Пленумы судов о законности

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 6 "О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 3 "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 настоящее постановление признано утратившим силу

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 в настоящее постановление внесены изменения

См. текст постановления в предыдущей редакции

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 6
«О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей»

С изменениями и дополнениями от:

25 октября 1996 г.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, обсудив итоги обобщения практики выполнения судами постановления Пленума от 27 апреля 1993 г. N 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей», отмечает, что судами выполняется значительная работа по обеспечению судебного контроля за соблюдением законности и обоснованности применения органами дознания, следователями, прокурорами ареста в качестве меры пресечения и продления срока содержания под стражей.

В первом полугодии 1994 г. суды Российской Федерации рассмотрели 34 294 таких жалоб, 19,4% которых были удовлетворены, в результате чего 6 647 человек были освобождены из-под стражи.

Суды, руководствуясь действующим законодательством и с учетом разъяснений Пленума, в основном правильно разрешают поступающие к ним жалобы на применение органами дознания, следователями, прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения по уголовным делам, принимая в необходимых случаях меры к защите и восстановлению прав и законных интересов граждан.

Верховные Суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды регулярно анализировали состояние этой работы, проводили обобщения судебной практики, что способствовало повышению качества рассмотрения жалоб и обоснованности принимаемых по ним решений.

Вместе с тем Пленум отмечает, что в деятельности судов по осуществлению предусмотренного законом контроля за применением ареста в качестве меры пресечения имеются ошибки и недостатки.

Несмотря на то, что закон четко определил круг лиц, которые имеют право на обжалование в суд ареста или продления срока содержания под стражей, судьи иногда принимают к производству жалобы от родственников обвиняемых и иных лиц, не наделенных законом правом обжалования.

Имеют место нарушения сроков рассмотрения жалоб, вызванные как недостатками в работе конвойных подразделений по обеспечению доставки в судебное заседание лиц, содержащихся под стражей, так и неудовлетворительной организацией этой работы в самих судах.

Некоторые судьи допускают упрощенчество процедуры рассмотрения указанных жалоб: не ведется протокол судебного заседания, участникам не разъясняются их права и обязанности, в постановлениях не приводятся мотивы принятого решения.

Неединичны случаи, когда судьи выходят за пределы исследования материалов, представленных в подтверждение законности и обоснованности заключения под стражу в качестве меры пресечения, в постановлениях дают оценку собранным доказательствам и высказывают мнение о виновности или невиновности обвиняемого.

При решении вопроса об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из-под стражи иногда допускается формальное, поверхностное рассмотрение материалов, не учитываются в достаточной степени личность обвиняемого, тяжесть инкриминируемого ему деяния, а также иные существенные обстоятельства дела.

Отмечаются многочисленные факты несвоевременного либо недостаточно полного представления в суд прокурорами материалов, необходимых для всестороннего рассмотрения жалоб на применение ареста в качестве меры пресечения. Многие материалы рассматриваются без участия прокурора ввиду его неявки в суд.

Имеются случаи нарушения закона, связанные с неисполнением соответствующими должностными лицами решений суда о немедленном освобождении лиц, содержание которых под стражей было признано судом незаконным или необоснованным.

Нет единообразия в определении подведомственности жалоб, поступающих от лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В целях устранения ошибок и недостатков при судебной проверке законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость осуществлять проверку законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей в строгом соответствии с законом и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Разъяснить судам, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Исходя из этого, жалоба лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, его защитника или законного представителя относительно законности и обоснованности задержания должна приниматься судом к производству и разрешаться по существу применительно к порядку и по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.

3. Дополнить пункт 5 постановления Пленума от 27 апреля 1993 г. N 3 абзацами четвертым и пятым следующего содержания:

«Судам следует иметь в виду, что в ст. 220.1 УПК РСФСР дан исчерпывающий перечень лиц, наделенных правом принесения жалоб на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление срока содержания под стражей, а поэтому жалобы, поданные иными лицами, не могут быть приняты к производству.

Нечеткость формулировок жалобы (например, просьба об изменении меры пресечения без ссылки на незаконность или необоснованность ареста) не может служить поводом для отказа в принятии ее к производству».

