Правила мусульманской семьи

Правила мусульманской семьи

Считается, что семья – ячейка общества. Любое общество стремится оставить достойное молодое поколение, а хорошее воспитание человек, как известно, может получить только в крепкой, любящей семье.

Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний Создатель предписал строить семейные отношения на основе любви и взаимного согласия. Мусульманский брак – договор между супругами, согласно которому они обязуются проявлять по отношению друг к другу любовь, доверие, понимание, содействие. Такая семья становится для человека источником спокойствия, радости и наслаждения жизнью.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (Коран, сура 30, аят 21).

Только в такой семье, где правят любовь, равноправие и взаимное уважение, может сформироваться высоконравственная личность, к которой призывает Ислам. Поэтому мусульманская семья и есть та ячейка, тот строительный материал, с помощью которого создается успешное общество.

К вопросу о многоженстве

Ислам разрешает мужчине заключать повторные браки, но Коран оговаривает жесткие условия: можно иметь не более четырех жен, к каждой из которых мусульманин должен относиться одинаково, никого не обделяя любовью и вниманием. Кроме того, жениться несколько раз может позволить себе только тот человек, который твердо стоит на ногах и сможет обеспечить жен и детей всем необходимым.

Праведная жена

Главная радость для мусульманина – праведная жена, которая заботится о муже и детях, хранит семейный очаг. В ее обществе муж находит утешение и покой, ей он всецело доверяет, делится с ней своими бедами и несчастьями.

Выбор спутника жизни

Как уже было сказано, семейные отношения в Исламе строятся на взаимной любви. А заставить любить невозможно. Поэтому мусульмане вправе сами выбрать спутника жизни – никто не может принудить человека связать себя брачными узами с тем, кто ему несимпатичен. Но в то же время важно прислушиваться к советам родителей, которые обладают большим жизненным опытом.

Для мусульман главными качествами будущего супруга являются нрав человека, а также его отношение к религиозным обязанностям. Если выбор сделан осмысленно, с учетом этих качеств, семья будет счастливой и крепкой.

Воспитание детей и почитание родителей

Дети являются украшением, а со временем и главной опорой в любой семье. Родители дарят им всю свою любовь и возлагают на них большие надежды. Станут ли они надежными помощниками и опорой в старости, зависит от воспитания. Отношение к детям в Исламе очень ответственное.

Мусульманские дети должны воспитываться в атмосфере нравственности и богобоязненности. Долг супругов – создать для них такую обстановку, обучить основам религии, привить любовь к Всевышнему Создателю и всячески уберегать от греха.

Дети в свою очередь должны почитать родителей. Отношение к родителям в Исламе описано в Священной Книге следующим образом:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24)

Отношение к матери в Исламе

Особое место религия любви и мира отводит матери. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Рай находится под ногами ваших матерей». Мать дарит жизнь, озаряет теплом, дает первые знания и первые уроки нравственности. Поэтому Ислам призывает верующих проявлять доброту, милосердие и почтение по отношению к матери.

Как видите, в основе семейных отношений в Исламе лежат вера в Единого Бога, покорность ему во всем, взаимная любовь, уважение родителей и воспитание достойных благонравных детей.

Берегите себя и да хранит Вас Аллах!

© 2018 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

m.islam-today.ru

1. Будьте привлекательной для своего мужа

Все женщины наделены украшениями, которыми благословил их Аллах. Используйте красоту, дарованную Аллахом, на пути завоевания сердца вашего мужа.

2. Приветствуйте его в хорошем настроении

Представьте, что ваш муж возвращается в чистый дом, где его ждет красиво одетая жена, обед, приготовленный с любовью, ухоженные дети – что все это сделает с его любовью к вам? Теперь представьте, что сделает противоположное.

3. Рассмотрите характеристики обитательниц Рая и пытайтесь им подражать

Коран и Сунна описывают женщин Рая с определенными качествами такими, как шелковое одеяние, большими темными глазами, они поют для своих мужей и т.д. Попробуйте, носить шелковые одеяния для своего мужа, используйте тени для век, чтобы «увеличить» глаза и пойте своему мужу.

