Недействительный полис осаго судебная практика

Фальшивый полис ОСАГО: за чей счет ДТП?

В последнее время в обороте все чаще обнаруживаются поддельные полисы ОСАГО , причем часть из них всплывает во время ДТП. И далеко не всегда владелец фальшивки знает о том, что его полис – никчемная бумажка, использование которой может повлечь за собой уголовную ответственность. Естественно, автовладельцев волнуют ровно два вопроса: что делать, если обнаружена подделка, и кто компенсирует ущерб?

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Какой полис является фальшивым?

В разряд фиктивных бумаг попадают следующие категории документов.

  1. Полис с изменениями. Например, если изменена дата начала или окончания срока действия.
  2. Полис-двойник. Серия, номер, печати, «приписка» к страховой компании – всё действительное, однако на один договор – одновременно два владельца.
  3. Повторно проданный полис. После окончания срока его действия в одном регионе он может всплыть в другом или том же как абсолютно «чистый».
  4. Поддельный бланк. Самая настоящая «липа». При этом номер может совпадать с действительным номером полиса, отгруженного в какую-либо СК в любом регионе.
  5. Полис ушедшего с рынка страховщика, выданный после его выхода из системы ОСАГО. По закону, такие бланки должны изыматься из оборота и уходить обратно в РСА, но, как показывает практика, они надолго задерживаются на рынке.

Только первый вид подделок можно определить на глаз. Все остальные, как правило, от настоящих ничем не отличаются. Более того, часть из них является настоящими документами, только не имеющими юридической силы. В случае использования реальных номеров с правильной «пропиской» к определенному страховщику не помогает даже проверка через систему на сайте РСА. Фальшь раскрывается при возбуждении выплатного дела после тщательной проверки данных всех сторон ДТП.

Что делать владельцу фальшивки?

Если вам удалось обнаружить подлог до наступления страхового случая, рекомендуем приобрести другой полис. С фиктивным документом следует обратиться в полицию для возбуждения уголовного дела. По окончании следствия и последующего судебного разбирательства можно надеяться на возмещение продавцом (если таковой будет найден) стоимости полиса ОСАГО, признанного поддельным.

Даже если вам удастся обвести вокруг пальца сотрудника ГИБДД на дороге, в случае ДТП платить пострадавшему придется из своего кармана.

Если во время аварии вы окажетесь виновником, а страховщик-таки согласится выплатить пострадавшему сумму ущерба, то обязательно выставит вам регресс на полную сумму страховой выплаты. Если же подделка раскроется во время проверки на дороге, то:

  • во-первых, вас лишат права использовать ТС;
  • во-вторых, привлекут к уголовной или административной ответственности (ст. 327 УК РФ);
  • в-третьих, обяжут выплатить штраф значительного размера.
  • Почему популярность фальшивок не снижается?

    За более чем десятилетнюю историю автовладельцы, как ни крути, оценили достоинства полисов ОСАГО. Если прежде взыскивать ущерб с виновника ДТП приходилось напрямую и чаще всего через суд (выплата могла длиться годами!), то сегодня, хоть и со скрипом, деньги на ремонт выплачивает страховщик, причем относительно быстро. Фальшивая страховка, которая приравнивается к отсутствию полиса ОСАГО, не может защитить интересы владельца такого полиса. И, тем не менее, популярность «пустышек» не снижается. Главный мотив покупателя такого документа – существенная экономия. Шутка ли – возможность заплатить вдвое, а то и втрое меньше!

    Так как тарифы на полисы ОСАГО везде одинаковы, настоящий полис не может стоить вполовину дешевле.

    Стоимость страховки может служить лакмусом для тех, кто сомневается в аутентичности приобретаемого документа. Задушите «жабу» и купите нормальный полис, чтобы не иметь проблем с законом. Рассчитайте стоимость с помощью калькулятора ОСАГО , чтобы проверить продавца.

    Что делать пострадавшему?

    Если в ваш автомобиль въехал владелец фальшивого полиса ОСАГО, можно только посочувствовать. Ущерб от действий держателя такой бумаги никто не компенсирует. Поэтому судиться с ним автовладельцу придется самостоятельно. Порядок действий следующий:

    • подаете заявление в РСА с требованием выявить подлинность полиса;
    • на основании официального ответа выдвигаете досудебные претензии виновнику ДТП о компенсации ущерба;
    • в случае отказа подаете в суд иск с требованием возместить ущерб, затраты на юриста, сумму судебных издержек;
    • пишите заявление в полицию с приложением ответа из РСА о мошенничестве.
    • Относительно просто взыскать сумму ущерба со страховщика, у которого числится полис-двойник. Само собой, СК сначала отклонит претензию, обосновав отказ тем, что такого владельца полиса нет в их базе. Однако если номер и серия документа совпадают с реальным, на бумаге наличествует печать и другие атрибуты конкретного страховщика, его отказ можно назвать необоснованным.

