Правила если ребенок левша

Форум родителей:



Если ваш ребенок «левша»

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Экзамен для левши

Многие ошибочно полагают, что если человек ест и пишет левой рукой, значит, его можно назвать левшой. Это не совсем так. Настоящий левша — этот тот человек, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз. Определить это просто. Правда, психологи предупреждают: делать выводы имеет смысл, только когда ребенок достигает пятилетнего возраста, не раньше. До это дети одинаково успешно используют обе руки. Итак, чтобы определить ведущий глаз, сверните трубочкой лист бумаги и попросите ребенка через эту трубочку на что-нибудь посмотреть. К какому глазу он ее поднесет, тот и является «главным». Чтобы «Найти» ведущее ухо, положите на стол часы. Предложите ребенку внимательно послушать, как они тикают. Все зависит от того, каким ухом он к ним наклонится. Руку определить еще проще. Обратите внимание, какой рукой ребенок рисует, берет ложку, кидает мяч, бьет молоточком или копает землю. В конце концов, попросите вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например ведущий глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень просто.

Так вот они какие!

Допустим, три момента совпали, и вы убедились, что ребенок — левша. В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Левшами были Микеланджело, знаменитый физик Максвелл (а хорошие физики, как известно, мыслят творчески) и очаровательная Мерилин Монро. Бывший президент Соединенных Штатов Америки, а нынче саксофонист-любитель Билл Клинтон, тоже левша. Вообще, как утверждает статистика, среди левшей намного больше талантливых людей, чем среди правшей. Конечно, талант невозможно посчитать и измерить, тем не менее, психологи говорят о вполне реальных цифрах. Получается, что среди левшей талантливых людей — двадцать процентов, а среди правшей — не более пяти. И вполне возможно, что именно ваш ребенок левша «из талантов». А тогда не исключено, что он станет выдающейся личностью и даже войдет в историю. Чтобы выявить скрытые способности ребенка, прислушайтесь, присмотритесь к нему. Может быть, малыш любит выдумывать интересные истории или оригинально рисует. Помогите развить эти умения. Запишите его в соответствующую студию, секцию или кружок.

Почему не стоит переучивать

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки. с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Источник: Провинциальный репортер (Липецк) от 31.07.2002

www.kid.ru

Все, что необходимо знать, если ваш ребенок левша

Как устроен мозг?

Левшество — это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество.
  • леворукость в 10 — 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

    • «Компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще –его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
    • «Вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
    • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.
    • Особенности левшей

      Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

      Исследование эмоциональной сферы: праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны. Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

      По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

      Привычные проблемы ребенка-левши — стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении «лево», «право», иногда — «выше», «ниже».

      В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

      Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

    • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
    • формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
    • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
    • копирования;
    • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
    • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
    • очень медленный темп письма.
    • С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

      Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

      Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

      Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки — определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

      Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

      Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

      Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

      Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится «пропускать через голову». А нейропсихологам известно, что мозг человека — удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность «обкрадывания» базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

      Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.

      Стоит ли переучивать леворуких детей?

      Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

      Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

      Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

      У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

      Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:

      1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
      2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
      3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
      4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.
        1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
        2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
        3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
        4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
        5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
        6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

        При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

        Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

        Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

        Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука — плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить — то сравнивайте его только с самим собой: «Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!» Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

        Центр Психологические Консультации.

        psyco.ru

        Ребенок-левша: 10 советов родителям

        Педагоги наконец-то признали, что пытаться переучить левшу – занятие бесполезное.

        Но даже с поддержкой педагогов левшам иногда приходится нелегко. Их всего 10% от населения земного шара, а весь мир приспособлен для праворукого большинства. В Международный день левшей Я – Родитель подготовил 10 советов, которые помогут мамам и папам левшей лучше понять своих маленьких гениев.

        Быть левшой в современном мире легче и проще, чем раньше, а в какой-то степени даже почетно. Среди леворуких людей много гениев современности, социологические исследования сообщают нам, что левши больше зарабатывают, а сами левши действительно часто – очень талантливые и неординарные личности.

        Чем же так отличаются дети-правши от детей-левшей с точки зрения психологического развития?

        У леворукого ребенка может возникнуть пространственная путаница, так как у них хуже развито пространственное воображение. Но, как и всем подрастающим малышам, им хочется знать как можно больше. Именно поэтому левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Это не делает ребенка-левшу несообразительным. Просто малышу приходится выстраивать у себя в голове логические цепочки. Ему сложнее докопаться до истины. Все потому, что за логику отвечает левое полушарие, которое у левши развито меньше.

        В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой тоже есть свои особенности. Эксперты Я – Родителя подготовили 10 рекомендаций, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.

        1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая

        Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.

        2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша

        Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.

        3. Приучайте использовать обе руки

        С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.

        4. Не торопите маленького левшу

        Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.

        5. Повторяйте и закрепляйте знания

        Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

        6. Организуйте учебное пространство под левшу

        Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.

        7. Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам

        Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.

        8. Повторяйте школьный материал дома

        Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.

        9. Уделите внимание письму

        Ребеноку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно. Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.

        10. Используйте закладку при чтении

        При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.

        Какой склад ума у вашего ребенка?
        Узнайте, пройдя тест от Я – Родителя

        www.ya-roditel.ru

        Дети 3-7 лет

        Множество статей и разговоров о том, что ребенок-левша в младших классах пишет с большим трудом, что почерк у него отвратительный и буквы «зеркальные», что слова он читает справа налево, а иногда и вовсе не хочет учиться — не на шутку пугают родителей.

