Общезначимое правило поведения

Норма права

Правовая норма является системным элементом права. Правовая норма служит основанием наличия у каких-либо субъектов принадлежащих им прав и обязанностей и представляет собой правило поведения.

Таким образом, правовая норма представляет общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер.

Общезначимость правовой нормы указывает на ее социально признанную ценность.

Общеобязательность означает, что норма безусловно должна исполняться теми, кому она адресуется. Правовая норма формулирует обязательное для соблюдения правило общего поведения, адресованное неперсонифицированноу кругу лиц или конкретное правило, адресованное конкретным субъектам.

Предоставительно — обязывающий характер заключается в выводимом из нее правомочии (субъективном праве) и связанной с ним обязанностью. Правомочие (субъективное право) есть возможность действовать в определенных границах, определяя тем самым не только свое собственное, но и чужое поведение. Поэтому правовая норма включает в себя не только возможность притязать на поведение другого субъекта, но и соответствующее властное приказание другому субъекту следовать указанному принципу, те содержит в себе правовую обязанность.

Государственно организованные нормы получают ряд дополнительных признаков: формальную определенность, установленную юридическую силу, государственную защищенность.

Государственно-правовая норма – это формализованное общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и установленное государством. Признаками такой нормы являются:

1. Формальная определенность содержания правовой нормы означает ее ясность, недвусмысленность, точность в ее формулировке. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу.

2. Государственная защищенность подразумевает возможность применения к нарушителю организованных мер принуждения со стороны специально уполномоченных органов государства.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 363 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Понятие и признаки права. Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к концу ХХ в

Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к концу ХХ в. нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Проблемы определения понятия права традиционно относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке проблем.[273]

Обобщив наиболее известные на сегодняшний день точки зрения, можно сделать вывод о том, что право – это нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения.

Основываясь на неразрывной связи права с государством, которое обеспечивает его функционирование и реализацию властно-принудительными средствами, часто приходят к выводу о том, что право порождается государством. Этому заключению способствует и тот факт, что государство официально санкционирует часть норм и даже издает их в процессе своей законотворческой деятельности. В таком случае появляется основание для определения права как совокупности юридических норм, изданных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Нормативное понимание права, безусловно, не может рассматриваться как единственное. От него отличается так называемое широкое понимание права, сторонники которого включают в понятие права не только нормы, но и другие правовые явления, круг которых у разных авторов неодинаков. Одни из них полагают, что понятием права охватываются нормы права и правоотношения; другие – нормы права, правоотношения и правосознание; третьи понимают под правом нормы права и их применение; червертые – нормы права и правопорядок; пятые – нормы права, принципы права, правотворчество, основные права и обязанности граждан, которые предопределяют правовой статус гражданина, правопорядок; шестые – принципы права, нормы права, конкретизирующие положения, вырабатываемые судебной, арбитражной и административной практикой в процессе толкования и применения юридических норм, акты применения права и правоотношения; седьмые – юридическую надстройку определенной общественно-экономической формации; восьмые – саму общественную жизнь и т. д.[274]

Для большинства сторонников данного направления характерно смешение права либо со взятыми в различных сочетаниях отдельными правовыми явлениями, либо с такими более объемными, комплексными правовыми образованиями, как юридическая надстройка, правовая система, механизм правового регулирования.[275]

На наш взгляд, нормативное понимание права имеет явное преимущество. В юридической литературе справедливо указывается на то, что «именно с позиции нормативного понимания права разрабатывается теория правоотношения, правотворчества и правоприменения, теория юридических фактов и фактического состава, проблемы ответственности, эффективности правовых норм, раскрываются противоречия правовой надстройки, исследуются взаимосвязь и взаимодействие государства, права и экономики, права и других явлений жизни общества… А на основании такого исследования возможны и научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование всей системы правового регулирования».[276] По большому счету именно этого недостает работам большинства сторонников широкого понимания права. Кроме того, данный (широкий) подход не способствует выработке четкого категориального аппарата правоведения.