4. Носите ювелирные украшения и наряжайтесь дома

С ранних лет девочки украшают себя серьгами и браслетами и носят красивые платья — как описано в Коране. Будучи женой, продолжайте использовать украшения и красивые платья для вашего мужа.

5. Шутите и играйте с мужем

Существует один секрет: мужчины тянутся к беззаботным женщинам, которые имеют чувство юмора. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Джабиру, чтобы он женился на той женщине, которая заставила бы его смеяться.

6. Благодарите мужа за то, что он делает. Затем поблагодарите его еще раз.

Это один из наиболее важных методов, как противоположность является характеристикой женщин, находящихся в адском огне.

7. Не разжигайте пожар спора в доме. Погасите его простым «Извини», даже если это не ваша вина

Когда вы спорите, вы только подливаете масло в огонь. Посмотрите, как все будет, если вы просто скажете: «Послушай, мне очень жаль. Давай не будем спорить».

8. Всегда стремитесь угодить своему мужу, ибо он является ключом к Раю.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учит нас, что любая женщина, которая умирает в состоянии, когда ее муж доволен ей, входит в Рай.

9. Слушайтесь и повинуйтесь!

Повинование мужу является фардом! Ваш муж – глава семьи. Дайте ему почувствовать это право и ваше уважение.

10. Делайте дуа Аллаху, чтобы Он сделал ваш брак и ваши отношения успешными

Все благое – от Аллаха. Никогда не забывайте просить Аллаха Тааля о благословении вашего брака, который начинается в этой дунье и продолжается — по милости Аллаха Тааля – в Раю.

Пусть Аллах поможет всем парам жить счастливой жизнью. Амин.

Правила поведения для мусульманок

В каждом регионе исламского мира существуют свои нормы, регулирующие поведение людей: они могут быть очень строгими или, наоборот, сводиться к минимуму.

Так, повседневные правила на территории мусульманского теократического государства (Иран, Афганистан, Пакистан) совсем другие, нежели в светском государстве, где ислам — лишь господствующая религия (Турция, например), или в светской многоконфессиональной стране (Россия).

Границы и запреты

Самые общие предписания ислама сводятся к ограничению или полному запрету на общение в замкнутом пространстве с лицами противоположного пола, не состоящими в родстве. (Исключение составляет только общение по долгу службы — секретарь в офисе, врач в кабинете и т. п.) Такие лица называются заповеданными, или запрещенными друг для друга, а запрет вызван возможным искушением поддаться сексуальному влечению. Поэтому обычно помещения разделяются на мужскую и женскую части. В мечетях испокон веку для женщин выделялось особое место, а было время, когда им даже запрещали ходить в мечеть.

Общественный транспорт

В недалеком прошлом в Иране, стране, где ислам наиболее строго регулирует общественную жизнь, городской транспорт был разделен на женскую и мужскую половины (женщины входили и выходили через заднюю дверь, мужчины — через две передних). В ресторанах и кафе дамам и семейным парам отводилась своя половина или этаж, то же самое касалось кинотеатров, учебных заведений и даже пляжей (где натягивались большие покрывала). Существуют женские дни для посещения бассейнов, тренажерных залов, стадионов; женские спортивные состязания до сих пор проводятся в закрытом для телевидения и мужчин режиме.

Дом мусульманской семьи

Конечно, самой чувствительной закрытой территорией продолжает оставаться дом мусульманской семьи. По тому, как в ней принимают гостя, который, по исламским представлениям, «от Бога», можно судить, насколько она религиозна. Если вы приходите в гости со своей женой или спутницей, то готовьтесь к тому, что будете разлучены с ней на весь вечер.

Даму отведут на женскую половину дома или на кухню, где она отведает угощение вместе с другими женщинами, но без знания местного языка это довольно скучное времяпрепровождение. В Иране такой традиционный прием гостей достаточно распространен. Запрещено, конечно же, обоюдное прикосновение лиц, заповеданных друг для друга. Поэтому представителю иной культуры, находящемуся в Иране, не рекомендуется первым подавать руку незнакомке или умышленно касаться ее.

