Ооо уход от налогов

Ооо уход от налогов

Всего в России пять налоговых режимов, причем, УСН имеет два объекта налогообложения – «Доходы» и «Доходы минус расходы». Режим ЕСХН можно из вариантов выбора для IT-шника сразу исключить, потому что он предназначен только для сельхозпроизводителей и рыболовецких предприятий.

Итого, имеем следующие варианты налогообложения для ИП, которые существенно отличаются между собой ставкой налога, налоговой базой и суммой платежей в бюджет:

  • общая система налогообложения или ОСНО;
  • упрощенка Доходы или УСН 6%;
  • упрощенка Доходы минус расходы или УСН 15%;
  • единый налог на вмененный доход или ЕНВД;
  • патентная система налогообложения или ПСН (она же патент для ИП).
  • Приводим краткий обзор налоговых режимов для ИП в России, данные которого мы будем использовать в примерах расчетов.

    Что облагается и по какой ставке

    Когда надо платить налог

    13% дохода ИП за минусом профессиональных вычетов плюс НДС 18%

    6% от всех полученных доходов без учета расходов (в регионах может быть уменьшен до 1%)

    При наличии реальных доходов

    от 5% до 15% доходов, уменьшенных на расходы

    При наличии реальных доходов, однако если деятельность ведется, но при этом убыточна (расходы больше чем доходы), то все равно надо заплатить минимальный налог — 1% от оборота

    15% вмененного, т.е. предполагаемого государством, дохода (в регионах может быть уменьшен до 7,5%)

    6% потенциально возможного дохода, размер которого установлен государством

    Независимо от наличия реальных доходов

    В 2017 году минимальный размер взносов за себя равен 27 990 рублей. Если в качестве ИП вы зарегистрированы меньше года, то сумма соответственно уменьшается. При годовых доходах свыше 300 000 рублей на пенсионное страхование дополнительно надо внести 1% от суммы сверх лимита.

    Платить взносы надо независимо от того, ведете ли вы реальный бизнес и есть ли от него доход. Не влияет на эту обязанность и параллельная работа по трудовому договору, когда взносы за вас платит работодатель. Правило одно – пока вы стоите на учете как ИП, взносы продолжают начисляться.

    Исключение сделано для периодов службы по призыву и отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, пожилым человеком старше 80 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы и некоторых других ситуаций, когда вы не ведете бизнес.

    Необходимость платить взносы за себя часто называют одним из недостатков ИП, ведь если деятельность не ведется, эти деньги надо привлекать из других источников. С другой стороны, это легальный способ обеспечить себе страховой стаж для начисления пенсии, ну и медицинская страховка лишней не будет.

    Если сумма 27 990 рублей в год для вас обременительна, то при отсутствии деятельности нет смысла регистрировать ИП, а если регистрация есть, то с учета стоит сняться. При необходимости снова получить статус бизнесмена можно всего за три рабочих дня.

    Итого, налоговая нагрузка ИП складывается из:

  • страховых взносов, платить которые надо обязательно;
  • налогов согласно выбранному режиму.
  • Хороший бонус налогообложения предпринимателя – возможность уменьшить налоги на сумму уплаченных страховых взносов, которая, опять же, зависит от налогового режима.

    Режим

    Возможность уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов

    Уплаченные страховые взносы уменьшают сумму,

    с которой рассчитывают налог

    Уплаченные страховые взносы уменьшают сам рассчитанный налог

    УСН Доходы минус расходы

    Уплаченные страховые взносы уменьшают сумму, с которой рассчитывают налог

    Взносы никак не уменьшают стоимость патента

    Причем, ИП без работников может уменьшать рассчитанный налог на УСН Доходы и на ЕНВД на всю сумму уплаченных за себя взносов. При небольших доходах может получится, что налога к уплате не будет вовсе. Если работники на этих режимах есть, то налог можно уменьшить только наполовину, но в расчет берут не только взносы, уплаченные ИП за себя, но и платежи за работников.

    На режимах ОСНО и УСН Доходы минус расходы взносы за себя и за работников учитываются в расходах в полном размере. На ПСН взносы в расчет не принимаются, но ИП-работодатели на этом режиме платят страховые взносы за работников по сниженным тарифам.

    Теперь, вооружившись этими сведениями, можно сделать расчет налоговой нагрузки ИП на разных режимах.