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

www.garant.ru

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 июля 1965 года №28/П

Текст Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 июля 1965 года №28/П

О строгом соблюдении законности при рассмотрении Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР дел в кассационном и надзорном порядке

Заслушав и обсудив доклад председателя Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР тов. В.В.Шубина о соблюдении Судебной коллегией законности при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке, Пленум Верховного Суда РСФСР отмечает, что Судебной коллегией по уголовным делам проведена значительная работа по выполнению Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 года «О строгом соблюдении законов при рассмотрении судами уголовных дел», проверке законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений судов республики.

Вместе с тем в работе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР имеются существенные недостатки.

Коллегия не всегда устраняла допускаемые верховными судами АССР, краевыми, областными, городскими судами, судами автономных областей и судами национальных округов, народными судами ошибки и нарушения закона и не принимала всех необходимых мер к их предотвращению в дальнейшем; иногда некритически относилась к проверке материалов предварительного и судебного следствия и оставляла без изменения приговоры, основанные на противоречивых и недостаточно исследованных судами доказательствах. Имелись случаи, когда Судебная коллегия проходила мимо фактов необоснованного осуждения граждан и не отменяла приговоры, вынесенные судами с грубым нарушением закона. В работе Коллегии встречались факты неправильного прекращения дел производством.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР не реагировала на неправильную квалификацию судами действий виновных, а зачастую и сама допускала ошибки в квалификации действий осужденных; иногда одни и те же вопросы применения закона решались Коллегий различно. Наиболее часто Коллегией по-разному решались вопросы о разграничении убийства, совершенного из хулиганских побуждений, и убийства, совершенного в драке или ссоре; убийства, совершенного с особой жесткостью или способом, опасным для жизни многих людей, и умышленного убийства без отягчающих обстоятельств; покушения на умышленное убийство и нанесение умышленных тяжких телесных повреждений, опасных для жизни; изнасилования и полового сношения с малолетними или совершения развратных действий в отношении их. У Судебной коллегии не было единообразного подхода к вопросу о добровольном отказе от совершения преступления, особенно по делам об изнасиловании. Различно понимались Коллегией и некоторые другие вопросы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Все это отрицательно сказывалось на практике нижестоящих судов.

Далеко не всегда Судебной коллегией при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке исправлялись ошибки, допущенные судами при определении наказания, в том числе и смертной казни. Нередко Коллегией необоснованно оставлялись без изменения приговоры, по которым осужденным были назначены несоразмерно содеянному тяжкие меры наказания и, в то же время, иногда неправильно снижалось наказание лицам, которым последнее было определено судом с учетом тяжести совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств дела. В ряде случаев снижение наказания осужденным фактически ничем не мотивировалось.

В деятельности Коллегии еще имелись место факты нарушения установленных законов сроков рассмотрения дел в кассационном и надзорном порядке.

В работе Коллегии еще не устранены случаи поверхностного изучения и неправильного отклонения жалоб, вследствие чего в Верховный Суд РСФСР поступают повторные жалобы и некоторые из них при новом рассмотрении удовлетворяются.

Выносимые Судебной коллегией определения не всегда отвечают требованиям ст.ст.351 и 381 УПК РСФСР. Нередко в них не содержится анализа доводов, приводимых в жалобах и протестах. Оставляя приговоры без изменения, Коллегия зачастую ограничивается лишь ссылкой в определениях на то, что приговор соответствует материалам дела, не указывая, чем именно опровергаются доводы жалобы или протеста. Отдельные определения составляются небрежно.

В результате отмеченных недостатков, а в отдельных случаях и вследствие неглубокого или недостаточно критического изучения материалов дела, в Президиум Верховного Суда РСФСР вносятся протесты по делам, которые должны были получить окончательное разрешение при рассмотрении их в Судебной коллегии. В истекшем году и в первом полугодии текущего года Президиум отменил и изменил определения Коллегии, внесенные ею в 1963-1965 г.г., в отношении значительного числа осужденных.

Судебной коллегией иногда не исправлялись ошибки нижестоящих судов, не принявших мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и не вынесших частные определения об их устранении, хотя в этом была необходимость.

Судебные составы Коллегии не всегда уделяют должное внимание работе тех верховных судов АССР, краевых, областных, городских и окружных судов, которые наиболее часто допускают нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении дел, и не оказывают им необходимой практической помощи. Деятельность нижестоящих судов анализируется ещё слабо, причины ошибок глубоко не вскрываются и не принимается действенных мер к их предупреждению и к наказанию в необходимых случаях судей, виновных в грубом нарушении закона. Определения Коллегии, в которых решались принципиальные вопросы судебной практики, нередко не доводятся до сведения всех судов.