      Наличие полиса и квитанции об оплате страховой премии является достаточным основанием для получения компенсации.

      Разбираться в собственной системе учета и контроля страховщик может и должен, не втягивая в рабочий процесс пострадавшую сторону. Данные внутреннего учета не являются основанием для отклонения запроса на выплату. Если же страховщик все-таки отклоняет претензию на компенсацию материального ущерба, следует писать жалобу (по образцу досудебной претензии по затягиванию сроков страховой выплаты) в РСА на необоснованный отказ. Дубликаты следует отправить в СК виновника ДТП и в ЦБ РФ (ценным письмом с уведомлением о вручении).

      Еще один вариант – отказ на основании невыплаты агентом денег от сделки по продаже полиса. Такой документ не может быть признан недействительным, если бланк настоящий, агент действовал от имени и по поручению страховщика, а страхователь может предъявить квитанцию об оплате стоимости полиса. Проблемы отношений СК и ее агентов клиентов не касаются.

      Страдает невиновный

      Мы видим несовершенство действующего законодательства. Пострадавший в ДТП не виноват, что виновник – держатель подделки. Но защита материальных интересов автовладельцев рушится под натиском Закона. Иногда виновник может быть просто не в состоянии оплатить ремонт, даже если его обяжут это сделать в судебном порядке.

      Иногда виновник может быть просто не в состоянии оплатить ремонт, даже если его обяжут это сделать в судебном порядке.

      Далеко за примерами более разумного регулирования рынка «автогражданки» ходить не нужно. В соседней Украине Моторно-транспортное страховое бюро (МТСБУ), аналог российского РСА, выплачивает компенсацию пострадавшим в ДТП, даже если виновник ДТП не имеет ОСАГО или предоставляет просроченный/недействительный документ. Впоследствии МТСБУ выдвигает регрессное требование к виновнику ДТП по компенсации расходов. Тем самым, достигается более высокая степень защиты интересов автовладельцев, не зависящая от действий третьих лиц.

      www.inguru.ru

      Недействительный полис ОСАГО

      Проблема реально существует, и мы в своей практике уже несколько раз сталкивались с ситуациями, когда у пострадавшего в ДТП оказывался недействительный полис ОСАГО и страховая компания отказывала в выплате на данном основании. Такие дела неоднозначные и вести их достаточно сложно.

      В каких случаях полис является недействительным?

      1. Если существует два полиса с одинаковыми номерами. В данном полисе все настоящее, кроме того, что их два и такие полисы чаще продают в разных городах России.
        Если в полис ОСАГО были внесены изменения, например, подправлена дата начала или окончания действия полиса.
      2. Если полис был продан второй раз уже после окончания срока действия оригинала. Некоторые мошенники продают уже использованные полисы ОСАГО в других регионах, как новые.
      3. Если полис напечатан на недействительном бланке.

      Начало истории: поддельный ОСАГО

      Вот один пример из нашей практики, как могут действовать мошенники. К нам обратился мужчина, купивший полис ОСАГО у страхового брокера. Страховая компания отказала ему в выплате после ДТП.

      Мы начали разбираться, оказалось, что бланк, на котором был напечатан страховой полис данная страховая использовала только для выдачи доверенностей. К тому же такой тип ТС, который был у мужчины, страховая уже достаточно давно не принимала на страхование.

      Обращение в суд по недействительному полису ОСАГО

      Мы подали в суд от лица нашего клиента. Судом было назначено проведение независимой экспертизы, результаты которой показали, что печать на документе отличается от печати страховой компании.

      В данном случае страховая компания отказалась предоставить полную информацию о всех, имеющихся у нее печатях. Это позволило нам доказать, что, хотя, печать на договоре нашего клиента не соответствует основной печати страховой, нельзя на 100% утверждать, что данная печать ей не принадлежит. Благодаря этому нам удалось доказать в суде, что наличие или отсутствие печати на договоре не является основания для отказа в выплате страхового возмещения.

      По поводу неверного бланка страхового полиса, суд принял решение, что в данном случае присутствовала техническая ошибка. Так как бланк, хотя был не верный, но все-таки принадлежал данной страховой.

      Клиент получил страховое возмещение

      В конкретном данном случае, несмотря на все сложности, нам удалось получить компенсацию для нашего клиента. Каждый случай с участием недействительного полиса ОСАГО рассматривается отдельно и процесс может длится достаточно долго, поэтому мы настоятельно рекомендуем покупать полисы ОСАГО у надежных продавцов.