По мнению авторов данного учебника, право как один из социальных регуляторов всегда есть определенные нормы, или правила поведения. Несомненно, писал по этому поводу Е. Н. Трубецкой, что любое право «выражает собою правило поведения». В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий».[277]

Кроме того, право всегда есть некая совокупность, а точнее, система норм. «Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения».[278]

Право как специфический, отличный от других, социальный регулятор имеет следующие признаки:

общезначимость– право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высокая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых. Общезначимость означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней. Г. Кельзен вполне резонно считал, что «норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет». Общеобязательность права в цивилизованном, правовом государстве распространяется не только на «рядовых» граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство;[279]

публичность– право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, независимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки, значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения.

В мире существует множество систем социальных норм. Но только правовые нормы исходят от государства, все остальные создаются и развиваются негосударственными – общественными, партийными и иными организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям;

формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т. д.) и, как правило (на современном этапе развития общества), имеют письменное закрепление;[280]

обеспеченность системой государственных гарантий – государство, установив общезначимые правила поведения (нормы права) обеспечивает их реализацию путем создания условий, с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерами государственного принуждения.[281]

Смысл «утверждаемой связи между нормами права и принуждением, – пояснял Л. И. Петражицкий, – сводится к тому, что не исполняющий добровольно своей юридической обязанности по праву может или же должен быть подвергнут принудительным мерам».[282] В связи с этим обращается внимание на два вида государственного принуждения: физическое и психическое. Под физическим принуждением понимаются предусмотренные законом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п. Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане стоит страх «подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неисполнения». Именно страх психически принуждает «граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права».[283] Государственное принуждение активно применяется при нарушениях норм права. Во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования;[284]

санкционированность – за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в законодательном порядке.

studopedia.org

Место норм права в нормативном регулировании социальных отношений

Правовые нормы являются составным элементом права. Они служат основанием возникновения у каких-либо субъектов принадлежащих им прав и обязанностей.

Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из реальных разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они регулируют общественные отношения в том смысле, о котором шла речь выше в теме о социальных регуляторах, т.е. устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований – от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал правил поведения, упорядочивающих, стабилизирующих соответственные общественные отношения и состояния[10].

Правовые нормы являются разновидностью социальных норм. Под социальными нормами в широком смысле можно понимать все нормы, возникшие в обществе и устанавливающие правила должного. В узком смысле под социальной нормой понимают правила, регулирующие отношения между людьми. В таком случае в разряд социальных норм не попадают правила, регулирующие отношения человека с окружающей средой (природой и техникой, так называемые технические нормы). Представляется, однако, что узкая трактовка социальной нормы не оправдана. Дело в том, что субъектом нормы, как правила должного, может быть только социальный субъект, и регулировать норма (иметь в качестве объекта) может только его поведение. Причем, даже в случае технических норм, это поведение опирается на социальный опыт. Другое дело, что такие нормы подчас не затрагивают непосредственно интересы других людей. Но ведь и моральные нормы, как внутренние регуляторы, до тех пор, пока их реализация не воплотилась во внешнем поведении, не затрагивают непосредственно интересов других людей. Тем не менее, моральные нормы всегда признают нормами социальными.

Объектом социальных норм является поведение тех субъектов, которым они адресуются и, в конечном итоге, общественные отношения[11].

Еще одной характеристикой социальной нормы принято считать ее общий характер. В этом смысле любая социальная норма, в том числе, и норма права, представляет собой общее правило поведения, сложившиеся в результате абстрагирования от всех индивидуальных особенностей конкретных жизненных ситуаций. Это позволяет норме адресоваться не одному какому-то человеку, а сразу многим, поименно не перечисленным. Следовательно, неперсонифицированность (отсутствие указания на конкретного адресата) является одним из признаков социальной нормы.

Социальные нормы неисчерпаемы, что, в данном случае, означает возможность их многократной реализации. (Сколько бы раз не возникали жизненные обстоятельства, предусмотренные социальной нормой, всегда и всем необходимо руководствоваться сформулированным в норме правилом).

Вместе с тем норма права – это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Любая социальная норма представляет собой правило должного поведения. Правовые нормы не являются исключением. Они имеют как общесоциальные, так и специфические правовые признаки.