Несмотря на имеющиеся серьезные недостатки в работе Судебной коллегии по рассмотрению дел в кассационном и надзорном порядке, в судебных составах не всегда обсуждаются факты отмены и изменения вынесенных Коллегией определений и не принимается всех необходимых мер к недопущению неправильного применения закона и повышению личной ответственности членов суда за подготовку дел к слушанию и их качественное разрешение.

Пленум Верховного Суда РСФСР

1. Предложить председателю и членам Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР принять меры к устранению отмеченных недостатков, строгому соблюдению законности в деятельности Коллегии и повышению уровня ее работы по рассмотрению дел в кассационном и надзорном порядке.

Председателю Судебной коллегии тов.В.В. ШУБИНУ усилить контроль за работой судебных составов и отдельных членов суда.

2. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР неуклонно требовать от судов строжайшего соблюдения всех положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства и Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 г. «О строгом соблюдении законов при рассмотрении судами уголовных дел».

Коллегия не должна оставлять без обсуждения ни один случай грубого нарушения законности и обязана принимать меры к предупреждению подобных фактов в дальнейшем и привлечению виновных лиц к ответственности.

3. Судебной коллегии тщательно проверять материалы предварительного и судебного следствия, правильность квалификации судами действий осужденных и определения им мер наказания. Особое внимание следует уделять проверке в кассационном порядке дел, по которым осужденным определена смертная казнь.

Обеспечить единообразное применение судебными составами закона и вынесение только обоснованных и юридически аргументированных определений, которые должны служить образцом для нижестоящих судов.

4. Судебной коллегии постоянно ориентировать суды на активизацию и улучшение качества работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений, повышение воспитательного и предупредительного значения судебных процессов, более широкое привлечение общественности к рассмотрению дел.

Если нижестоящим судом при рассмотрении дела не были приняты меры к установлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, Судебная коллегия обязана исправить подобные ошибки и при наличии к тому оснований выносить в адрес соответствующих организаций или должностных лиц частные определения об устранении таких причин и условий.

5. Судебной коллегии по уголовным делам постоянно изучать состояние работы верховных судов АССР, краевых, областных, городских и окружных судов, систематически анализировать кассационную и надзорную практику судебных составов с тем, чтобы своевременно вскрывать имеющиеся ошибки и недостатки в работе нижестоящих судов и коллегии, принимать меры к их устранению и недопущению впредь, выявлять спорные вопросы, требующие руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР.

6. Председателям судебных составов повысить требовательность к членам суда, допускающим ошибки при рассмотрении дел, больше уделять внимания вопросам организации работы состава, строго следить за соблюдением установленных сроков рассмотрения дел.

В судебных составах обсуждать факты и изменения вынесенных Коллегией определений, принимая меры к недопущению неправильного применения закона и повышению личной ответственности членов суда за подготовку дел к слушанию и их качественное разрешение.

7. Обратить внимание членов и консультантов Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР на необходимость своевременного и правильного разрешения жалоб, тщательного и вдумчивого их изучения.
Ответы на жалобы должны содержать убедительные мотивы принятых решений.

8. Систематически публиковать в «Бюллетене Верховного Суда РСФСР» определения Судебной коллегии, в которых решались принципиальные вопросы судебной практики; улучшить работу по подбору и подготовке к печати таких определений.

xn--b1azaj.xn--p1ai

Пленумы судов о законности

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял Постановление по вопросам законности состава суда

Высший Арбитражный Суд России (ВАС РФ), готовясь к «слиянию» с Верховным Судом, старается как можно скорее дать разъяснения по большинству процессуальных вопросов арбитражной практики. 11 июля Судьи ВАС РФ на одном из последних заседаний Пленума рассмотрели приняли Постановление «О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Постановление посвящено процедуре формирования состава суда, законности состава суда и независимости судей. ВАС РФ ставит перед собой цель по максимуму подробно осветить эти процессуальные вопросы, очевидно, потому, что практика распределения дел в судах общей юрисдикции, с системой которых фактически соединятся арбитражные суды, во многом не совершенна. Данное Постановление внесет значительную ясность в вопросах понимания независимости суда.

