Приказ мвд рф 140 от 2006

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной конвоя. Говоря иначе, конвоирование — это сопровождение специально назначаемыми нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Основными задачами конвойной службы являются:

– обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима изоляции;

– предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, самоубийству, членовредительству, нападению на других охраняемых и конвой;

– задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами, а также пресечение противоправных действий с их стороны.

Конвой может быть обыкновенным и усиленным. Состав, вид, численность и вооружение конвоя, а также порядок конвоирования определяет командир подразделения охраны и конвоирования (начальник ИВС, ОВД).

В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться сотрудник полиции со служебной собакой.

Конвоирование заключенных под стражу лиц может осуществляется следующими способами:

– в специально оборудованных автомобилях;

– в специальных вагонах пассажирских поездов;

– в легковых и грузовых автомобилях;

– на речных и морских судах;

– на самолетах и вертолетах;

– на гужевом транспорте;

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Следует отметить, что конвоированию не подлежат:

— лица с неправильно оформленными документами или без документов;

— больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

— беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

— не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

— бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Начальник места содержания под стражей (ИВС, следственного изолятора), начальник органа внутренних дел до отправки подозреваемых и обвиняемых организует подготовку на каждого из них необходимых документов.

Конвой, получив приказ на выполнение задачи, по указанию начальника (старшего) конвоя осуществляет проверку инженерно-технического оборудования и средств связи специальных автомобилей, тщательный осмотр их кузовов, принимает меры к удалению из них легко воспламеняющихся веществ, а также предметов, которые могут быть использованы для побега или нападения подозреваемыми и обвиняемыми, и следует к месту их приема, где начальник (старший) конвоя:

— предъявляет дежурному органа-отправителя предписание на право приема и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

— осматривает помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убирает предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения;

— получает подготовленные документы и проверяет правильность их оформления;

— производит расчет и расстановку состава конвоя для проведения личного обыска подозреваемых и обвиняемых, досмотра их вещей и принимает конвоируемых;

— определяет порядок размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам специального автомобиля, информирует конвоиров о подозреваемых и обвиняемых, за которыми требуется усиленный надзор, и сообщает конвоируемым, что они перешли в подчинение конвоя;

— определяет порядок охраны подозреваемых и обвиняемых во время посадки в специальные автомобили.

После постановки задачи конвою на прием подозреваемых и обвиняемых начальник (старший) конвоя получает у оперативного дежурного территориального органа МВД России, дежурного ИВС или следственного изолятора документы, являющиеся основанием для приема конвоируемых, и проверяет правильность их оформления. Все документы на конвоируемых скрепляются печатью органа-отправителя. Вскрывать личные дела и документы на конвоируемых запрещается.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования начинается с опроса претензий и проверки личности каждого. Конвоир перед началом личного обыска и досмотра его вещей предлагает подозреваемому или обвиняемому сдать все, что запрещено к хранению. Личный обыск подозреваемых и обвиняемых производится по одному.

В случае сомнения в личности подозреваемого и обвиняемого начальник (старший) конвоя обращается за соответствующими разъяснениями к оперативному дежурному ОВД либо к дежурному ИВС, следственного изолятора, начальнику планового караула и в дальнейшем действует согласно полученным разъяснениям. Лица, заявившие о болезни, осматриваются врачом (фельдшером). О результатах осмотра делаются соответствующие записи в справках по личным делам подозреваемых и обвиняемых.

По прибытии в изолятор временного содержания (следственный изолятор) начальник (старший) конвоя записывает доставленных подозреваемых и обвиняемых в путевой журнал, сообщает об их количестве и категориях дежурному органа-получателя, передает ему личные дела и другие документы на подозреваемых и обвиняемых, принадлежащие им деньги и изъятые предметы.

Заключение

Заключение под стражу — это наиболее строгая мера пресечения, и поэтому её применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия её применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Значение применения предварительного заключения под стражу определяется, прежде всего, тем, что оно является наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения их целей. По общему правилу арест возможен по делам, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Только в исключительных случаях лицо подвергается заключению под стражу, если наказание ему грозит менее суровое — до года лишения свободы включительно, исправительные работы, штраф и др. По делам о тяжких преступлениях, указанных в ч.2. ст.96 УПК (в их число входят и государственные преступления), заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Лицо, подвергнувшееся аресту имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей. Постановление судьи об освобождении лица из под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению. Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишённого свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором (ст. 11 УПК).