      Часто поддельные полисы ОСАГО продают значительно дешевле оригинальных. Не стремитесь сэкономить таким образом, так как вы рискуете потерять гораздо больше. И аккуратнее на дорогах!

      www.damages.ru

      Что делать если полис ОСАГО оказался поддельным и страховая компания отказала в выплате

      Иногда страховая компания отказывает в выплате по ОСАГО, поскольку выдала полис с теми же реквизитами другому лицу. Но определение ВС дает потребителям шанс отсудить компенсацию.

      Верховный суд напомнил, что страховая компания должна сделать до и после обращения клиента в суд. Если она нарушит закон или указания суда, она вынуждена будет оплатить даже недействительный полис.

      Полис ОСАГО стал дорогим удовольствием, поэтому предлагаем купить идентичные бланки Ресо-Гарантия, МАКС, ВСК, Ренессанс. Вы можете заказать любой бланк: пустой, с печатями или заполненный вашими данными, – Интернет пестрит подобными предложениями. На многих сайтах перед покупкой открыто предупреждают: с такими бланками страхового возмещения не получишь. Но проблемы могут возникнуть и у добросовестных автомобилистов, если они покупают полисы не в официальных офисах страховых компаний, а в машинах, палатках на трассе и так далее.

      Предъявив документ к оплате, потребитель может получить отказ от страховой компании, поскольку полис с теми же реквизитами она продала кому-то другому. Но даже в такой ситуации есть шансы отсудить возмещение, как показывает судебное дело.

      Подозрительный полис

      В 2015 году «Мерседес Бенц» Науменко попал в ДТП с автомобилем «Богдан» по вине его водителя Ивана Курицына, который не соблюдал дистанцию. Он был застрахован в санкт-петербургском филиале «Военной страховой компании» («ВСК»), которая, однако, отказала Науменко в возмещении ущерба. «Полис недействительный, за этим номером застраховано другое лицо», – объяснили в страховой компании. Такой ответ Науменко не устроил, и она заявила к организации миллионный иск (400 тыс. руб. страхового возмещения и 600 тыс. неустойки и штрафа).

      Компания в суде указывала, что в базе данных страховщика не числится договора Курицына, а в самом полисе не указано, кто его подписал. «ВСК» получила и письмо из Российкой ассоциации страховщиков, в котором сообщалось, что за данным номером выдан другой полис. Но эти доводы не убедили Свердловский районный суд Белгорода (2-5352/2015).

      С одной стороны, ответчик заявляет о недействительности полиса, с другой стороны – не предпринимал действий, чтобы доказать, что это подделка. Более того, юрист «ВСК» в заседании подтвердил, что компания не направляла заявлений о хищении бланка в правоохранительные органы, в том числе до дня ДТП. Все это сыграло в первой инстанции в пользу Науменко.

      Апелляция пересмотрела выводы первой инстанции и перераспределила бремя доказывания в пользу страховой компании. Она придала значение письму из РСА и обнаружила подозрительные несовпадения в оформлении спорного полиса. На печати значился неверный ИНН, а на угловом штампе – неправильный адрес, не было указано имя представителя, подписавшего документ. «В деле нет доказательств, что филиал «ВСК» получал указанный бланк, а его сотрудник выдавал полис», – заключил Белгородский областной суд и отклонил требования владелицы «Мерседеса» (33-1034/2016).

      Верховный суд раскритиковал решения нижестоящих инстанций. Ссылка «ВСК» на другой полис с такими же реквизитами сама по себе не говорит о том, что документ Курицына поддельный, поэтому судам стоило поставить вопрос об экспертизе, отметила гражданская коллегия ВС под председательством Вячеслава Горшкова.

      Кроме того, организации отвечают за учет бланков строгой отчетности. Если полис использовали несанкционированно, страховая компания все равно по нему платит, если до наступления страхового случая не заявляла о его хищении в правоохранительные органы (п. 7[1] ст. 15 Закона об ОСАГО).

      Поскольку апелляция упустила это важное обстоятельство, ей предписали рассмотреть дело заново.

      Страховые компании в ответе

      В подобных делах потерпевший – слабая сторона по сравнению со страховщиком, поэтому достоверность полиса должна презюмироваться, пока не доказано обратное. Соответственно страховщик обязан доказывать недействительность документа, если полагает, что не выдавал его, продолжает адвокат. При этом все сомнения толкуются в пользу потерпевшего.

      Экспертиза обоснованна и тогда, когда признаки подделки полиса кажутся вполне очевидными. Исходя из практики, даже в этом случае суд не будет брать на себя полномочия эксперта. Вопреки этому апелляция в деле Науменко сличила печати на документах самостоятельно, в чем ее и упрекнул Верховный суд. Когда партия бланков конкретной компании попадает на «черный» рынок, подделываются именно печати.