Подготовка проекта Постановления началась в мае этого года, после того, как Конституционный Суд РФ (КС РФ) ответил на запрос от 15-го Арбитражного апелляционного суда. Апелляционная инстанция обратилась в КС РФ с вопросом о том, как влияет на законность состава суда замена судей по распоряжению руководства (ситуация была связана с тем, что кассационная инстанция отменила постановление апелляционного суда, посчитав «ручную» замену судей и председательствующего в рассматривавшей дело тройке судей «незаконным составом суда»). Позиция Конституционного Суда РФ по данному запросу была отражена в Постановлении Пленума: КС РФ посчитал, что передача функции председательствующего другому судье этого же состава не меняет его в целом. «Незаконным состав суда будет считаться тогда, когда в него входят лица, не имеющие в силу закона права рассматривать дело в судебном порядке в данном судебном органе», – говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 г. 3 656-О.

В Постановлении ВАС РФ указывает на обязательное соблюдение порядка формирования состава суда и замены судьи, исключающего влияние на суд лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. ВАС РФ подчеркивает, что если замена судьи произведена без наличия на то установленных процессуальным законом оснований, то сформированный подобным образом состав суда должен быть признан незаконным, что в любом случае влечет отмену принятого им судебного акта (п. 1 ч. 4 ст. 270 и п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

Так, в целях «исключения влияния кого бы то ни было» на судью состав суда формируется посредством автоматизированной информационной системы распределения дел – АИС (система, позволяющая определить судей путем случайной выборки). Иные способы формирования состава суда могут быть использованы при отсутствии в суде АИС, но такие способы должны отвечать требованиям ч. 1 ст. 18 АПК РФ. При этом АИС не применяется, если дело подлежит рассмотрению в закрытом судебном заседании в связи с необходимостью сохранения государственной тайны.

Арбитражным судам необходимо учитывать, что при передаче дела в порядке, установленном ст. 130 АПК РФ, в рамках объединения дел в одно производство судье, который ранее других принял исковое заявление (заявление) к производству, замены судьи не происходит. При выделении требований в отдельное производство состав суда формируется АИС в соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 АПК РФ.

Толкуя части 2 и 3 ст. 18 АПК РФ, Суд указывает, что если отпали обстоятельства, послужившие основанием для передачи дела на рассмотрение другому составу суда, дело не должно передаваться обратно первоначальному составу суда. Причиной этого можно считать стремление ВАС РФ избежать бюрократических процедур и затягивания рассмотрение спора. Интересно, что ранее проект Постановления предусматривал исключение из этого правила – рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве), которые, по-видимому, нужно было бы возвращать в прежний состав суда при изменении обстоятельств.

Даны разъяснения и по вопросу, какие случаи являются не терпящими отлагательства, и соответственно, в каких случаях возможна замена судьи в порядке взаимозаменяемости. Это принятие заявления, а также процессуальные действия, связанные с оставлением искового заявления (заявления) без движения либо его возвращением. Кроме того, в порядке взаимозаменяемости могут быть совершены и другие не терпящие отлагательства действия, направленные на решение процессуально-правовых вопросов, не связанных непосредственно с разрешением спора по существу, например: рассмотрение ходатайства об отмене обеспечения иска, решение вопроса о возобновлении производства по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, вынесение определения по результатам рассмотрения ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, о принятии или об отклонении замечаний на протокол, если имеется аудиозапись судебного заседания.

ВАС РФ также указал на отсутствие необходимости отменять судебный акт, вынесенный коллегиальным составом суда по делу, которое должно было быть рассмотрено судьей единолично, так как в таком случае коллегиальное рассмотрение дела само по себе не ущемляет права заявителя и не свидетельствует о нарушении порядка судопроизводства, установленного в целях реализации конституционных гарантий обеспечения права на судебную защиту; это не может привести к признанию того, что суд рассмотрел дело в незаконном составе. Такое же отношение у ВАС РФ и к замене председательствующего судьи судьей из того же состава (это положение также было воспринято из позиции Конституционного Суда РФ).

