все в большей степени заменяется засекречиванием передового опыта, являющегося для предпринимательских (коммерческих) организаций существенным фактором конкурентного преимущества. Передачу (продажу) государственных предприятий России в частную собственность планируется завершить в 2008 году, в этом же году, наверное, сойдет на нет и обмен опытом.

      Подробную информацию по затронутым в статье вопросам, как и по многим другим, касающимся интеллектуальной собственности, можно получить, конечно же, из соответствующих законов, а также из книги А. П. Сергеева [2], написанной на хорошем литературном языке высококвалифицированным юристом с богатым профессиональным опытом.

      1. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001. – 752с.

      Как руководителю нейтрализовать сопротивление инновациям [ПиЭДО, с. 255] (основные принципы)

      1) привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и возможно принять цели и средства реформ;

      2) обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слухов и недоверия;

      3) не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия – только правдой можно добиться доверия подчиненных;

      4)всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинтересованность в переменах, показывайте на практике их полезность,

      5) предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями;

      6) доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону; . ищите энтузиастов нового дела и создавайте им режим наибольшего благоприятствования; . проявляйте терпимость к неудачам;

      7) и, наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.

      ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ (статья)

      В настоящее время, в связи с переходом на рыночные отношения, активно развивается такая учебная дисциплина как организационная (корпоративная) культура. Вызвано это тем, что в условиях конкурентной борьбы организационная культура становится важнейшим фактором конкурентного преимущества. Организация с низкой культурой производства, труда, обслуживания и вообще деятельности различных функциональных подразделений, не имеет перспективы (конечно, если она не является монополистом на рынке какого-либо продукта, услуги или работы).

      Организационную культуру определяют как «совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации» [1]. Есть и другие определения: организационная культура – 1) ценности[8], поведенческие нормы, характерные для данной организации; или 2) система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала» [2].

      Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества [6]. А вот то, что создано природой, культурой не является.

      С. И. Ожегов даёт пять определений культуры. Среди них: 1. Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. 2. То же, что и культурность (культурность – степень общественного и умственного развития, присущая кому-нибудь[9]). 3. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

      Культура включает в себя предметные результаты деятельности, нормы права и морали, результаты познания, знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы общения людей [5].

      Если обобщить приведённые выше определения культуры, то кратко можно сказать, что культура – это совокупность всех достижений человечества.

      Человечеством созданы техника и технологии – это техническая и технологическая культура; правила общения – это культура общения; правила, методы и средства воспитания – педагогическая культура; правила поведения в обществе – культура поведения (этикет), правила питания – культура питания и т. д.

      Уровень культуры, в том числе и организационной, определяется степенью соответствия всего того, что и как делается работниками организации, мировым достижениям в той или иной области. Высокую культуру человека во взаимоотношениях характеризует его забота о справедливости, о других людях, об их интересах, в том числе и в плане экономии и сохранении чужих ресурсов – времени, внимания, объёма памяти, зрения, здоровья. Некультурное поведение – это, прежде всего, эгоистическое поведение, вызванное жадностью, ленью[10], избеганием ответственности одновременно со стремлением переложить свою вину на других и т. п.

      studopedia.ru

      Еще по теме:

      • Основные законы развития рынка Основные экономические законы В момент принятия важных стратегических решений в коммерческой деятельности нужно делать анализ механизма их действий с позиций главных экономических законов. В своей ежедневной деятельности мы автоматически применяем многие экономические законы, при этом даже не задумываемся об их сути. […]
      • Разрешение полного доступа мЙЮОЩЕ ЪБРЙУЙ Linux, РТПЗТБННЩ - РТПВМЕНЩ Й ТЕЫЕОЙС рПМХЮЕОЙЕ РПМОПЗП ДПУФХРБ Л ТБЪДЕМХ ТЕЕУФТБ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЙЪНЕОЕООЩИ ОБУФТПЕЛ. йЪНЕОЕОЙЕ ТБЪТЕЫЕОЙК Й ЧМБДЕМШГБ ДМС РПМХЮЕОЙС РПМОПЗП ДПУФХРБ Л ТБЪДЕМХ ТЕЕУФТБ. 1) оБЦНЙФЕ ЛОПРЛХ рХУЛ Й ЧЧЕДЙФЕ Ч УФТПЛЕ РПЙУЛБ regedit 2) эЕМЛОЙФЕ ОБ ОБКДЕООПН РТБЧПК ЛОПРЛПК […]
      • Частное обвинение по ст 116 ук рф образец Заявление по факту побоев Пришел ответ из суда, что заявление не соответствует требованиям 318 УПК Составили новое с помощью интернета, помогите проверить правильность искового заявления частного обвинения по 116 УК, заранее благодарен. Ответы юристов (3) 5.Заявление должно содержать: 1) наименование суда, в который […]
      • Закон от 04102014 283-фз Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ"О социальных гарантиях […]
      • Штраф за перегруз грузового автомобиля ип Штрафы за перегруз грузового автомобиля с 24.07.2015 Введены новые штрафы за нарушение правил перевозки грузов на грузовых автомобилях 24 июля 2015 года полностью изменена статья 12.21.1 административного кодекса РФ посвященная правилам перевозки грузов (масса, габариты и т.д.) Теперь шкала наказаний очень гибкая и […]
      • Нотариус в караганде Нотариус в Караганде на Ерубаева 46 тел. 8-777-768-96-85 Зигалов Андрей Андреевич - Карагандинская область О компании Нотариус в Караганде на Ерубаева 46 тел. 8-777-768-96-85 Зигалов Андрей Андреевич Нотариус Зигалов Андрей Андреевич в Караганде на Ерубаева 46 предлагает нотариальные услуги: 1. Нотариус совершает […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.