      Если экспертиза подтвердит, что бланк поддельный – тут уже целесообразно проверить, где страхователь его купил. Науменко пошла сложным путем, надо бы ей обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба непосредственно к виновнику ДТП (согласно ст. 1064 ГК). А последний (если не признает свой умысел, что маловероятно) должен был обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве в связи с покупкой полиса.

      Верховный суд в своем определении напомнил положение закона об ОСАГО, которое освобождает страховщика от ответственности, если подал заявление о хищении подлинного бланка до даты наступления страхового случая. Но в некоторых ситуациях этот закон явно несправедлив к потребителям. Ему непонятно, почему правило привязано к дате наступления страхового случая, а не к дате выдачи полиса.

      Даже проверив на сайте РСА действительность полученного бланка, добросовестный страхователь и в дальнейшем рискует, что полис могут признать ненадлежащим.

      Страховые компании, в свою очередь, в основном бездействуют, когда сталкиваются с двойными полисами, как правило, они не обращаются в правоохранительные органы и не проводят внутренних расследований, а просто отказывают в выплате, ссылаясь на данные сайта РСА. Но именно страховые компании должны следить за бланками строгой отчетности, а в судах доказывать, что их подделали или похитили. Иначе страховые компании не будут заинтересованы в том, чтобы бороться с появлением двойных страховых полисов. А пострадавшие лишатся того, ради чего создавалась вся система ОСАГО.

      У Вас появились вопросы?

      Пишите в комментариях — мы быстро Вам ответим и проконсультируем!

      advokatorium.com

      Топ-10 уловок страховых компаний от Drom.ru (ПАМЯТКА)

      Когда речь заходит о мошенничестве в автостраховании, водители часто вспоминают так называемых автоподставщиков и не чистых на руку автоюристов. Первые организовывают или имитируют ДТП, получая солидные компенсации по ОСАГО. Вторые выкупают у пострадавших в авариях право требования выплат, а затем, пользуясь несовершенством законов, отсуживают у страховщиков более крупные суммы. Однако и у самих страховых компаний есть целый арсенал способов, чтобы — в зависимости от ситуации — сэкономить средства либо заработать их в ущерб добропорядочным клиентам. Drom.ru составил своеобразный рейтинг таких уловок — от самых примитивных до откровенно грабительских.

      1. Уловки при продаже полисов ОСАГО

      Хитрить недобросовестные страховщики начинают задолго до ДТП, в которые попадают их клиенты, еще на этапе заключения договора. Считая ОСАГО невыгодной услугой, а в некоторых регионах — крайне убыточной, компании нередко ограничивают продажи полисов, накручивают их цену (забывая, например, о скидках за безаварийную езду) или навязывают автовладельцу еще несколько платных страховок.

      Если принципы дороже нервов, а переплачивать нет желания и возможности — нужно требовать от страховщиков честного выполнения обязанностей и при необходимости жаловаться в надзорные организации.

      В интернет-приемной Банка России есть целый раздел, посвященный отказам в продаже полисов. Там просят «получить подтверждение данного факта», например, направив в страховую заявление о заключении договора страхования по почте с уведомлением либо зафиксировав отказ «с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей». «При наличии доказательств нарушения страхового законодательства вам следует направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Банк России».

      В ЦБ обещают принять меры «в рамках компетенции». Правда, насколько они будут эффективными, сказать сложно. Показателен декабрьский пример: в Воронежской области автолюбитель обращался и в саму страховую, и в ЦБ, а в итоге заставил крупного страховщика выдать ему полис ОСАГО без каких-либо обременений только через суд.

      Что касается игнорирования системы «бонус-малус», то не согласный с величиной (или отсутствием) бонуса автолюбитель может написать заявление в страховую компанию. К письму желательно приложить ксерокопии предыдущих полисов, закончивших свое действие. В компании, согласно закону, обязаны внести корректировки в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). В случае же отказа придется призвать на помощь тот же Банк России. После рассмотрения вопроса оттуда придет официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии.

      2. Уловки после совершения мелкого ДТП

      На месте небольших ДТП часто можно заметить автомобили с фирменной раскраской на бортах — не считая, разумеется, экипажа ДПС. Как правило, это аварийные комиссары, помогающие водителям правильно оформлять так называемые европротоколы, чтобы разбежаться без «гаишников». Но на деле многие из них предлагают пострадавшему иную помощь — заключение договора цессии, который позволит уже без владельца автомобиля заниматься выбиванием компенсации со страховой, а заодно и бонусов — в виде штрафа и неустойки.