    Дано: Фрилансер оказывает бытовые услуги по ремонту компьютеров в г. Тверь. Работает сам, без привлечения работников. Средний доход в месяц – 100 000 рублей. Ремонт производится на дому у заказчика, поэтому потребности в аренде помещения нет. Расходы, которые можно признать предпринимательскими (связь, дорога, закупка комплектующих и др.), составляют в месяц 20 000 рублей. В какой-то момент фрилансер решает легализовать свою деятельность, поэтому хочет знать, сколько налогов ему придется платить после регистрации ИП.

    Сначала рассчитаем налоги на режимах, где расчет идет не с реально получаемого дохода, а с потенциального, установленного государством: ЕНВД и ПСН. Этот же доход учитывается и при расчете дополнительного 1% взносов.

    Налог считают по формуле ФП * БД * К1 * К2 * 15%, где:

  • ФП – физический показатель, которым может быть количество работников, торговых автоматов, посадочных мест в транспорте, площадь торгового зала в кв. м и др.;
  • БД – базовая доходность в месяц на единицу физического показателя в рублях;
  • К1 – коэффициент-дефлятор, устанавливается каждый год приказом Минэкономразвития РФ. В 2017 г. К1 равен 1,798;
  • К2 – это корректирующий понижающий коэффициент, который ежегодно принимают местные органы, варьируется от 0, 005 до 1.

В нашем случае ФП – это численность работников, включая самого ИП, т.е. 1. БД для оказания бытовых услуг равна 7500 рублей в месяц (данные берем из статьи 346.29 НК РФ). Коэффициент К2 взят из решения Тверской городской Думы от 23 ноября 2016 г. № 357, по этому виду деятельности равен 0,4.

Подставим значения в формулу БД * ФП * К1 * К2 = (7 500 * 1 * 1,798 * 0,4) = 5 394 рублей вмененного дохода в месяц. Умножим на 15%, получим сумму налога в месяц 809,1 рублей или 2427,3 в квартал. Учитывая, что ИП каждый квартал платил за себя страховые взносы в сумме 7 000 рублей, налога к уплате не будет вообще: 2 427,3 – 7 000

m.habr.com

Самые опасные налоговые схемы: ФНС подготовила методичку, где учит раскрывать схемы уклонения от уплаты налогов

Светлана Петрухина
заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Минфин, ФНС и Следственный комитет выпустили совместное письмо о том, как в ходе налоговых проверок установить умысел должностных лиц, направленный на неуплату налогов ( письмо от 13.07.2017 № N ЕД-4-2/[email protected] ). Другими словами, в руках инспекторов появилась подробнейшая инструкция по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов.

Появление документа не стало неожиданностью. Более того, его с нетерпением ожидали налоговые инспекторы, которым нужна была «шпаргалка» для работы в условиях нового закона № 163-ФЗ. Он начал действовать буквально на днях, 19 августа, и, по сути, запретил даже законные схемы оптимизации налогов (см. публикацию «В Налоговом кодексе прописали презумпцию виновности налогоплательщиков: как работать в рамках закона 163-ФЗ?»).

Таким образом, если инспектор в ходе проверки вычислит одну из «рассекреченных» схем, компании придется не только доплатить налоги, но и погасить выставленный инспекторами штраф в размере 40% от суммы недоимки (т.е. суммы, которую по итогам проверки доначислила ИФНС).

Что такое умысел и зачем его доказывать?

Умышленность совершения налогового правонарушения – это совокупность действий, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий, желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

К прямым доказательствам наличия умысла относятся:

наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы или файлы «черной бухгалтерии»);

видео- и аудиозаписи;

результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказать умысел, не имея прямых доказательств, достаточно сложно.

Умышленная неуплата или неполная уплата налога влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, а не 20% от неуплаченных сумм, как в ситуации с правонарушением, совершенным по неосторожности. Так, например, арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности, а значит, штраф за недоплату из-за ошибки бухгалтера будет всего 20% от доначисленных сумм.

Сразу стоит оговориться, что ниже приведены опасные налоговые схемы. Тем не менее, их можно практиковать, но с осторожностью. Не «в лоб», а комбинируя разные виды и предварительно продумав.