Внешний вид мусульманской женщины

Внешний вид иранской женщины может подсказать иностранцу, насколько строго она соблюдает предписания ислама. И именно из этого он должен исходить, выбирая стиль общения с ней в каждом конкретном случае. Особый «дресс-код» действует везде, кроме домашней обстановки и домов ближайших родственников.

Традиционно открытыми в общественных местах у женщины могут быть лицо (волосы убраны), кисти рук и ступни ног, не более. Все остальное прикрывается покрывалом (хиджабом). Наиболее ревностные мусульманки закрываются полностью — паранджой (чадрой) с сеткой для глаз или частично — специальной маской для верхней части лица.

Цвет верхнего платья должен быть неброским и, как правило, монотонным (черным, серым, коричневым, иногда, по случаю, белым), что практично, но отнюдь не исключает других расцветок в одеяниях у различных народностей, издревле проживающих на территории Ирана.

Но женщина везде остается женщиной и хочет нравиться мужчинам. К бытовавшим ранее способам привлечения мужского внимания, когда, например, женщина, уловившая взгляд постороннего, тут же начинала поправлять волосы (что разрешено), сейчас добавились другие. Несколько лет назад женские мусульманские плащи, или, как их называют в Иране, манто укоротились сантиметров на сорок (и продолжают укорачиваться и приталиваться!).

Платки отодвигаются все дальше на затылок, открывая прелестные женские головы на две трети, вырез плащей стал гораздо шире, позволяя увидеть украшения на шее. Добавьте к этому удивительно выразительные глаза, которыми восточная женщина может сказать все, не говоря ни слова, — и перед вами портрет нашей современницы-мусульманки, скромной и привлекательной.

Некоторые иранские женщины по внешнему виду и манере поведения теперь мало отличаются от европеек. Конечно, это касается в основном молодежи и жительниц крупных городов Ирана. Часто можно видеть, как иранские девушки, только войдя в самолет иностранной авиакомпании, первым делом идут в дамскую комнату, чтобы снять исламские атрибуты и ничем не отличаться от прочих пассажиров. Причин для такого поведения много, но главная — это, наверное, влияние зарубежных СМИ, дублированных фильмов и «мировой паутины».

Реалии времени

Постепенно отношение к религии и ее предписаниям становится в Иране личным делом. Это серьезное изменение затронуло многие сферы жизни: перегородки в общественном транспорте убраны, в такси иранка может подсаживаться к незнакомцу, не рискуя быть высаженной служителем правопорядка и пересаженной в другую машину (прежде такое практиковалось).

В ресторанах и кафе мужчины сидят за одним столом с женщинами, а в гостиницах для зарубежных гостей можно порой увидеть иностранку в бриджах или даже шортах, и со стороны обслуживающего персонала при этом нет нареканий! (Раньше ловили и штрафовали сотрудниц консульского отдела российского посольства в Тегеране за то, что они перебегали без платка через дорогу в другое здание диппредстави-тельства.)

В конференц-залах все стали рассаживаться вперемешку. И наконец иранские журналистки получили возможность работать корреспондентами и репортерами, поскольку теперь имеют возможность общаться по роду занятий, иногда на замкнутой территории, с мужчинами.

Замужние и незамужние

Незамужним девушкам в Иране до сих пор отказывают в выездной визе из страны без сопровождения родственников, желательно мужчин. Во многих семьях женщины даже из дома не выходят без такого эскорта.

Разведенной женщине или вдове по-прежнему практически невозможно снова выйти замуж (дети после развода, согласно законам шариата, остаются у кормильца, то есть у отца). Разведенная женщина обычно живет у своих родителей или может вступить во временный брак на оговоренный срок (неделю, месяц, год).

Мужчинам — представителям других культур не стоит обольщаться на сей счет, так как временный брак разрешен только для мусульман-шиитов. Для восстановления прежних брачных уз женщине нужно пройти этап замужества и развода с другим мужчиной — только тогда повторный брак с первым мужем будет считаться законным. Причина развода — неверность, бесплодие, климакс — должна быть доказана в суде (например, прелюбодеяние, караемое шариатом очень жестоко, должно быть доказано четырьмя свидетелями).