      Но в последнее время «конкуренцию» автоюристам пытаются составить агенты страховщиков. У них своя задача: как минимум не допустить никаких махинаций, как максимум — снизить последующие затраты компании. Наши эксперты утверждают, что этим «страховым уполномоченным» с бейджиком на шее и фотоаппаратом в руке нередко удается убедить потерпевшего в том, что ущерб его автомобилю нанесен незначительный, когда на самом деле он окажется больше, чем лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, — 50 тысяч рублей.

      Понимать, чем может грозить оформление ДТП без сотрудников ГИБДД, примерно представлять себе стоимость мелкого ремонта и помнить о возможных скрытых повреждениях. А также знать и о других подводных камнях. В частности, о буквальном толковании п. 8 ст. 11.1 «Закона об ОСАГО», где сказано, что европротокол не позволяет потерпевшему предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, в отличие от обычного порядка фиксации ДТП. Например, страховая компания ущерб в 45 000 рублей оценивает в 10 000 и перечисляет эти деньги потерпевшему. Иногда разницу в 35 000 рублей между реально полученными и причитающимися деньгами ошибочно трактуют как дополнительное требование. Конечно, оно таковым не является, но даже суды совершают подобные ошибки.

      3. Уловки до проведения экспертизы и оценки ущерба

      После совершения ДТП автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и получает предложение «разобраться на месте». Сотрудник доверительно советует не «бодаться» за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некую сумму страхового возмещения в обмен на отказ от дальнейших претензий. Есть и другой вариант — у пострадавшего забирают все бумаги и заявление и обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации нет. Умысел прост: нетерпеливый автолюбитель, особенно если он теряет доход, может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это — основание для отказа в выплате.

      Как быть?

      Ничего не подписывать и не соглашаться ни на какие незаконные действия. В противном случае, если автовладелец пошел на сделку с совестью и страховщиком, а оговоренной суммы не хватит буквально ни на что, придется пенять на себя.

      Та же история — с самостоятельным ремонтом. Эксперты советуют запастись терпением. Компания обязана решить вопрос с выплатами в оговоренный законом срок — 20 календарных дней, за исключением праздничных. Далее она рискует не только репутацией, но и тем, что по суду придется выплатить клиенту и компенсационную выплату, и штраф с неустойкой.

      Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) регулярно проводит опрос россиян, оценивая их уровень доверия к страховым компаниям. До последнего времени этот показатель неуклонно снижался. Так, в 2013 году он составил 41%, в 2014-м — 38%, в апреле 2015-го — 35%, а в ноябре того же года — 34%. Между тем в июле 2016-го доля тех, кто ответил «доверяю» или «скорее доверяю», увеличилась до 40%.

      4. Уловки при проведении экспертизы и оценки ущерба по ОСАГО

      Здесь возможны самые разные варианты. Например, эксперт под разными предлогами не вносит в отчет об оценке те или иные повреждения, занижая сумму выплаты. Или вносит, но в итоге компенсации все равно не хватает для полноценного ремонта поврежденного автомобиля. Эксперты-техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

      Необходимо тщательно осматривать автомобиль вместе с экспертом и настаивать на отражении в акте осмотра всех обнаруженных повреждений. В случае возникновения разногласий потерпевший может оставить в акте свои замечания. Впрочем, беспокоиться о решении этого вопроса нужно еще на этапе оформления ДТП, проследив, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в справку все видимые повреждения машины и указали на вероятность скрытых. Кстати, когда владелец автомобиля настаивает на осмотре внутренних повреждений, в страховой ему могут предложить поехать в сервис, там снять верхние детали и после этого вызвать эксперта компании. Большинство об этом забывает, а в итоге ремонтирует все внутренние повреждения за свой счет.

      Если же все, казалось бы, правильно учтено и оценено, но итоговая цифра оказалась меньше ожидаемой, следует попытаться найти «ошибку» в расчетах. Юридические службы многих компаний сталкиваются с фактами занижения в калькуляциях объема необходимых работ (по сравнению с нормативными), а также якобы со случайной забывчивостью ответственных сотрудников страховой компании включить в сумму к выплате некоторые детали, которые до этого присутствовали в дефектовочных актах, согласованных с клиентом. Это позволяет страховщикам занизить выплату на 5-40%.

      Автовладелец может провести независимую экспертизу для оценки ущерба, нанесенного автомобилю, а затем составить претензию и направить ее страховщику. В компании должны рассмотреть претензионный документ и принять по нему решение в течение пяти дней. Однако не все зависит от эксперта. Участники рынка отмечают, что в ценовых справочниках РСА, по которым производятся все расчеты, стоимость запчастей и материалов, а также нормо-часов сервисных работ в большинстве случаев занижены по сравнению со среднерыночными значениями.