Важно отметить, что в связи со скорой ликвидацией ВАС РФ старается охватить максимальный объем вопросов, возникающих в практике арбитражный судов, надеясь сформировать единообразный подход к правоприменению. Но такая ситуация вызывает вопрос о судьбе самих разъяснений ВАС РФ после «слияния» с Верховным судом.

artdelex.ru

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 12 декабря 1964 года №25

Текст Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 12 декабря 1964 года №25

О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами гражданского процессуального кодекса РСФСР
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 28 февраля 1968 г. №41, от 19 марта 1969 г. №48, от 18 июня 1975 г. №4, от 20 декабря 1976 г. №5 и от 20 декабря 1976 г. №7 и от 20 декабря 1983 г. №11)

Строгое и точное соблюдение требований Гражданского процессуального кодекса является одним из важнейших условий правильного осуществления правосудия по гражданским делам, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, укрепления социалистической законности и выполнения судами задач правового воспитания граждан.

Суды призваны не только правильно и своевременно разрешать возникшие споры, но и способствовать предупреждению гражданских правонарушений.Важная роль в этом принадлежит общественным организациям,трудовым коллективам, а также товарищеским судам.

В целях правильного и единообразного применения судами гражданского процессуального законодательства Пленум Верховного Суда РСФСР

1. Обратить внимание судов на то, что для улучшения их профилактической и воспитательной работы в устранении причин, порождающих гражданско-правовые споры, исключительно важное значение имеют такие формы деятельности, как привлечение представителей общественных организаций к рассмотрению гражданских дел, передача дел на рассмотрение товарищеских судов, выездные заседания, сообщения суда об обнаруженных при рассмотрении дел нарушениях законности, правил социалистического общежития, недостатках в работе государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций. В связи с этим суды должны:

а) в целях полного осуществления представителями общественных организаций и трудовыми коллективами процессуальных прав, предоставленных им законом, своевременно извещать коллективы и общественные организации о поступивших в суд заявлениях по тем трудовым, алиментным, жилищным делам, спорам о детях и другим делам, которые являются актуальными, шире привлекая представителей общественных организаций к участию в их подготовке и рассмотрении ( ст. ст.141, 147 ГПК).

Представителей общественных организаций необходимо привлекать и в процессе исполнения решений как для оказания помощи судебным исполнителям, так и для проверки правильности исполнения;

б) строго выполнять требования п.4 ст.141 ГПК и ст.155 ГПК, согласно которым судья при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании должен разъяснять сторонам их право обращения за разрешением спора в товарищеский суд и последствия такого действия;

в) во всех указанных ст.225 ГПК случаях выносить частные определения и регулярно проверять принятие по этим определениям необходимых мер;

г) расширить практику рассмотрения дел, имеющих общественное значение, по месту жительства или по месту работы сторон.

2. Судам следует иметь в виду, что отказ в принятии заявлению по гражданскому делу может последовать только по основаниям, указанным в ст.129 ГПК.

Отказ судьи в принятии заявления по соображениям материального права, в частности по мотивам истечения срока исковой давности и преждевременности требования, является незаконным отказом в правосудии, грубо нарушающим право на обращение в суд.

3. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения правил о подведомственности судам гражданских дел.

Ввиду встречающихся в практике случаев нарушения подведомственности дел о взыскании возмещения за ущерб, причиненный лесонарушением, и по искам об освобождении имущества от ареста разъяснить, что:

б) поскольку дела о лесонарушениях не включены ни в перечень дел особого производства, ни в перечень дел, возникающих из административно-правовых отношений, требования о взыскании возмещения за ущерб, причиненный лесонарушением, подлежат рассмотрению на основании ст.444 ГК по общим правилам искового судопроизводства;

г)иск третьего лица об освобождении от ареста имущества, в отношении которого в приговоре суда по уголовному делу имеется указания, что это имущество приобретено преступным путем, или являлось орудием преступления, или должно быть конфисковано, подлежит рассмотрению суда.

4. Предложить судам строго соблюдать сроки рассмотрения гражданских дел, установленные ст.99 ГПК.

5. Разъяснить, что меры обеспечения иска, предусмотренные ст.134 ГПК, могут в соответствии со ст.133 ГПК применяться только по принятии судьей искового заявления.

6. Передача дела на рассмотрения другого суда ( ст. 122 ГПК) производиться непосредственно судом, принявшим дело к своему производству, о чем должно быть вынесено определение.

Вопрос о передаче дела рассматривается в судебном заседании с извещением сторон о дне разбирательства.