1. Фиктивные сделки (схемы оптимизации налогов через однодневки)

Выявление схемы ухода от налогов:

Налоговые органы доказывают фиктивность сделки следующим образом:

опрашивают руководителей, лиц, ответственных за исполнение и принимающих товары (работы, услуги), а также бухгалтеров организации-налогоплательщика и его контрагентов об обстоятельствах заключения и исполнения сомнительного договора;

требуют первичные документы, подтверждающие сомнительные финансово-хозяйственные операции, в том числе и необязательные (переписка, заявки, протоколы совещаний, складские книги, журналы въезда и выезда, журналы выдачи пропусков и др.);

анализируют документы и сопоставляют данные с целью поиска несоответствий, например: в договоре (либо приложениях к нему) количество товара может быть указано в штуках, тогда как в счетах-фактурах и товарных накладных – в тоннах. Также сверяются идентичность первичных бухгалтерских документов, при необходимости могут назначить и провести почерковедческую экспертизу;

в случае установления в числе контрагентов налогоплательщика организаций, относящихся к группе риска (фирмы-однодневки, аффилированные организации), проводят комплекс мероприятий, направленных на связь указанных организаций (лиц, причастных к их деятельности) с должностными лицами организации-налогоплательщика;

в случае с доказательствами аффилированности иностранных партнеров проверяются сведения о физических лицах, представляющих интересы иностранных компаний на территории России, зачастую это номинальные директора, которые даже не пересекали границу РФ. Налоговики запрашивают сведения об операциях иностранных партнеров в Центробанке РФ и Росфинмониторинге. Вся эта схема направлена на выявление конечного бенефициара и реальной цели сделок;

проводят обыски помещений с целью поиска печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций, флешнакопителей, серверов, токенов, рутокенов и т.д.);

выявляют факты того, что контрагент не мог самостоятельно выполнить сделку (поставить товар) и выявляют производителя товара, реального поставщика или подрядчика услуг, имелось ли складское помещение, и анализируется движение товара, как фактическое, так и в бухгалтерском учете;

для производителей товара анализируют объемы поставок и реальные мощности производства.

2. Дробление бизнеса с целью применения спецрежима

Хотя закон не запрещает компаниям делить бизнес в целях достижения лучших финансовых результатов, налоговики будут высматривать в «дроблении» признаки схемы и доказывать умысел.

Выявление схемы уклонения от налогов:

разделенные организации осуществляют один вид деятельности, находятся по одному юридическому адресу, используют одни и те же помещения, персонал, имеют единую материально-техническую базу, одних заказчиков, представляют собой единый комплекс, вовлеченный в единый производственный процесс;

ведение налоговой и бухгалтерской отчетности одними лицами, оказание услуг одним заказчикам;

сотрудники организаций выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями, у сотрудников может быть одежда с единым логотипом;

организации совместно хранят бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности, используют единый IP-адрес;

расчетные счета компаний открыты одними и теми же лицами в одних и тех же банках;

товарно-материальным обеспечением занимается один менеджер по снабжению;

в случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке» договоры с заказчиками либо расторгаются, либо заключаются дополнительные договоры с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях.

Для выявления подобной схемы ухода от налогов налоговикам достаточно прийти в компанию с осмотром. Когда у компаний один склад, одинаково одетые сотрудники, которые толком не могут сказать, в какой именно они трудятся, – умышленное дробление бизнеса налицо.

Как защититься:

Убедиться, что в процессе деления бизнеса на несколько юридических лиц у каждой компании свои сотрудники, помещения, разные клиенты и т.д.

3. Применение льготных налоговых ставок

При данной схеме уклонения от налогов здания и техника переводятся компании-резиденту особой экономической зоны (ОЭЗ), который платит налог на прибыль по ставке 0%. При этом те же самые активы налогоплательщик берет в аренду у резидента ОЭЗ. И итоге у компании образуется расход, уменьшающий налог на прибыль, а у резидента-льготника – доход, с которого он налог не платит.

Выявление схемы уклонения от налогов:

Если налоговики увидят завышенную стоимость аренды, сделка наверняка привлечет их внимание. Останется только доказать взаимозависимость компаний и согласованность действий.

Предоставление здания в аренду может быть обосновано, если предоставляется часть здания, например, а также резидент ОЭЗ может документально подтвердить, что вся площадь для него избыточна, и ему необходимо сдавать часть здания в аренду. Также необходимо сдавать в аренду здание не той компании, у которой здание было куплено, а другой компании и, желательно, не взаимозависимой.