      5. Уловки при подписании документов об экспертизе

      Выше мы уже приводили пример с подписанием бумаги об отказе от каких-либо претензий при так называемой моментальной выплате компенсации. Но есть и другой случай, когда не менее любезный страховщик после проведенной экспертизы подсовывает пострадавшему в ДТП на подпись некое соглашение об определении размера повреждений. Естественно, этот размер не соответствует реальному, о чем невнимательный или доверчивый автолюбитель узнает уже позже.

      Никому и ничему не доверять. Подобный документ лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно сверх установленного соглашением. Чтобы сделать это, надо признать сам документ недействительным. Однако судебная практика толкует условия такого соглашения буквально: если текст составлен в доступной форме, то считается, что у потерпевшего заблуждений о последствиях быть не должно.

      6. Уловки с выплатами по ОСАГО

      После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

      Уловкой такое поведение страховщика можно назвать с натяжкой, поскольку, очевидно, она работает лишь в тех случаях, когда сумма выплаты несущественна для автовладельца и он о ней «забывает», чтобы не тратить время на переписку со страховщиком и тем более на судебные процессы. В остальном тут все абсолютно прозрачно: есть закон об ОСАГО и правила страхования, в которых четко прописан весь регламент, включая сроки выплат. Если страховая их нарушает, а клиент попадается принципиальный, она сильно рискует.

      Для начала нужно направить жалобу в Центробанк и РСА. Если и оттуда не удалось получить внятного ответа, пишите в страховую компанию досудебную претензию. Ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать через секретаря с отметкой о принятии. В претензии надо попросить письменно объяснить причину задержки и потребовать произвести выплату. Если компания не отреагировала, стоит обратиться в суд и добиваться страхового возмещения, а также неустойки или процентов за задержку выплаты.

      7. Уловки с проблемным полисом ОСАГО

      Клиент получает отказ от выплаты возмещения, поскольку, как утверждает страховая компания, у кого-то из участников ДТП оказался недействительный или поддельный полис. Опустим те случаи, когда пострадавший в аварии водитель осознанно приобрел полис у мошенников по низкой цене, — он, как говорится, сам виноват. А что делать, если в такую ситуацию угодил добропорядочный автовладелец?

      Проблема не только с реальными подделками, но и с недобросовестностью некоторых страховщиков, которые уже после официальной продажи (зачастую прямо в своем офисе) через какое-то время объявляют данный полис утраченным. Категорически нельзя страховаться там, где тарифы ниже средних по рынку, а еще лучше покупать полисы только в компаниях, которые рекомендуют бывалые автовладельцы.

      Но если все пошло по неприятному сценарию, главное — найти сам полис и квитанцию о его покупке. Верховный суд РФ в Постановлении от 29 января 2015 г. подчеркнул, что «выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное», и судебная практика опирается именно на эту позицию.

      Дело в Кемеровской области. Суд признал неправоту страховой компании, которая отказалась выплатить клиенту возмещение из-за поддельного, по ее мнению, полиса. «Закон не возлагает на страхователя обязанность при заключении договора проверять законность владения страховой компании бланком полиса; страхователь, уплативший страховую премию, получивший бланк полиса без явных признаков подделки, в данном случае не должен отвечать за те или иные действия представителя страховщика либо третьих лиц», — говорится в резюме судебного акта.

      Чуть сложнее для пострадавшего ситуация с нелегитимным полисом виновника ДТП. Решение проблемы заключается в подаче документов в суд и запросе в РСА по факту заключения договора страхования с виновником ДТП. Если страховщик отказал на основании «невыплаты агентом денег от сделки по проданному полису», но при этом у владельца полиса есть квитанция об оплате, то это внутренние проблемы страховщика по учету и контролю оплаты, которые покупателя услуги не касаются. Другое дело, если в выплате отказано по той причине, что полис оказался фальшивкой. Тогда судиться придется не с компанией, а непосредственно с обладателем этого полиса.

      8. Уловки с апелляцией к другим проблемам

      Страховые компании могут не выплатить компенсацию по целому ряду причин, которые никак не зависят от пострадавшего в ДТП автовладельца. Более того, утверждают юристы, большинство из этих причин — надуманные. Например, когда виновник ДТП не был указан в полисе ОСАГО или что вина второго водителя не установлена по причине отсутствия состава преступления.

      Смело обращаться в суд, чтобы наказать страховую компанию за манипуляции. Все это не является основанием для отказа в компенсации ущерба. Как и состояние алкогольного опьянения виновного водителя, оставление им места ДТП или нежелание предоставить автомобиль на оценку страховщику. И даже лишение страховщика лицензии на ведение деятельности — не повод для отказа в компенсации.