Возраст замужества

Сейчас изменяются и традиционные представления о возрасте замужества, которое в исламе официально разрешено с девяти лет, о женских профессиях и занятости в деловой сфере замужних женщин. Традиционно после замужества женщины оставляют службу, они занимаются домашним хозяйством и воспитанием детей. Если же жена продолжает работать, это рассматривается как несостоятельность мужа.

proeticet.ru

Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследу­ются и развиваются. Система семьи и отно­шения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества. (Сайд Куатб, современный мусульманский реформатор)

Семья.

Мусульмане рассматривают семью как ин­ститут, предписанный Богом. По этой причи­не Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственни­ков или даже членом соседнего семейства, семья наверняка объединится и окажет под­держку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко опреде­ленную роль и обязанности. Особое место от­водится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители име­ют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начи­нается с рождения ребенка. Глава семьи ше­потом произносит на ухо ребенку азан (при­зыв к молитве) с тем, чтобы первое услышан­ное им слово было «Аллах». Постепенно ро­дители учат своих детей традициям, прису­щим религии и обществу в целом. Источни­ком этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разрос­шейся семьей.

Наставление детям

Наставления родителям

Мужчины в женщины.

Ислам учит, что Аллах создал все взаи­модополняющими парами, и поэтому мужчи­ны и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значитель­ным шагом вперед по сравнению с доислам­ской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права насле­дования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими су­ществами. Однако наряду с этим ислам все­гда принимал во внимание физические раз­личия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и рас­пад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес не­оценимый вклад в жизнь женщин:

Жена и мать.

Назначение мусульманской женщины пре­жде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусуль­манской женщине разрешается ходить на ра­боту, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульман­ских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут се­бя скромно и одеваются в соответствии с за­конами ислама. Находясь на улице или на ра­боте, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

Женщины обычно покрывают голову ка­ким-либо шарфом или вуалью; руки они за­крывают до запястий, а ноги — до щиколо­ток. Ношение черной «чадры» или вуали, по­крывающей лицо, зависит от местных обыча­ев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Да­вая жизнь новому существу, она должна пом­нить неотъемлемые права каждого ребенка:

Муж и отец.

Несмотря на равенство, которое Коран да­ет мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако соци­альное положение мужчи­ны в значительной степе­ни зависит от того, на­сколько он является хо­рошим мужем и отцом. Мужчина должен мате­риально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким общест­вом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключа­ется в лидерстве, ответст­венности, исполнении долга перед семьей, а так­же занятости в сфере эко­номики, бизнеса, торгов­ли и коммерции.

Брак.

В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями. В мусульманских странах считается вполне нормальным, что родствен­ники, не входящие в одну и ту же семью (на­пример, двоюродные братья и сестры), могут сочетаться браком. Это делает разросшуюся семью более тесно связанной.

Ислам учит, что присущие каждому чело­веку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения стра­даний. Мусульмане считают, что секс благо­творен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

Поэтому ислам запрещает любую интим­ную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-ни­будь для будущей стабильности данной се­мьи. Утверждение, что супружеская пара должна «испытать» и таким образом лучше «узнать» друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значитель­ным «опытом» предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.

Сосватанные пары.

Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это преж­де всего объединение уже существующих се­мей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители по­могают своим детям в выборе.