7. Судам следует иметь в виду, что отложение разбирательства дела без достаточных оснований является недопустимым ( ст. 161 ГПК).

Откладывая разбирательство дела, суд обязан указать в определении, какие действия и кем именно должны быть совершены, какие доказательства и кем должны быть представлены, какие обстоятельства должны быть выяснены, а также определить время нового судебного заседания.

По смыслу ст. ст. 162 и 174 ГПК вторичный вызов свидетелей, уже допрошенных в судебном заседании в присутствии участвующих в деле лиц, допускается лишь в необходимых случаях.Изменение состава суда после отложения разбирательства дела не влечет за собой обязательного вторичного вызова и допроса свидетелей.
Вопрос о том, является ли вторичный вызов свидетелей необходимым, решает судом коллегиально с учетом конкретных обстоятельств дела.

9. Обратить внимание судов на недопустимость недооценки значения протокола судебного заседания, являющего важным процессуальным документом, в котором должны быть отражены все действия суда с начала разбирательства дела, в том числе разъяснения, сделанные судом сторонам, в частности о последствиях отказа истца от иска и мирового соглашения сторон ( ст. ст.165, 227 ГПК).

С особой тщательностью должны быть отражены в протоколе показания свидетелей, допрошенных в порядке ст.162 ГПК.

Разъяснить,что заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком, а также условия мирового соглашения сторон обязательно заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом или ответчиком, а условия мирового соглашения обеими сторонами.

В случае подачи лицами, участвующими в деле, или представителями замечаний на протокол и несогласия председательствующего с частью замечаний на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном ст.230 ГПК, вносятся только те замечания, с которыми председательствующий не согласен.

10. Обратить внимание судов на то, что принимает ими решения должны быть законными и обоснованными и содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ по рассмотренному делу ( ст. ст. 192, 197 ГПК).
При окончании производства по делу без вынесения судебного решения, т. е. прекращения производства или оставления заявления без рассмотрения, судам следует иметь в виду, что эти формы окончания дела существенно отличаются друг от друга.

При прекращении дела производством истец лишается права вторичного обращения в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 220 ГПК), а при оставлении заявления без рассмотрения он вправе предъявить тот же иск в общем порядке после устранения условий, указанных в законе (ст.ст. 221, 222 ГПК).

Согласно ст.ст.165 и 219 ГПК, признание иска ответчиком не является основанием для прекращения производства по делу, которое в этом случае подлежит рассмотрению по существу с вынесением решения.

11. Указать судам на необходимость строгого выполнения требований ст.ст.34 и 165 ГПК о проверке условий мирового соглашения, а также обстоятельств отказа истца от исковых требований и признания ответчиком иска с тем, чтобы они соответствовали закону и не нарушали чьих-либо прав и охраняемых закон6ом интересов.

Утверждая мировые соглашения, суды должны следить за тем, чтобы их условия были ясны и определены и не допускали споров при исполнении.

Особое внимание должно быть обращено на проверку судами законности заключение мировых соглашений по трудовым делам.

Недопустимо утверждение мирового соглашения в том случае, когда его условия в какой-либо мере нарушают трудовые права работников или в обход закона направлены на освобождение их от материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям или организациям, в которых они работают.

В частности, недопустимо утверждение мирового соглашения по делу о восстановлении на работе, влекущего в обход закона освобождение должностного лица, по распоряжению которого было произведено явно незаконное увольнение, от обязанности возместить убытки, причиненные государственному предприятию, учреждению, организации, колхозу, иной кооперативной организации, их объединению, другой общественной организации (ст.39 ГПК).

При этом следует учитывать, что не могут иметь юридической силы любые соглашения, в том числе и мировые, по вопросам, которые твердо регулируются нормами трудового законодательства и не могут разрешаться соглашением сторон.

12. Разъяснить судам, что в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждения нового дела не требуется.

13. Частная жалоба на определение суда первой инстанции в случаях, когда по закону оно может быть обжалованно (ст. 315 ГПК), подается в течении десяти дней после вынесения определения ( ст. ст.284,316 ГПК).

В тот же срок может быть принесен частный протест на частное определение суда и обжалованно частное определение суда и обжаловано частное определение о возбуждении уголовного дела (ст.225 ГПК).