      Среди всех пользователей ОСАГО, опрошенных НАФИ, у 82% не было страховых случаев в период действия текущего полиса. 63% из оставшихся остались довольны действиями страховой компании при урегулировании страхового случая, 9% затруднились дать оценку. 47% опрошенных пользователей страховых услуг уверены в защищенности своих прав как потребителей, но только 11% знают, в какие организации надо обращаться для решения возникающих проблем. Из этого числа 13% успешно отстояли свои права, 8% имели отрицательный опыт обращения с жалобами, у остальных такого опыта нет.

      9. Уловки с выплатами по КАСКО

      Еще одна группа различных уловок, часть из которых касается владельца пострадавшего автомобиля, а часть — виновника ДТП. Очевидно, что в самых простых случаях страховая компания стремится сократить издержки, занизив стоимость ущерба владельца полиса КАСКО с помощью «ошибок» в экспертизе и оценке ущерба. Но бывают ситуации гораздо сложнее.

      Например, автомобиль застрахован на сумму 1 000 000 рублей — это его рыночная стоимость на момент заключения полиса. Условиями страхования предусмотрено, что если повреждения автомобиля достигают 70% от его стоимости, это считается тотальной гибелью автомобиля. По условиям полиса в таком случае страховщик выплачивает разницу между страховой стоимостью автомобиля и стоимостью его годных остатков. При этом годные остатки остаются у страхователя. И вот происходит ДТП. Размер ущерба — 650 000 рублей, которые должен выплатить страховщик. Он производит оценку ущерба и специально ее… завышает. Насчитывает, например, 720 000 рублей ущерба, что составляет 72% от стоимости, и по нашему примеру этого достаточно для признания тотальной гибели автомобиля. Когда же страховщик проводит оценку годных остатков, то оценивает их в 450 000 рублей. После чего выплачивает клиенту, согласно договору, разницу между страховой стоимостью и стоимостью годных остатков — выходит 550 000 рублей. Вуаля! Вместо 650 000 рублей страховщик теряет 550 000 рублей. Кстати, стоимость ремонта автомобиля в сумме со стоимостью годных остатков практически всегда будет выше стоимости целого автомобиля. На этом страховые и обманывают страхователей.

      Примерно так же, как и в случае с ОСАГО: провести независимую оценку ущерба или (в случае тотальной гибели автомобиля) его годных остатков, а затем направить претензию в страховую. Если там с доводами автовладельца не согласятся, ему предстоит обратиться с иском в суд.

      10. Уловки с выбиванием денег с виновника ДТП

      Полис ОСАГО защищает автовладельца, ставшего виновником ДТП: ущерб, нанесенный автомобилям других участников аварии в размере до 400 тысяч рублей, обязана компенсировать страховая компания. Впрочем, в ряде случаев у нее остается возможность требовать через суд возмещения своих выплат с виновника. В частности, если реальный ущерб оказался выше лимитированной законом выплаты по ОСАГО. А такое случается регулярно — например, когда водитель умудрился разбить сразу несколько машин.

      Виновника может ждать обыкновенный регрессный иск. Но есть и более сложные случаи с так называемой суброгацией, когда к возместившему вред страховщику переходит право требовать компенсацию с лица, ответственного за причинение этого вреда. Как правило, такой метод используется компаниями, если у пострадавшего имелся полис КАСКО, по которому он получил полную компенсацию ущерба.

      Так, при оформлении ДТП с помощью европротокола оба участника аварии обязаны в течение пяти суток предоставить в свою страховую компанию бланк извещения о ДТП. Пострадавший, как правило, делает это незамедлительно, поскольку торопится получить выплаты. Виновник же зачастую в своей обязанности не уверен. И как утверждают некоторые автовладельцы, лукавые страховщики порой пользуются этим обстоятельством. Вместо того чтобы взять у виновника оригинал извещения и зарегистрировать его по всем правилам, они снимают с документа копию, которую, разумеется, тут же теряют. А значит — имеют полное право подать в суд тот самый регрессный иск.

      Есть, оказывается, и другой вариант — страховщик под самым благовидным предлогом не принимает извещение у пострадавшего (дескать, требуется только бланк виновника), а затем, разумеется, отказывается возмещать убытки.

      Впрочем, тут речь идет о довольно небольших суммах, тогда как в случаях с суброгацией — о сотнях тысяч и даже нескольких миллионах рублей. Типичный пример с автофорума: летом 2011 года женщина на светофоре собрала «паровозик», нанеся ущерб двум иномаркам. У их водителей имелись полисы КАСКО, и виновница была уверена, что все обойдется малой кровью. Однако через какое-то время она получила заочные судебные решения на 400 и 398 тысяч рублей.

