Понятие закона и закономерности обучения

ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Понятие закона, закономерности и принципа обучения

Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.

Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.

Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда), то эти связи выражают закономерности.

В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Отдельные стороны применения тех или иных принципов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.

Правила обучения – это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомерным. Практический опыт чаще всего закрепляется в правилах, поэтому им надо следовать, но подходить творчески.

studme.org

Педагогические законы, закономерности, принципы и правила

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.

На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

Исходя из этого, В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».

В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

psylist.net

Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.

Понятия «закон » и «закономерность » употребляются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический закон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают закономерности.

В современной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

В философии закономерность — более широкое понятие, чем закон. Закономерность — результат совокупного действия множества законов. Поэтому закономерность выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение.

Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы ) — это основные (общие, руководящие ) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.

Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обучения.

Правила обучения — это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

murzim.ru

Понятие закона и закономерности обучения

63. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Законы дидактического учебно-воспитательного процесса заключаются в выраженных устойчивых внутренних связях, которые отражают функционирование и развитие процесса воспитания и обучения. Рассмотрим основные законы процесса обучения:

– закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Данный закон раскрывает процесс влияния общественных отношений, социального строя и социального заказа на формирование всех элементов воспитания и обучения;

– закон воспитывающего и развивающего обучения. Отражает соотношение овладения знаниями, способностями, всестороннее развитие личности;

– закон обусловленности обучения и воспитания: характер деятельности учащихся показывает соотношение между способами организации обучения, деятельностью учеников и результатами обучения;

– закон целостности и единства педагогического процесса: раскрывает гармоническое единство всех компонентов педагогического процесса, таких как рациональный, эмоциональный, содержательный, операционный, мотивационный компоненты;

– закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении;

– закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

Еще одним основным понятием процесса обучения и воспитания являются закономерности.

Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, эти связи носят преимущественно вероятностно-статистический характер, они проявляются как тенденции, т. е. не в каждом отдельном случае, а во множестве случаев.

Существуют два типа закономерностей обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности. Внешние закономерности процесса обучения формируют зависимость обучения от общественных процессов и условий, социальной и политической ситуации, уровня культурного развития и т. д.

Внутренними же закономерностями обучения являются закономерности процесса обучения, которые устанавливают связи между компонентами, такими как цели, содержание, методы, средства, формы и т. д.

Рассмотрим ряд закономерностей, которые проявляются в обучении при наличии определенных условий:

– обучающая деятельность преподавателя должна носить воспитывающий характер, но в то же время в зависимости от условий обучения воспитывающая функция может иметь большую или меньшую силу, может быть как положительной, так и отрицательной;

– зависимость между преподавателем и учащимся и результатом обучения, другими словами, чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность обучающегося, тем будет выше качество обучения;

– зависимость учебного материала от повторения, т. е. прочность усвоения учебного материала напрямую связана с систематичностью повторения пройденного материала и зависит от включения повторения в пройденный материал, а также при объяснении нового материала;

– зависимость от применения новых методов обучения, другими словами, видна непосредственная зависимость развития знаний, умений и навыков учащихся от умения ими применять поисковые методы, проблемное обучение и т. д.;

– зависимость формирования понятий в сознании обучаемых от специальной познавательной деятельности по выделению существенных признаков, явлений, по сопоставлению различных понятий.

www.e-reading.club

Законы и закономерности обучения

Узловые вопросы темы:

4.2.1. О сути понятий: закон , закономерность обучения.

4.2.2. Законы и основные закономерности обучения.

Основные понятия: закон , закономерность.

О сути понятий: закон и закономерность обучения.

В философии закон определяется как философская категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, общих и стабильных связей явлений, предметов, процессов действительности, их свойств. Практическая значимость закона определяется его прогностическими функциями. То есть, поскольку в законе отражается стабильность, повторяемость связей между явлениями, то он может служить основой для реализации одной из важнейших функций научной теории — научного предвидения протекания явления, его результата.

Рассмотрим подробнее суть закона . Известно, что в окружающем нас мире действуют связи, или как иногда говорят, имеют место отношения между предметами и явлениями или между их свойствами. Ни один предмет, ни одно тело, ни одно явление не существуют изолированно друг от друга.

Закон — это не предмет или тело, это даже не его свойство, это связь, отношение между предметами, явлениями и их свойствами. Но можно назвать законом всякую связь? Понятно, что нет, ведь закон имеет необходимый и всеобщий характер. Всеобщий характер связи, именуемый законом, означает, что ему подлежат все явления в мире. Для примера рассмотрим закон причинности. Он всеобщий характер: ничто не может появиться без соответствующей причины. Или закон всемирного тяготения: между двумя любыми телами, сколь угодно большими, или как угодно малыми, редкими, жесткими, или газообразными действует сила взаимного притяжения, которая прямо пропорциональна массам этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. В природе, которая нас окружает, нет и не может быть таких условий, когда бы эта сила не возникала и не действовала.