Мусульмане думают, что родители знают своих детей и, будучи сами женатыми людь­ми, знают, какие качества необходимы для хорошего брака. Они считают, что влюблен­ность — это опасное и волнующее состояние ума, которое может с легкостью смутить пра­вильное суждение. Хотя любовь у пар, испо­ведующих ислам, обычно приходит после свадьбы, а не до нее, процент разводов в му­сульманских странах очень низок. Потенциальные мусульманские супруже­ские пары узнают друг друга с тем, чтобы по­нять, есть ли основа для взаимопонимания. Перед свадьбой они имеют возможность встречаться с тем, чтобы чувства любви, дружбы и близости могли развиваться. Одна­ко юноша и девушка обычно не остаются на­едине друг с другом; во время этих встреч их сопровождает кто-то из старших членов се­мьи. Ухаживание является лишь первым ша­гом к женитьбе и не обязательно заканчива­ется бракосочетанием, поэтому репутация и целомудрие женщины не должны пострадать. Самыми главными составными мусуль­манского брака являются разделяемые обои­ми супругами духовные и нравственные цен­ности. При этом даже если муж и жена про­исходят из разных культур и традиций, они имеют одинаковые основы мировоззрения, отношения и привычки, которые связывают их вместе. Самая главная совместимость — это совместимость сердца.

Несмотря на то, что мусульмане часто со­четаются браком с родственниками, межра­совые и межнациональные браки не являются необычными: исламская семья — уммах — пересекает границы рас и национальностей. Люди прежде всего являются мусульманами, а лишь потом членами какой-то конкретной нации или государства.

Бракосочетание.

Церемония бракосочетания обычно прово­дится в доме невесты. Невеста и жених при­носят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем ново­брачные обмениваются кольцами; составля­ется и подписывается брачный контракт

Через несколько дней после брачной цере­монии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пыш­ное празднество с вручением большого коли­чества подарков.

Развод.

Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каж­дый брак оказывается удачным. Поэтому ис­лам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

До развода все члены обеих семей прини­мают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отноше­ния к вопросам семьи и брака процент разво­дов среди мусульман крайне низок.

Супружеская измена.

Супружеская измена рассматривается му­сульманами как самый бесчестный и постыд­ный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, по­тому что может вызывать распад даже не од­ной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глу­боки, что их почти невозможно простить.

Поэтому мужчинам-мусульманам запре­щается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа. Хорошая жена предпочтет смерть бесчестию.

Полигамия.

В мире господствует много предрассудков относительно присущей исламу идеи полига­мии. Однако в действительности ислам, до­пуская ограниченную полигамию, отнюдь ее не поощряет. Идеальная мусульманская се­мья моногамна и почти все мусульманские браки являются моногамными. Мужчинам-мусульманам разрешается иметь до четырех жен, но только при определенных условиях:

Так как последнее условие практически невыполнимо, мусульмане часто говорят, что когда Мухаммед давал этот совет, на самом деле он имел в виду, что мужчины должны иметь только одну жену.

Мужчина может взять себе вторую жену если:

Мусульмане отмечают, что в странах Запа­да существует своего рода «последовательная полигамия», когда мужчины меняют жен од­ну за другой, в результате чего появляется много детей, растущих без отца. Мусульмане считают, что было бы лучше разрешить поли­гамию, чем иметь в обществе тысячи непол­ных семей и преданных стареющих женщин. Однако, как уже говорилось, моногамные браки являются, без сомнения, идеальными для мусульман.

Вопросы для обсуждения

Насколько важно, по Вашему мнению, чтобы человек вступал в брак с тем, кто разделя­ет его религиозные убеждения?

Что Вы думаете о разделении ролей, между мужем и женой?

Почему мусульмане думают, что для семьи лучше, если матери остаются дома?

Что означает равенство в браке?

Сравните редкую мусульманскую практику полигамии и распространенную во многих западных обществах традицию множественных повторных браков.

Какова роль отца-мусульманина в семье? Думаете ли Вы, что это хорошо, когда мужчина берет на себя ответственность за свою семью?

Объясните, почему мусульмане думают, что интимные отношения вне брака являются столь пагубными, приводя к разрушению нравственных ценностей и распаду общества?

Можете ли Вы указать причины, по которым сосватанные браки, обычные среди мусульман, часто оказываются прочнее, чем браки, заключенные по любви?

Брачные узы

И тогда промолвил Альмитра: а как же

Брачные узы, учитель?

Вместе вы от рожденья, и вместе

Вместе, покуда смерти белые крылья

Не разметут дни вашей жизни.

