Понятие права собственности на природные ресурсы и объекты Объекты права собственности

Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.

Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.

Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

  1. право частной собственности;
  2. право государственной собственности:

а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;

  • право муниципальной собственности.
  • Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    be5.biz

    Право собственности на природные ресурсы

    Определение права собственности на природные ресурсы

    Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается в виде отношений между субъектами по поводу материальных и других благ. Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и являет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, использованию и распоряжению объектами собственности.

    Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

    Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы. Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами природной среды, они выполняют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения университет собственности на природные ресурсы дополняются экологическим содержанием, которое превращает их в эколого-экономические отношения.

    Право собственности на природные ресурсы — это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах, как лица, так и общества, в целом. Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонда.

    Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

    Субъективное право собственности на природные ресурсы — совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду):

    а) возникают в связи с передачей или приобретением в собственность соответствующих природных ресурсов;

    б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное);

    в) носит абсолютный характер, то есть исключительная принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений.

    Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних: правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

    В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Пределы осуществления права собственности на природные ресурсы определяются кругом положенных законодательством на владельцев соответствующих природных объектов долга относительно рационального использования и охраны окружающей природной среды. Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.

    Во-первых, это право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.

    Во-вторых, природные ресурсы, хотя и является самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимоувязываемые. Поэтому исключение природного вещества в процессе использования данных объектов (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и отлов животных, ловля рыбы и тому подобное) не прекращает право собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.

    Содержание права собственности на природные ресурсы

    В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

    Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

    Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

    Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

    Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

    Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

    Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

    Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

    В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

    Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

    Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

    Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

    Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

    Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:

  • праве владения;
  • праве пользования;
  • праве распоряжения.
  • Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием РФ. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

    Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

    Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

    • установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
    • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

    Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

    Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

    Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

    Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица. Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебнооздоровительных местностей и курортов местного значения).

    Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

    Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

  • земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;
  • земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
  • виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
  • водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;
  • естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.
  • В муниципальной собственности — собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

    Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность — деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

    Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

    Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

    3.2. Право собственности на природные ресурсы

    Термин «право собственности на природные ресурсы» означает:

    • совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);

    • совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) — право собственности в субъективном смысле;

    • правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

    В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Частной собственности (двум ее формам — индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.

    Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.

    Сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.

    В качестве субъектов права собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.

    Круг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

    Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы — административно-правовой и гражданско-правовой.

    Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов:

    Гражданско-правовой способ распространяется на:

    — куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона);

    Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:

    объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей;

    несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

    нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

    www.aup.ru

    Земельное Право

    Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

    В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

    Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

    Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

    Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

    Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

    Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

    право частной собственности;

    право государственной собственности:

    а) федеральная собственность;

    б) собственность субъектов Федерации;

    право муниципальной собственности.

    Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    lands-zakony.ru

    ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    Понятие и формы права собственности на природные ресурсы

    Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе обществен­ных отношений по природопользованию и охра­не окружающей природной среды.

    Право собственности как юридическая кате­гория может пониматься в двух значениях — субъективном и объективном.

    Право собственности в субъективном смыс­ле — это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ре­сурсами. В объективном смысле право собствен­ности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представ­ляет собой совокупность правовых норм, кото­рые закрепляют принадлежность природных ре­сурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

    Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ре­сурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном ко­дексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном ми­ре» (ст. 4) и др.

    Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной эко­номики, затрагивают в первую очередь отноше­ния собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федера­ции юридически признаются и защищаются государственная, муниципаль­ная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

    Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

    Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

    Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

    Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.

    Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ * . В частности, такими объектами являются:

    * См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»? ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

    — земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

    — земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

    — земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

    — виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

    — виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

    — месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

    — лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

    — водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

    — естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

    — иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

    В муниципальной собственности — собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

    Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

    Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

    Содержание права собственности на природные ресурсы

    В содержание права собственности на природные ресурсы входят право­мочия владения, пользования и распоряжения.

    Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

    Право пользования — это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

    Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

    Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

    Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

    Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

    Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

    * См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.

    Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

    В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

    Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

    Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

    Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

    Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

    Не останавливайтесь, читайте дальше:

    rudiplom.ru

    Еще по теме:

    • Наур суд Бывшая невеста Телегина подает на него в суд Евгения Ноур нашла адвоката, который поможет ей восстановить справедливость. Девушка намерена отстаивать права их общего с хоккеистом сына в суде. Брошенная невеста хоккеиста Ивана Телегина осталась одна с маленьким ребенком на руках. Спортсмен не хочет участвовать в жизни […]
    • Земли сельхозугодий в собственности Собственников земельных участков из сельхозземель могут обязать раскрывать информацию о бенефициарных владельцах В Госдуму внесен законопроект, направленный на установление контроля за собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Авторы проекта – член Совета Федерации Владимир […]
    • Заявления для освобождения от занятий Образец заявления в школу по семейным обстоятельствам На сайтах довольно много разных примеров и шаблонов. Наши специалисты собрали для Вас самые полезные как нам показалось. Каждый из них применялся в работе. Все заявления различаются в зависимости от учреждения, куда они направляются. Понятно, что документ в суд […]
    • Превышение скорости экспертиза Автотехническая экспертиза при факте превышения скорости одним из участников ДТП 10.03.2015 в 14:26 Нарушение Правил дорожного движения "превышение скорости" можно назвать самым распространенным в наше время. Насколько значимую роль будет играть факт нарушения такого рода в суде при определении ответственности сторон […]
    • Группы для плательщиков единого налога Группы плательщиков единого налога - 2018 Всего 4 группы плательщиков. 1 группа ЕН: годовой лимит дохода - дo 300000 гривен; ставка с 2018 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 160,00 грн 2 группа ЕН: годовой лимит дохода - […]
    • Закон смоленской области о бюджете на 2018 год Законопроект Смоленской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" 1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2018 год: 1) общий объем доходов областного бюджета в сумме 37 627 872,8 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 6 322 716,0 […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.