Существуют правовые нормы как непосредственно в обществе, так и в государстве. Социальная правовая норма представляет общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер.

Общезначимость правовой нормы указывает на ее социально признанную ценностную природу (ее легитимность).

Общеобязательность правовой нормы означает, что норма формулирует обязательное для соблюдения правило общего поведения, адресованное неперсонифицированному кругу лиц.

Предоставительно-обязывающий характер нормы подразумевает наличие в ней сформулированного правомочия (субъективного права) коррелятивно (взаимозависимо) связанного с правовой обязанностью. Поэтому, например, императивная норма носит форму произвола (не является правовой), когда связывает только тех, чье повиновение она хочет установить, оставаясь необязательной для власти, ее устанавливающей. Власть в этом случае может произвольно, по своему усмотрению, ее отменить или нарушить.

Любая норма, имеющая перечисленные выше признаки, будет являться правовой нормой, независимо от формы и способа ее существования, — будь это норма общественного правосознания, норма обычая, норма прецедента или писаная норма закона. Отмеченная природа правовой нормы и ее формальная «гибкость» объясняют, почему она не может существовать в отрыве от правовых отношений. С одной стороны, она сама является порождением общественных отношений, но для того, чтобы эти отношения могли быть рассмотрены как правовые, права и обязанности субъектов таких отношений должны соответствовать норме, правилу должного. С другой стороны, норма, для того, чтобы существовать как норма правовая, должна определять поведение участников общественных отношений, устанавливая границы их прав и обязанностей. Иными словами, статус правовой нормы последняя может получить только установив права и обязанности субъектов в правовом отношении.

Государственно организованные нормы права получают ряд дополнительных признаков: формальную определенность, системность, государственную защищенность. Государственно-организованные нормы права имеют большое значение в жизни общества, поскольку именно они во многом определяют наиболее значимые отношения, складывающиеся в нем. Поэтому в ходе дальнейшего изложения вопросов, речь пойдет именно о таких нормах.

Правовая норма – это формализованное общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и установленное (санкционированное) государством.

Иное определение правовой нормы дается в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Утверждены приказом министра юстиции РФ от 14 июля 1999 г.) «При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать постановление Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. №781 — 11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ», в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание, постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение». Такое определение представляется несколько односторонним, поскольку лишает правовую норму предоставительного характера, сводя ее, фактически, к обязыванию.

Само право есть сложное многоуровневое явление, которое нельзя полностью отождествлять с одной из разновидностей социальных норм. Во-первых, право не тождественно законодательству и может выражаться в правилах, принципах, установках, которые не выражены в нормах, закрепленных законом. Следовательно, часть права, не выраженную в законодательстве, достаточно трудно сравнивать с другими нормами, регулирующими общественные отношения, так как эта часть может сливаться с другими социальными регуляторами. Во-вторых, право в целом содержит не только нормативные, но и ненормативно-ценностные регуляторы и индивидуальные предписания. В-третьих, право включает в себя нормы, которые собственно социальными не являются, но участвуют в регулировании общественных отношений. Например, правовые регуляторы могут опосредовать технические нормы – правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.; биологические нормы, правила, связанные с установлением возраста, половой принадлежности, и т. д.; физические нормы, правила, связанные с установлением «летнего» и «зимнего» времени и т. д. В-четвертых, правовые нормы не всегда являются правилами поведения. Наряду с правовыми нормами-правилами поведения существуют предписания, закрепляющие правовые понятия, цели и задачи законодательства, принципы и т. д.

Изучение взаимодействия права с другими нормативными регуляторами, как правило, проводится с учетом их единства, основанного на сходстве норм, и противоречий, базирующихся на их различиях. В качестве элементов системы норм, регулирующих общественные отношения, рассматриваются объективные и субъективные нормы и их подсистемы, при этом проявляются следующие закономерности:

1). Взаимодействие правовых норм с другими элементами социально нормативной системы зависит от источника права, их содержащего (правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания).