Да, вместе пребудете и в бессловесной

Но пусть между вами будет пространство,

И пусть между вами танцуют

Любите, но так, чтобы пленом не стала любовь.

goodcharacter.ru

Права и обязанности супругов в мусульманской семье

Вышел новый номер

Окс оставил(а) комментарий к записи Отказ от прививок: если вы приняли решение

  • Геннадий Камышанов

Семейная жизнь не всегда протекает гладко. Различия во взглядах, материальные проблемы, отношения с родственниками и многие другие обстоятельства являются для семьи настоящим испытанием на прочность. Верующий понимает, что семейное счастье является Божьим даром и достигается благодаря праведным поступкам и богобоязненности. Поэтому он заботится о сохранении семьи даже тогда, когда в отношениях между супругами начинаются трения, надеясь на то, что его терпение и благочестие будут вознаграждены.

Обязанности мужа перед женой

В мусульманских обществах муж считается главой семьи, а жена — его полноправной партнёршей и соратницей. Главенство мужчины Коран называет попечительством: «Мужчины — попечители женщин» (сура 4 «Женщины», аят 14). Преимущество мужчины определяется тем, что он наделён физическими и ментальными качествами, необходимыми для эффективной общественной деятельности и обеспечения семьи всем необходимым. Попечительство мужа подразумевает всестороннюю заботу обо всех членах семьи и материальное обеспечение их в соответствии с его возможностями и принятыми обычаями. Это не означает права на тиранию и самоуправство, а лишь увеличивает ответственность мужчины за сохранение и укрепление брака. Коран гласит: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (сура 2 «Корова», аят 128).

Обязанности мужей перед жёнами можно разделить на материальные и духовные.

Одной из первостепенных материальных обязанностей является преподнесение жене брачного дара (махр). Иногда махр путают с калымом — выкупом за невесту, распространённым среди некоторых народов Востока. В действительности же махр — это подарок, который получает невеста от мужа по случаю их женитьбы. Это могут быть наличные деньги, украшения, недвижимость, домашняя утварь, одежда и т. п. Желательно, чтобы размеры махра соответствовали возможностям жениха, потому что Пророк Мухаммад сказал: «Лучшим махром является тот, который не обременителен».

После бракосочетания все расходы, связанные с обеспечением жены продуктами питания, одеждой, жильём, медицинскими и прочими услугами ложатся на мужа, потому что в мусульманской семье женщина проводит большую часть своего времени дома, занимаясь хозяйственными делами и воспитанием детей. Сообщается, что один из сподвижников спросил Пророка: «Каковы наши обязанности перед жёнами?» Он ответил: «Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. Ты не имеешь права бить их по лицу и оскорблять, и если ты отказываешься разделять с ними ложе, то не должен покидать дома».

Муж должен трудиться и делать все возможное для того, чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. В хадисе говорится: «С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении». Тем не менее, земной удел распределяется между людьми в соответствии с мудростью Аллаха, и материальные возможности людей неодинаковые. Поэтому Коран гласит: «Поселяйте их там, где вы живёте сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их» (сура 65 «Развод», аят 1).

Если муж скупится выполнять свои материальные обязательства перед женой, то ей разрешается расходовать его деньги на нужды первой необходимости без его разрешения. Однажды Хинд бинт Утба пришла к Пророку Мухаммаду и пожаловалась на своего мужа: «Абу Суфьян — человек жадный. Он не обеспечивает меня и моих детей надлежащим образом, и мне приходится брать у него деньги без его ведома». Он сказал: «Бери из его имущества то, что необходимо тебе и твоим детям, в пределах разумного».

Под духовными обязанностями мужа понимается справедливое и снисходительное отношение к жене, создание условий для того, чтобы она усердствовала в поклонении Аллаху, углубляла свои познания в области религиозных и светских наук. Муж не должен препятствовать посещению женой мечети и собраний верующих женщин, если ничто не угрожает её безопасности. Если ему что-либо не нравится в поведении или нраве жены, он должен использовать любые возможности для того, чтобы наставить её на прямой путь и отдалить от греха. Однако он не должен доставлять ей страдания, посягать на её права, наносить ей оскорбления или побои. Пророк Мухаммад говорил: «Не побивайте рабынь Аллаха». Если же мусульманин имеет нескольких жён, то он обязан одинаково хорошо относиться к каждой из них.