      Как выяснил взявшийся за дело юрист, экспертиза повреждений обоих автомобилей прошла без уведомления об этом виновника ДТП. Умело завышая стоимость каждого поврежденного элемента (так, обычные фары стали ксеноновыми) и добавляя в калькуляцию вовсе не затронутые элементы (в данном случае — якобы пробитый радиатор), оценщик добился того, что сумма ремонта превысила 70% стоимости автомобиля. Страховая признала конструктивную гибель машины и, следовательно, должна была забрать его себе, реализовать годные остатки, а оставшуюся сумму взыскать с виновника.

      К счастью, юристу удалось через суд отменить заочные решения. А как позже выяснилось с помощью независимой экспертизы, стоимость ремонта двух автомобилей была завышена в 3,5 и 4 раза соответственно. В итоге автоледи все-таки пришлось заплатить страховой, но совсем другие, гораздо меньшие суммы.

      Как быть?

      Будучи виновником ДТП — не расслабляться в течение всего срока исковой давности, а это три года с момента, когда у потерпевшего возникло право требования компенсации за причиненный ущерб, то есть с момента ДТП. В этот период у страховой компании есть десятки законных причин подать в суд на виновника ДТП, не говоря уже о сомнительных. От регрессного иска отбиться проще — в законе об ОСАГО четко перечислены все ситуации, когда стоит его ждать. А с суброгацией, пожалуй, стоит прибегнуть к помощи сильного юриста, поскольку ставки здесь гораздо выше, а схемы — сложнее.

      Если речь идет о предъявлении требования страховой компании о возмещении ущерба, не превышающего размер страховой суммы по ОСАГО, необходимо связаться со своей компанией и выяснить, производилась ли выплата. Но чаще всего эти требования предъявляются в размере, превышающем страховую сумму по ОСАГО. В таком случае в страховой надо запросить акт осмотра и калькуляцию, чтобы можно было сопоставить количество повреждений с объемом работ, а при необходимости провести экспертизу по документам.

      Можно, впрочем, действовать на опережение. Например, попытаться снизить сумму ущерба, доказав, что вина была обоюдной. Второй вариант: сократить сумму ущерба, доказав, что страховая включила в него какие-то повреждения, не имеющие отношения именно к этому ДТП. Можно также обжаловать действия страховой компании в суде, назначить судебную экспертизу.

      И главный совет для всех автолюбителей: быть осторожными и не попадать в ДТП. Если же такая неприятность случилась, не следует паниковать, нужно тщательно сверять каждый дальнейший шаг с законом об ОСАГО. Как бы его ни ругали, он все же способен защитить автовладельца, столкнувшегося с уловками страховых компаний. Ну а в сложных случаях с регрессивными и суброгационными исками лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

      www.newsvl.ru

      Еще по теме:

      • Пособие льготы за второго ребенка Детские пособия и выплаты на второго ребенка По нормам российского законодательства в сфере государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка родителям положены единовременные и ежемесячные пособия, аналогичные выплачиваемым по случаю беременности и при рождении первого ребенка. В дополнение к […]
      • Приказ доу по введению фгос Материал на тему: Основная документация для внедрения в ДОУ ФГОС ДО Материалы по внедрению ФГОС: приказы, "Дорожная карта", Положение о рабочей группе Предварительный просмотр: О разработке плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ДОУ № 4 Во исполнение приказа УМУ Красновишерского муниципального района от […]
      • Изменения в опеке в 2014 году С 1 декабря 2016 года близким родственникам станет проще установить опеку и попечительство в отношении совершеннолетних подопечных Правительство РФ внесло изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении […]
      • Слова с непроверяемыми безударными гласными правило Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры Разноместность ударения в словах рек а́ — ре́к и ; закр е пи́ть — кре́пкий; з е л е не́ть — зе́лень, зелё­ный; Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких […]
      • Бланк заявления загранпаспорта на 10 лет Заявление на загранпаспорт ребенку Бланк «Заявление на загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет Скачать бланк анкеты «Заявление на биометрический загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет. Важно. Все поля анкеты заявления на загранпаспорт нового […]
      • Штраф за перерегистрацию оружия Как продлить разрешение на хранение и ношение оружия Для продления разрешений на хранение, использование и ношение оружия Вам необходимо обратиться в орган внутренних дел по месту учета оружия не позднее, чем за месяц до истечения срока дейст­вия вы­данных разрешений (п. 67 Инструкции по организации работы ОВД по […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.