4. Подмена договоров

На практике чаще всего встречается подмена договора купли-продажи, который, в зависимости от обстоятельств, преподносится как договор комиссии, как договор лизинга либо как договор реализации долей в уставном капитале. Чтобы избежать уплаты НДС с аванса, компании заключают договор займа, а после отгрузки товара засчитывают заемные средства в счет его оплаты. Или заключают с контрагентом договоры комиссии, хотя реально осуществляют сделки по купле-продаже товаров.

Признаки схемы уклонения от налогов:

Договор комиссии. Комитентом не уплачивается НДС и налог на прибыль до конечной продажи товара комиссионером. Налоговиками в этой ситуации анализируются первичные документы и условия сделки: отчет комиссионера (агента), дату перечисления денежных средств, изменение цены по условиям договора, условие об оплате товара не позднее определенного срока, условие о перечислении оплаты за товар частями независимо от его реализации. При посреднических договорах обязательно составляется отчет комиссионера (или агента – при агентском договоре).

Договор комиссии должен исполняться за счет комитента. Если в ходе анализа движения денежных средств на расчетных счетах налоговики обнаружат перечисление денежных средств до реализации товара, то придут к выводу о том, что договор исполняется за счет комиссионера, что противоречит правовой природе посреднических отношений. Наличие в договоре условия об оплате товара не позднее определенного срока также противоречит понятию посреднической сделки.

Компании должны соблюдать все существенные условия договора комиссии, не допускать двоякого толкования фактов хозяйственной деятельности.

Договор лизинга. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В случаях, когда договоры купли-продажи заменяются договорами лизинга, оплата фактически производится в рассрочку и обозначается как лизинговые платежи.

Основная выгода договора лизинга состоит в том, что его применение позволяет налогоплательщику использовать ускоренную амортизацию, а это значит, стоимость основного средства будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее.

На что обратят внимание налоговики:

договор лизинга заключен на срок значительно меньший, чем срок полной амортизации имущества;

в договоре отсутствуют условия, свойственные именно договору лизинга. Все компоненты и условия (предмет, продавец, срок, плата, условия) должны быть отражены в договоре лизинга. Кроме того, в договоре должно быть указано, на чьем балансе будет учитываться имущество.

При наличии таких обстоятельств договор лизинга может быть переквалифицирован в договор купли-продажи на условиях рассрочки платежа.

Срок действия договора лизинга должен быть более двух календарных лет, а также должны быть соблюдены все существенные условия для договора лизинга. Идеальный вариант – заключение договора лизинга со специализированной организацией.

Договор реализации долей в уставном капитале. Сделка по реализация долей в уставном капитале не облагается НДС. Поэтому, чтобы избежать уплаты НДС, налогоплательщики продажу недвижимости или оборудования иногда оформляют как реализацию доли в уставном капитале. Например, «продавец» договаривается с покупателем о продаже объекта недвижимости. Для этого создает ООО с минимальным уставным капиталом (10 000 рублей), а затем через договор займа вносит в ее уставный капитал 65 млн рублей. На эти заемные деньги подконтрольное вновь созданное ООО приобретает у налогоплательщика-«продавца» объект недвижимости. После чего покупатель приобретает долю в этом ООО. В данном случае сделка по приобретению доли прикрывает сделку по купле-продаже недвижимости.

Сделки по реализации недвижимости лучше проводить по согласованию с налоговыми консультантами, чтобы избежать серьезных налоговых рисков.

Схемы ухода от налогов, уже доказанные налоговиками

В письме ФНС России от 13.07.2017 описаны самые опасные налоговые схемы на сегодняшний день. По каждой из них уже имеется судебная практика не в пользу компаний. Всем, кто рискнет ими воспользоваться, однозначно грозят доначисления и штрафы.

1c-wiseadvice.ru

Как ФНС выявляет бизнес-модели ухода от налогов?

Автор: Корнилов Д. В.

Задачей налогового органа является выявление схем ухода от налогов. У налоговиков есть различные методы выявления бизнес-моделей ухода от налогов. Однако налогоплательщик часто не догадывается, какие существуют риски.

Бизнес-модели, выявляемые по контрольным соотношениям деклараций

Контрольные соотношения налоговых деклараций могут натолкнуть налоговиков на мысли о применении схемы ухода от налогов. Контрольные соотношения (далее — КС) налоговики используют при автоматизированной проверке правильности заполнения декларации по НДС. Например, несоответствие контрольных соотношений может стать основанием для углубленной налоговой проверки и отказе в возмещении НДС.

Еще одним основанием для признания схемы являются нестандартные формы расчетов, например, вы получили товар на склад, приняли НДС к вычету, но при этом ваш контрагент не уплатил НДС в бюджет.