Или же рассмотрим еще один из законов физики, закон Бойля- Мариотта.

По этому закону при неизменной температуре давление данной массы газа на стенки сосуда, в котором он находится, обратно пропорционален объему этого сосуда. Стоит обратить внимание на то, что в формулировке этого закона указано те условия, в которых он действует. Таким условием является постоянство, то есть неизменность температуры. Кроме того, этот закон справедлив для так называемого идеального газа, когда температура этого газа и его давление невелики. Но если первые два закона действуют для любых тел, то третий — только для газа и то для такого, который находится в некоторой сосуде. Очевидно всеобщность этого закона имеет особое толкование: он справедлив лишь при некоторых условиях, но именно при этих условиях не может быть такого, чтобы он не действовал именно так, как это следует из его формулировки. Итак всеобщность закона заключается в том, что ему подчиняются все явления той области, в которой он действует.

Тот факт, что закон — это связь всеобщий, то есть присущ неограниченном, обширному классу явлений, указывает на то, что в этом классе явлений эта связь постоянно повторяется. Повторяемость — вторая существенный признак связи, именуемый законом.

Любой закон имеет необходимый характер. Это означает, что, например, ночь обязательно сменяется днем, после зимы обязательно наступает весна, если в проводнике проходит электрический ток, то этот проводник обязательно нагревается. Необходимость закона не следует понимать так, что существующее нельзя изменить. Дело в том, что большинство законов действует только при определенных условиях. Зная эти условия, можно добиться того, чтобы этот закон действовал так, как это выгодно человеку. Поэтому, когда в науке определяют закон, то в его формулировке отмечают не только область его действия, но указываются те условия, при которых явление с необходимостью, то есть обязательно произойдет.

Вот пример. Все знают, что вода закипает при температуре сто градусов по Цельсию при нормальном давлении. Если же давление воздуха, в котором находится сосуд с водой, больше, чем нормальный, то для того, чтобы вода закипела, ее нужно нагреть до температуры значительно более высокой, чем сто градусов.

Важным является вопрос о том, подлежат тем или иным законам случайные явления. В поисках ответа на этот вопрос мы исходим из того, что для всех тел и явлений справедливый закон причинности, о котором мы уже упоминали. Очевидно он действует и для случайных явлений, ведь без причины не может быть ни одного явления, в том числе и случайного. Так что каждая случайность имеет свои причины, случайность при определенных условиях становится необходимостью, то есть случайность является формой проявления необходимости. Разница между случайными и необходимыми явлениями заключается в том, что необходимые процессы зависят от действия факторов, а случайные — только от внешних.

Закон — связь стабильный, относительно устойчивое, » спокойный «, эти его черты обеспечиваются повторяемостью явлений в подобных условиях. Явления и процессы непрерывно изменяются, так как постоянно меняются условия их протекания. Однако законы протекания этих явлений остаются теми же.

Закон — это постоянная связь явлений. Именно это свойство закона служит основой для предсказания, прогнозирования результатов явлений.

Законы имеют объективный характер, что означает, что они действуют независимо от нас, от нашей воли, от нашего сознания. Человек не может ни создавать, ни уничтожать законов, но человек не бессильна против законов. Сегодня она научилась использовать законы природы и общества в свою пользу, во свое благо. Однако без знания самих законов такая задача человек выполнить не в состоянии.

Человек изучает законы природы и общества. Эти законы отражаются в его сознании, следовательно имеем два ряда законов: одни имеют место в окружающем нас мире, вторые — в нашем сознании. Законы второго ряда называют законами науки, они являются своеобразным отражением законов природы и общества в сознании человека.

Следовательно, необходимо различать объективные законы природы и общества и законы науки. Первые находятся вне нас, другие — в человеческом уме, первые являются как бы оригиналом, другие — своеобразной копией первого.

Законы нельзя слышать, видеть, чувствовать, они лежат в глубине явлений и нужна большая умственная работа, большое напряжение мозга, чтобы их открыть. С развитием науки объективные законы познаются полнее и глубже.

Для того, чтобы выяснить суть законов обучения, то есть суть дидактических законов, необходимо осмыслить различия между понятиями закона и закономерности. Решить эту проблему нам поможет теория детерминизма, поскольку выходные в этой теории как раз и есть два таких понятия, как связь и взаимодействие.

Принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента включает принцип причинности. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие порождается другим событием и этот процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения, информации. Принцип детерминизма не обманывает все отношения детерминации к причинной детерминации, он постулирует наличие и таких отношений, которые непосредственно нельзя свести к причинных. В то же время эта теория рассматривает причинность в качестве основы для существования других, непричинных типов детерминации. Обратим внимание на то, что, с одной стороны, каждое явление, каждое событие имеет свою причину, ничего беспричинного в природе, обществе нет, а с другой стороны, детерминизм предполагает и Непричинные типы обусловленности. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, другое — в качестве следствия. Основным признаком причинного отношения является наличие между двумя явлениями отношение порождения. Причина не просто опережает следствие во времени, она вызывает его к жизни. Причинно связанными могут быть только те события, явления, которые в принципе могут быть связаны реальным физическим сигналом. Если физическое воздействие одного события на другое исключен, то исключается и возможность причинной связи между ними.

Тайм образом, закон — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: объективностью, всеобщностью, необходимостью, повторяемость, стабильностью. Философия также определяет закон как тенденцию, осуществляется с железной необходимостью, как внутренний и необходимую связь между двумя явлениями. Необходимость действия любого закона всегда проявляется при наличии соответствующих условий. Изменение соответствующих условий его реализации всегда приводит либо к изменению самого закона, или к изменению формы самого действия этого закона.

Законы делятся на причинные и Непричинные. В основе причинных законов лежит принцип причинности, причинения и фиксированный в них связь имеет генетический характер. В свою очередь Непричинные законы делятся на функциональные, структурные, законы корреляции и др.

Изложенное выше позволяет подойти к раскрытию различия в сути понятий закона и закономерности. Философская справочная литература указывает, что понятие закона близко к понятию закономерность, а последнюю определяет как совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих стабильную тенденцию или направленность в изменениях системы.

Раскроем суть и природу закономерности. Пусть между двумя объектами или событиями существует связь в виде того, что свойства, например, объекта 1 обусловлены действием объекта 2. Когда можно утверждать, что между этими объектами действует связь в виде закона? Когда эта связь является объективный, существенный, стабильный, необходим, когда для него характерна такое свойство, как повторяемость. Но если свойства объекта 1 кроме объекта 2 влияют еще какие-то факторы, о которых мы даже не догадываемся и к тому же это влияние не является стабильным, не является постоянным не является необходимым, тогда результирующая действие всех факторов на объ объект 1 в определенной степени и будет зависеть от влияния объекта 2, но эта связь будет искажаться действием других факторов, поэтому назвать этот результирующий связь законом просто нет оснований. Наиболее вероятно, что эта связь будет проявляться в виде некоторой тенденции, но это все-таки будет не закон, это будет закономерность. Таким образом, причиной появления закономерности является одновременное действие на этот объект многих факторов, каждый из которых искажает действие других, даже если между нашим объектом и отдельными из них существует связь в виде закона.

Как видим закономерность может только указывать, что в этой области действует один или несколько законов и действует несколько факторов, которые искажают действие этих законов. О законе можно говорить только тогда, когда известно, что между двумя объектами действует только один связь, никакими другими факторами не искажается, или же тогда, когда всех связей один доминантный, определяющий, главный, и не просто главный, а такой, что действие на него других факторов никак не меняет его характер.

Вообще, глубина раскрытия связи в законе совсем другое, чем глубина его раскрытия в закономерности.

studbooks.net

Еще по теме:

  • Наур суд Бывшая невеста Телегина подает на него в суд Евгения Ноур нашла адвоката, который поможет ей восстановить справедливость. Девушка намерена отстаивать права их общего с хоккеистом сына в суде. Брошенная невеста хоккеиста Ивана Телегина осталась одна с маленьким ребенком на руках. Спортсмен не хочет участвовать в жизни […]
  • Земли сельхозугодий в собственности Собственников земельных участков из сельхозземель могут обязать раскрывать информацию о бенефициарных владельцах В Госдуму внесен законопроект, направленный на установление контроля за собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Авторы проекта – член Совета Федерации Владимир […]
  • Осипова аа общая психокоррекция учеб пособие Общая психокоррекция Читателю предлагается пособие, дающее целостное системное представление о психокоррекционной работе психолога. Автор анализирует основные модели психокоррекции, рассматривает ее виды, цели и задачи. Анализ теоретических подходов сопровождается описанием конкретных методик и […]
  • Превышение скорости экспертиза Автотехническая экспертиза при факте превышения скорости одним из участников ДТП 10.03.2015 в 14:26 Нарушение Правил дорожного движения "превышение скорости" можно назвать самым распространенным в наше время. Насколько значимую роль будет играть факт нарушения такого рода в суде при определении ответственности сторон […]
  • Группы для плательщиков единого налога Группы плательщиков единого налога - 2018 Всего 4 группы плательщиков. 1 группа ЕН: годовой лимит дохода - дo 300000 гривен; ставка с 2018 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 160,00 грн 2 группа ЕН: годовой лимит дохода - […]
  • Закон смоленской области о бюджете на 2018 год Законопроект Смоленской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" 1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2018 год: 1) общий объем доходов областного бюджета в сумме 37 627 872,8 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 6 322 716,0 […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.