14. Статьей 39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях установлено, что постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

В соответствии с этим решением судов по жалобам граждан на действия административных органов по вопросу о наложении административного взыскания не могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

15. Розыск ответчика или должника через органы милиции по делам о взыскании алиментов допускается как при взыскании их с родителей (ст.67 КоБС), так и в других случаях,предусмотренных законом (ст.ст. 25, 77, 78, 80, 81, 82, 83, 84, 85 КоБС).

По смыслу ст.ст.112 и 352 ГПК розыск ответчика ( должника) допускается как при подготовке дела, так и при судебном разбирательстве и в стадии исполнения решения.

Вопрос о целесообразности объявления розыска по делам, указанным в ч.2 ст.352 ГПК, должен обсуждаться судом в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.

Определение о розыске должника в стадии исполнения решения может быть вынесено как судом, постановившим решение, так и судом по месту его исполнения или по месту нахождения взыскателя. Об объявлении розыска в исполнительном документе производится соответствующая запись, в котором указывается, каким судом и когда объявлен розыск.

Поскольку в силу ст.338 ГПК исполнительные надписи нотариальных органов подлежат исполнению по общим правилам исполнения судебных постановлений, следует иметь в виду, что определение о розыске должника через органы милиции может быть вынесено судом и по исполнительной надписи нотариального органа.

16. Разъяснить, что решение судов, вынесенные до 1 октября 1964 г., приводятся в исполнение после 1 октября 1964 г. в порядке, предусмотренном новым ГПК.

17. Обратить особое внимание судов на то, что своевременное и точное исполнение судебных решений имеет большое значение в деле укрепления социалистической законности, защиты прав и интересов граждан, государственных предприятий, учреждений, организации,колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций.

17а. Заявление об отсрочке ( рассрочке) исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания рассматривается в порядке, установленном ст.207 ГПК либо чч.1 и 2 ст.369 УПК, на основании просьбы лиц, участвующих в гражданском деле, осужденного или гражданского ответчика по уголовному делу.

С таким заявлением может обратиться и судебный исполнитель в соответствии со ст.355 ГПК.

При рассмотрении заявления, с учетом необходимости своевременного полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания, суду в каждом случае следует тщательно проверять оказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочки), а при рассрочке, кроме того, и размер (в рублях или в процентах) периодических платежей, подлежащих взысканию в счет погашения присужденной суммы. При этом пределы действия отсрочки (рассрочки) могут быть определены не только датой, но и наступлением какого-либо события (изменением материального положения ответчика, выздоровлением и т.п.).

Если обстоятельства, в силу которых была предоставлена отсрочка (рассрочка), отпали ранее, чем указано в определении, суд по заявлению заинтересованного лица либо судебного исполнителя должен рассмотреть вопрос о прекращении действия определения.

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения или приговора на новый срок либо прекращении действия определения должно рассматриваться в таком же порядке, как и первичное.

18.Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, Верховным Судам АССР, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и автономных округов усилить надзор за соблюдением судами гражданского процессуального законодательства.

Еще по теме:

  • Ст 190 ч 3 ук Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, — наказывается […]
  • Приказы мвд россии по ууп Приказы мвд россии по ууп Уважаемый участник Форума ты зашел в тему «Зачёт армии 1 к 2 прецедент обсудим». До совершения юридического значимого акта свидетельствующего о разрешении коллизии права, в целях противодействия флуду, уважения и соблюдения правил форума и прав собеседников, просим внимательно прочитать […]
  • Маркетинг в россии закон Основные законы, регулирующие маркетинговую деятельность предприятий в России Главным источником правового регулирования маркетинговой деятельностью является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый "экономической конституцией". Он содержит множество норм, регулирующих элементы […]
  • Постановление пленума верховного суда рф 28041994 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями) Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 апреля 2001 г. N 1 настоящее постановление изложено в новой редакции См. […]
  • Персональные данные определение из закона Условия обработки персональных данных Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г. Статья 6. Условия обработки персональных данных См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального […]
  • Ангарск прокурор города Заместители Александр Борисович Воронин первый заместитель прокурора Иркутской области государственный советник юстиции 3 класса Александр Борисович Воронин родился в 1972 году в г. Шелехово Иркутской области. Трудовую деятельность начал в 1988 году штукатуром-маляром Иркутской специальной научно-реставрационной […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.