Одновременно проводится проверка отдельных видов операций, например, восстановление НДС в бюджет:

восстановление «авансового» НДС в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ (строка 090);

восстановление налога при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0% (строка 100).

суммы «входного» налога по приобретению подлежат вычету;

произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и суммы предоплаты будущей поставки подлежат возврату.

Таким образом, бизнес-модели, основанные на нестандартных формах расчетах или предполагающие возмещение НДС без последующего восстановления исследуются налоговым органом на основании контрольных соотношений.

Бизнес-модели, выявляемые в соответствии с концепцией выездных налоговых проверок

Некоторые бизнес-модели, такие как посредничество с целью перевода денежных средств в фирмы-однодневки, дробление бизнеса с целью применения УСН или ЕНВД выявляются с использованием Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

К высокому риску относится характер взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Бизнес-модели, выявляемые в ходе анализа договоров

Ни для кого не секрет, что компании часто используют договорные отношения для вывода денежных средств за рубеж, для снижения налоговой базы, для переноса срока уплаты налога. Некоторые из договорных бизнес-моделей априори рассматриваются налоговым органом как способ ухода от налогов.

Такие договорные схемы также описаны в концепции выездных налоговых проверок.

Использование «видимых» посредников

Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.

Вниманию налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников.

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-«однодневками», однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Принципал — российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;

Агент — лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

Покупатель — лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.

Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

Фиктивные инвестиционные инструменты

Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.

Вниманию профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг.

Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

налогоплательщик — российская организация;

владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).

Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

Выпущенные ценные бумаги реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть, размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам-«однодневкам» с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.

Сделки с драгоценными металлами

Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках.

Вниманию кредитных организаций, а также лиц, осуществляющих приобретение драгоценных металлов.

Рассматриваемая схема имеет два варианта реализации:

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;

Принципал — организация, обладающая признаками фирмы-«однодневки», собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;

Покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.

Суть схемы заключается в следующем: между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.

Впоследствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла, перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.

«Агентская» схема уклонения от уплаты НДС

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами;

Заемщики — организации, получающие драгоценный металл из хранилища Банка, обладают признаками фирм-«однодневок»;

Фактический покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов для использования в производственных целях.

Суть схемы заключается в следующем: Банк заключает с Заемщиками договор займа драгоценного металла. При этом происходит физическое выбытие металла из хранилища Банка. Поскольку операция оформлена договором займа, выбывающий из хранилища Банка металл не облагается НДС. Возврат займа происходит зачетом встречных обязательств заемщика без фактического возврата металла в хранилище Банка.

Впоследствии полученный по договору займа металл реализуется через цепочку фирм-«однодневок», при этом реализация металла происходит с начислением НДС, без соответствующей уплаты налога. Сумма неуплаченного НДС обналичивается или выводится за рубеж.

Металл доставляется непосредственно из хранилища Банка в адрес Фактического покупателя.

«Заемная» схема уклонения от уплаты НДС

Бизнес-модели, выявляемые в ходе анализа показателей «серых заработных плат»

Применение «серых заработных плат» и подобной «серой модели» позволяет снизить НДФЛ и страховые взносы.

Налоговый орган может выявить такие схемы, например, по тому основанию, что заработная плата работников ниже, чем в целом по отрасли.

Реализация подобных моделей осуществляется за счет выплаты заработных плат в конвертах, неотражения части доходов физических лиц или путем использования индивидуальных предпринимателей, которые фактически являются работниками компании.

Но и с такими бизнес-моделями ИФНС борется, используя:

документы, такие как реестры, ведомости получения заработной платы, расписки работников;

Также налоговые органы используют зарплатные комиссии для выявления заниженных заработных плат и неуплаченных налогов. Цель комиссий — вывод из тени оплаты труда и, как следствие, повышение уплачиваемого налога на доходы физических лиц.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссий являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

В рамках работы комиссий проводятся мероприятия по выявлению:

неполного отражения в учете хозяйственных операций;

отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

выплаты «теневой» заработной платы;

несвоевременного перечисления НДФЛ;

работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, и др (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064).

Бизнес-модели, выявляемые в ходе проверки складов

В ходе проверки складов можно установить, поставлялся ли в реальности товар или же поставка была фиктивной. Также возможно проверить соответствие поставленных товаров данным бухгалтерского учета. Например, частым вариантом бизнес-модели, связанной с уходом от налогов, является модель списания ТМЦ со склада или отпуск без осуществления кассовых операций.

В ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» ФНС дает рекомендации по проверке складов.

Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Кодекса).

Осмотр любых используемых для осуществления предпринимательской деятельности (извлечения дохода) либо связанных с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения производится в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки и для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

— (до 01.01.2015) Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.

— (с 01.01.2015) Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица либо при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 статьи 88 Кодекса. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Производство осмотра является обязательным в случае наличия у налогового органа информации:

о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете;

о наличии производственных мощностей, цехов, структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика;

о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности или отражена в заниженном размере;

о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ;

в других аналогичных случаях.

Бизнес-модели, выявляемые в ходе проверки при реорганизации или ликвидации компании

Некоторые бизнесмены используют реорганизацию или ликвидацию как метод снижения налоговых рисков по налоговым нарушениям предыдущих периодов. Так, некоторые думают, что закрытие компании, которая работала с нарушениями (как преднамеренными, так и не преднамеренными) может снизить риски руководителя и учредителя. Однако на практике это не так.

Налоговый орган выявляет подобные бизнес-схемы путем налоговых проверок.

Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Проверять можно период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица пользуется всеми правами и исполняет обязанности по уплате налогов и сборов в порядке, который установлен Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков.

Соответственно, налоговый орган может привлечь к ответственности новую компанию или руководителя, учредителя. Выездная налоговая проверка по единому социальному налогу может проводиться налоговым органом в отношении правопреемника реорганизованного юридического лица — налогоплательщика за период, указанный в п. 11 ст. 89 Кодекса.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, 15 декабря 2016 года, дело №А56-68022/2016 суд рассматривал ситуацию, в которой налоговый орган привлек одну компанию по долгам другой на сумму 1 660 335 464 руб. Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании ООО «Росан Трэйд» и ООО «Росан-МотоСпорт» взаимозависимыми лицами для целей применения пп.2 п. статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании с ООО «Росан-МотоСпорт» в доход бюджета сумму задолженности по налогам, пени и штрафам, числящейся за ООО «Росан Трэйд» в размере 1 660 335 464 руб.

Таким образом, бизнес-модели, созданные с целью ухода от налогов легко выявляются при осуществлении как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Поэтому рискованные бизнес-модели лучше не применять на практике.

www.audit-it.ru

Еще по теме:

  • Экзамен фмс для патент Тестирование по русскому языку для получения патента Сертификат для иностранного работника о прохождении государственного экзамена входит в пакет документов, необходимых для осуществления трудовой деятельности на территории РФ в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. Для того чтобы получить данный […]
  • Быстро оформить карту альфа банка Кредитные карты Сash Back Возвращаем 10% на карту при оплате на любых АЗС Возвращаем 5% при оплате в любых кафе и ресторанах Возвращаем 1% от остальных покупок Кредитный лимит до 300 000 руб. 60 дней без % по кредиту на покупки и снятие наличных Беспроцентный период начинается при первой покупке, снятии […]
  • Соревнования правила отбора Правила отбора на полуфинал Квоты Восточного (Уральского) региона на полуфинал NEERC ACM ICPC сезона 2003/2004 Места, гарантированные региону Вузы, гарантировавшие место в полуфинале 2003 (Пермский ГУ) Места, добавленные за успешное выступление вузов (Ижевский ГТУ, Южно-Уральский ГУ, Уральский ГУ, Челябинский […]
  • Правило решений простых уравнений Решение простых уравнений. 5 класс Уравнение — это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. В уравнениях неизвестное обычно обозначается строчной латинской буквой. Чаще всего используют буквы « x » [икс] и « y » [игрек]. Корень уравнения — это значение буквы, при котором из уравнения получается […]
  • Закон ставропольского края 57 кз Закон Ставропольского края от 5 июня 2017 г. N 61-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" Закон Ставропольского края от 5 июня 2017 г. N 61-кз "О внесении изменений […]
  • Понятия и принципы гражданства рк Для Казахстана Отчеты по практике Предмет: Гражданское право Тип: Курсовая работа Объем: 19 стр. Понятие и принципы гражданства Содержание Введение 3 Глава 1. Гражданство в Республики Казахстан 5 1.1 Понятие гражданства 5 1.2 Основные принципы гражданства 6 Глава 2. Правовое положение граждан Республики Казахстан […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.