Обязанности жены перед мужем

Согласно исламской традиции, после заключения брака жена поселяется в доме своего мужа и с этих пор она обязана повиноваться ему и воздерживаться от всего, что ему не нравится. Ослушаться мужа можно только в том случае, если он велит совершить грех и богопротивный поступок.

Ислам ставит повиновение мужу в один ряд с повиновением Аллаху и выполнением обязательных религиозных обрядов. В одном из хадисов говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: «Войди в рай через любые врата, которые пожелаешь»». А тех жён, которые непокорны и неблагодарны своим мужьям, ислам предостерегает от наказания и гнева Аллаха. Однажды Пророк спросил у женщины: «Имеешь ли ты мужа?» Та ответила: «Да». Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: «Он злится только, если я не умею делать что-либо». Тогда Пророк сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он — твой Ад и Рай».

Добропорядочная жена-мусульманка являет собой образец благонравия и покорности мужу. Она избегает любых поступков, вредящих общественным интересам мужа или его репутации, бережливо относится к его имуществу, не раскрывает другим его секретов. Коран гласит: «Праведные женщины покорны и в отсутствие [мужей] хранят [то, что положено хранить]» (сура 4 «Женщины», аят 14).

Особое внимание ислам уделяет поведению жены в присутствии супруга. Благовоспитанной жене не подобает дерзить мужу, хмуриться при виде его, встречать его в неопрятном виде. Когда Пророка спросили, какая жена считается наилучшей, он сказал: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на неё, которая повинуется ему, когда он повелевает ей, и которая не поступает и не расходует свое имущество так, как ему не нравится».

В другом хадисе говорится: «Ваши жёны будут одними из обитателей рая, если они являются любящими, много рожают и ухаживают за своими мужьями. А если такая жена увидит мужа сердитым, то положит свою руку на его руку и скажет: «Я не сомкну глаз, пока ты не будешь доволен»».

К обязанностям жён также относится ведение домашнего хозяйства. Согласно исламу, рождение и воспитание детей, уход за мужем и ведение хозяйства составляют основу социальной деятельности женщины. В соответствии с существующими обычаями мусульманка может выходить из дома без разрешения мужа, чтобы проведать родителей и поухаживать за ними. С разрешения супруга она может работать при условии, что тем самым она не наносит вреда интересам семьи и общества. Посещение женщиной мечетей и образовательных учреждений также считается дозволенным.

www.domrebenok.ru

Еще по теме:

  • Гост р 630-2003 оформление приказов Тема № 25 Требования гост р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документации”. Область применения стандарта. Требования к оформлению реквизитов. ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. […]
  • Закон от 17 декабря 2001 г 173-фз Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Изменения и поправки Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об […]
  • Приказы о прививках в рб Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н"Об утверждении […]
  • Приказ мвд россии 278 Приказ МВД РФ от 20 марта 2007 г. N 278 "О повышении должностных окладов работников отдельных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России" (утратил силу) Приказ МВД РФ от 20 марта 2007 г. N 278"О повышении должностных окладов работников отдельных подразделений органов внутренних дел и […]
  • Вернуть налоги за оплату обучения Примеры расчета вычета В данном разделе мы приведем примеры расчета социального налогового вычета на обучение в разных ситуациях. Пример 1: Собственное обучение Условия получения вычета: В 2017 году Сидоров С.С. оплатил свое заочное обучение в ВУЗе в размере 80 тыс. руб. Доходы и уплаченный подоходный налог: В 2017 […]
  • Образец претензии на некачественную дверь Претензия за некачественную мебель, изготовленную на заказ Добрый день! Вопрос про предъявление претензии магазину по качеству мебели. Мною и менеджером по продажам мебельной фабрики был составлен проект кухонной мебели по моим размерам. После чего менеджером была составлена накладная на заказанную мной мебель она […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.