2). Характер связи между правовой нормой и иным социальным регулятором зависит от вида нормативного правового акта, их содержащего. Например, федеральные законы взаимодействуют со всей системой нормативного регулирования на общесоциальном уровне, т. е. данный тип взаимодействия касается всех, а локальные правовые акты содержат нормы, которые взаимодействуют с отдельными социальными регуляторами либо регламентируют поведение отдельных групп и категорий населения государства.

3). Правовые нормы могут в себя включать как объективные (например, технико-юридические нормы), так и собственно социальные или субъективные (например, правовые обычаи) нормы.

4). Коллизии и конфликты между правовыми и другими нормативными регуляторами общественных отношений не всегда разрешаются в пользу права. Это связано с тем, что право, с одной стороны, субъективно, идет вразрез с объективными нормами и не всегда отвечает интересам всех участников правоотношений. С другой стороны, являясь ценностным регулятором, оно не всегда совпадает с ценностями морали и часто не может противостоять инерции обычая (например, обычай отмечать личные и общественные праздники с употреблением спиртных напитков на рабочем месте).

5). Акценты во взаимодействии правовых и других нормативов обусловливаются сферами жизнедеятельности общества, которые условно в работе подразделяются на два вида: сфера публичной (общественной) жизни и сфера частной жизни. В частной жизни господствуют нормы морали, нередко обусловленной биологическими нормативами, право выполняет охранительную роль. В публичной жизни официально доминирует право, взаимодействуя со всей системой нормативов, которые группируются в зависимости от объединений людей, созданных для определенного вида деятельности, под эгидой норм, которые можно обозначить как корпоративные.

Право в современном обществе является системообразующим фактором в нормативном регулировании общественных отношений, которое признается официально в качестве единственного общеобязательного регулятора, которому должны следовать все субъекты социальных взаимосвязей. В действительности право регулирует общественные отношения во взаимной связи со всей системой социального регулирования (в том числе и корпоративными нормами) и иногда подменяется этими социальными регуляторами.

geolike.ru

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

Выберите один правильный ответ.

1. К ПРИНЦИПАМ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОТНОСИТСЯ

4) по имущественному положению

2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ

1) реализации права

2) закрепления права

3) упорядочения права

4) проявления гражданского общества

5) проявления правового государства

3. ПОЛНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ПРАВООТНОШЕНИЙ НАСТУПАЕТ С

4. СИСТЕМА ПРАВА – ЭТО

1) внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права

2) совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений

3) совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений

4) совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений

5) совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений

5. СПОСОБНОСТЬ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ ПРИОБРЕТАТЬ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА, СОЗДАВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ ГРАЖДАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, НАЗЫВАЕТСЯ

6. ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕЗНАЧИМОЕ И ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ, ИМЕЮЩЕЕ ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНО-ОБЯЗЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР И САНКЦИОНИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВОМ – ЭТО

1) моральная норма

3) правовая норма

7. К ИСТОЧНИКАМ ПРАВА ОТНОСИТСЯ

1) научно-практический комментарий

2) учебники по правоведению

3) моральная норма

4) нормативный правовой договор

5) научные статьи

8. ПРИНЯТЫЙ В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ АКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА, РЕГУЛИРУЮЩИЙ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК

3) указ Президента

5) нормативный правовой договор

9. ГИПОТЕЗА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – ЭТО

2) часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения

3) часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению

5) часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы

10. СПОСОБНОСТЬ НЕСТИ ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ДЕЯНИЯ НАЗЫВАЮТ

11. ИНСТИТУТ ПРАВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

1) группу взаимосвязанных в одном законе норм права, регулирующих разнородные общественные отношения

2) обособленную группу взаимосвязанных норм права, регулирующих однородные общественные отношения

3) главу подотраслевого кодекса

4) раздел отраслевого кодекса

5) главу подотраслевого подзаконного нормативного правового акта

12. ОБОСОБЛЕННУЮ ГРУППУ ПРАВОВЫХ НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ОБЩНОСТЬЮ РЕГУЛИРУЕМЫХ ИМИ ОДНОРОДНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, НАЗЫВАЮТ

1) подотраслью права

2) системой права

3) отраслью права

5) правовой доктриной

13. СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ОТРАСЛИ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ

5) правовая доктрина

14. ОТРАСЛЬ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – ЭТО

1) гражданское право

2) уголовное право

3) конституционное право

4) административное право

5) земельное право

15. ЧАСТНОЕ ПРАВО РЕГУЛИРУЕТ

1) правоотношения в сфере государственного управления

2) правоотношения, обеспечивающие частные интересы

3) только брачно-семейные правоотношения

4) только трудовые правоотношения

5) только правоотношения между гражданами

16. В СФЕРУ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА ВХОДИТ

1) административное право

2) гражданско-процессуальное право

3) гражданское право

4) арбитражный процесс

5) институт поручительства

17. ОДНИМ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ НОРМЫ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ

1) заключительные положения

2) порядок пересмотра

18. ДИСПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – ЭТО

1) разрешение на применение нормы права

4) запрещение применение правовой нормы

19. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТСЯ НА ОСНОВЕ И ВО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ, НАЗЫВАЮТСЯ

1) нормами права

2) юридическим прецедентом

3) подзаконными актами

5) правовыми доктринами

20. ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ ИЗ ПРИВЕДЕННОГО СПИСКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАДАЕТ

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение.

Просоциальное поведение (от лат. рrо — приставка, обозначающая действующего в интересах кого — то и socialis — общественный) — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению.

Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Эти действия и поступки (сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекция или защита) часто подводят под категорию альтруизма – бескорыстной заботы о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния, т. е. люди ведут себя так, когда они довольны, спокойны и готовы проявить сочувствие. Исследования показали, что просоциальное поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружено у детей уже в 2-летнем возрасте. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения огромное воздействие оказывают родители, а также братья и сестры.

Влияние научения через наблюдение над просоциальным поведением продемонстрировано в целом ряде исследований. Исследователь пришли к выводу, что дети, которые были свидетелями великодушного поведения, обычно сами начинают проявлять больше великодушия и щедрости. Еще два пути влияния на просоциальное поведение – это исполнение роли и индукция. В первом случае дети разыгрывают роли для того, чтобы увидеть вещи с точки зрения другого человека. Во втором случае взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения: например, малышам могут рассказать о том, какие последствия могут иметь их действия для других.

Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности. Проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.

К первому чаще всего склонны люди, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. Ко второму ― люди с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.

Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio— отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество.

Делинквентное (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 491 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Еще по теме:

  • 44 налог 44. Налог на игорный бизнес Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Налог на […]
  • Купли продажи доли автомобиля Как оформить продажу автомобиля, полученного по наследству? Наследование автомобиля – явление довольно частое. Однако не каждый наследник нуждается в машине: у кого-то своё авто имеется, у кого-то нет ни водительских прав, ни желания их получать. И тогда встаёт вопрос о продаже унаследованного ТС. Возможны ситуации […]
  • Не заплатили налог в пенсионный фонд За неуплату взносов в срок штраф платить не нужно ВАС РФ пришел к выводу, что в случае если страховые взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники Пенсионного фонда РФ не вправе предъявить плательщику штраф за неуплату взносов в срок 1 . Нарушениям законодательства РФ о страховых […]
  • Основные законы развития рынка Основные экономические законы В момент принятия важных стратегических решений в коммерческой деятельности нужно делать анализ механизма их действий с позиций главных экономических законов. В своей ежедневной деятельности мы автоматически применяем многие экономические законы, при этом даже не задумываемся об их сути. […]
  • Земли сельхозугодий в собственности Собственников земельных участков из сельхозземель могут обязать раскрывать информацию о бенефициарных владельцах В Госдуму внесен законопроект, направленный на установление контроля за собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Авторы проекта – член Совета Федерации Владимир […]
  • Будет индексация пенсий в апреле 2018 года Индексация пенсий в 2018 году с 1 апреля неработающим пенсионерам в России составила 2,9% Повышение пенсии с 1 апреля 2018 года и на сколько, последние новости: в России в очередной раз состоялась индексация социальных пенсий. ПФР рассказал, когда будет проведена корректировка страховых пенсий работающих […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.