        Да еще бабушка постоянно одергивает малыша: «Возьми ложку в правую руку!» И, обращаясь к маме, добавляет: «Следи за ним, а то станет левшой! В школе проблем не оберешься!» Бабушка помнит, как учительница, обучавшая её в первом классе, жестко боролась с теми, кто пробовал писать левой рукой.

        А знаменитый лесковский Левша? Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Пабло Пикассо, Льюис Кэррол, Чарли Чаплин — ведь все они были левшами. Стоит ли тревожиться и обоснованы ли родительские страхи?

        Большинство людей — правши. Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, которое отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений. Так устроено природой. Но каждый шестой житель нашей планеты пишет и работает левой рукой — им так удобнее. Леворукость нельзя рассматривать как дефект воспитания или каприз ребенка. Это психофизиологическая особенность, связанная со спецификой функционирования парных органов человека.

        9-11% людей получили свою леворукость по наследству. Их количество не зависит от расовой принадлежности, места проживания и не меняется со временем.

        12-13% — относятся к компенсаторным левшам. У таких левшей основные функции берет на себя правое полушарие головного мозга, и ведущей рукой становится левая. Подобные изменения происходят в результате родовых травм, или, что чаще, если у матери поздний ребенок. Компенсаторные левши, в большинстве своем, населяют развитые страны, где женщины предпочитают рожать первого ребенка после 35 — 40 лет.

        Еще одна группа — вынужденно леворукие, получившие в детстве травму правой руки. Подчеркнем — именно руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал или обжег, то он невольно начитает «беречь» больную руку и все старается делать здоровой рукой. Левая рука вынужденно становится более тренированной. Когда такой ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо — и это понятно — ведь ведущее полушарие у него все равно осталось левое.

        Бывают псевдо-левши. Известны случаи, когда старший сын в семье был генетический левша, как его отец и дед, а младший — оказался правшой. В семье никого не удивило, что малыш все делает левой рукой, как брат, папа и дедушка. Но это всего лишь подражание. Пришло время идти в школу, и начались проблемы с письмом, каких не было у старшего ребёнка.

        Извечный вопрос: переучивать или нет?

        Генетического левшу переучивать нельзя. Эту тему даже бессмысленно обсуждать — ведь он потому левша, что так устроен его мозг. Генетически леворукий ребенок может писать безупречно красивым почерком, у таких левшей очень тонкая и совершенная координация движений.

        Переучивать компенсаторного левшу тем более нельзя. Его организм сам нашел выход и приспособился под жизненные условия. Здоровое полушарие берет на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.

        Предупредите о леворукости ребенка воспитателей в детском саду, педагогов по подготовке к школе и учителя начальных классов. Ваша позиция должна быть сформулирована четко: ребенка переучивать нельзя. Современные педагоги, как правило, идут навстречу детям и их родителям, тем более что Институтом физиологии детей и подростков разработаны специальные прописи для левшей.

        Переход на правую руку является для левши стрессом. Если ваш ребенок получил травму правой руки и вынужден писать левой — посоветуйтесь с психоневрологом, как ее лучше развивать. Мягко убеждайте ребенка как можно больше действий производить правой рукой. Например — шнуровать обувь, завязывать и развязывать узелки; развивать мелкую моторику (складывать мозаику, собирать пазлы, разбирать, закручивать, раскручивать мелкие детали, раскладывать карточки, карты) — очень полезная тренировка; самое полезное и простое — просто крутить, вертеть карандаш в руке. Но не писать! Письмо — является одним из самых сложных навыков. На письме руку тренировать нельзя, иначе можно отбить у ребенка всякую охоту к дальнейшему обучению.

        А если ваш маленький левша подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте: левша ли он на самом деле?

        deti.mail.ru

        Еще по теме:

        • Приказ минтранса 18 08022007 Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2007 г. N 18 "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2007 г. N 18"Об утверждении Правил […]
        • Осипова аа общая психокоррекция учеб пособие Общая психокоррекция Читателю предлагается пособие, дающее целостное системное представление о психокоррекционной работе психолога. Автор анализирует основные модели психокоррекции, рассматривает ее виды, цели и задачи. Анализ теоретических подходов сопровождается описанием конкретных методик и […]
        • Закон рсфср от 28 ноября 1991 года Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г. Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 […]
        • Приказ доу по введению фгос Материал на тему: Основная документация для внедрения в ДОУ ФГОС ДО Материалы по внедрению ФГОС: приказы, "Дорожная карта", Положение о рабочей группе Предварительный просмотр: О разработке плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ДОУ № 4 Во исполнение приказа УМУ Красновишерского муниципального района от […]
        • Правило на слово чудесный Как пишется «чудесный»? чудесный или чудестный Как правильно пишется? Слово «чудесный» пишется без согласной «т» – чудесный. Правило написания слова При произнесении слова «чудесный» явно слышится буква «т». Нужно ли её писать? Ответить на этот вопрос поможет правило русского языка о правописании сомнительных […]
        • Налог на продажу табачных изделий Сколько процентов для ИП составляет налог на продажу сигарет? Сколько процентов составляет налог на продажу сигарет ИП ? Какие санкции предусматриваются за продажу сигарет без ИП ? Ответы юристов (2) Здравствуйте,. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафные санкции за осуществление […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.