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон РФ №103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 15.04.2006 г.)

2. Постановление Правительства РФ №726 от 2.10.2002 г. «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста». // СЗ РФ. 2001 г. №40

3. Постановление Правительства от 15 октября 2003 г. № 627 « Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (в ред. от 01.02.2005 г.)

4. Приказ МВД России № 140 дсп от 7 марта 2006 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

5. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005г. №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

2. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста»

3. Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

[1] См.: СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 2007. № 31. Ст. 4011.

[2] См.: приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых».

[3] См.: ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

[4] См.: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.

studopedia.org

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2010 г. N КАС10-334 Об отказе в признании недействующими абз. 2 п. 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, пп. 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел РФ, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2010 г. N КАС10-334

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Меркулова В.П., Лаврова Н.Г.

при секретаре Кулик Ю.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юрицына А.Д. о признании недействующими абз. 2 п. 97 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп, пп. 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп, частично Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённого приказом МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 640, по кассационной жалобе Юрицына А.Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2010 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ Марьяна Г.В. и Новосильцева О.С., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (далее — Наставление по служебной деятельности ИБС).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2006 г., регистрационный номер 7608.

Согласно абз. 2 п. 97 Наставления по служебной деятельности ИВС в органах внутренних дел, где нет штатных дежурных (помощников дежурных) ИВС, их обязанности выполняют дежурные по ОВД.

Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп утверждено Наставление по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации (далее Наставление по организации деятельности дежурных частей).

Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2002 г., регистрационный номер 3425.

Пункт 18 Наставления по организации деятельности дежурных частей определяет обязанности старшего заступающего смены совместно со старшим передающим смены в органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых и нет штатных дежурных по ИВС.

Согласно п. 65 Наставления по организации деятельности дежурных частей в органах внутренних дел, где нет штатных дежурных ИВС и в отсутствие в помещении ИВС начальника ИВС, оперативный дежурный в установленном порядке водворяет, освобождает либо отправляет из ИВС, размещает по камерам подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Оперативный дежурный обязан согласно п. 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей проводить смену постовых, принимать решения на вывод содержащихся в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, из камер, присутствовать при их выводе из камер, открывать двери камер (при этом ключи от камер оперативный дежурный обязан постоянно хранить при себе), в случаях отсутствия штатных дежурных по ИБС и в отсутствие в помещении ИБС начальника ИБС.

Приказом МВД РФ от 9 октября 2004 г. N 640 утверждён Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2004 г., регистрационный номер 6088, опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 1 ноября 2004 г., N 44, «Российской газете» 3 ноября 2004 г, N 243.

Юрицын А.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующими абз. 2 п. 97 Наставления по служебной деятельности ИБС, пп. 18, 65, 67.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей, Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в части невключения в этот Перечень должности оперативного дежурного ОВД, где имеется ИБС и нет штатных дежурных по ИБС.

В заявлении указал на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и нарушают права сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в должности оперативного дежурного по ОВД, на оплату труда за исполнение дополнительных обязанностей по должности штатного дежурного ИБС, отсутствующей в штатном подразделении органа внутренних дел.

В Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, не включена должность «оперативный дежурный в органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых и нет штатных дежурных по ИБС», хотя в указанном Перечне есть должность «дежурный ИБС».

Считает, что выполнение оперативным дежурным ОВД обязанностей штатного дежурного по ИБС (при отсутствии в штате должности «дежурный ИВС») не является перемещением, как это предусмотрено ст. 16 Положения о службе в ОВД, а является дополнительной работой по другой должности, периоды выполнения которой и оплата должны устанавливаться работодателем с письменного согласия работника.

В заявлении указал, что согласно п. 93.1 Положения о денежном довольствии сотрудников ОВД, утверждённого приказом МВД РФ от 14 декабря 2009 г. N 960, оперативный дежурный горрайотделов внутренних дел при выполнении им обязанностей дежурного по ИВС получает надбавку за особые условия труда в том же размере как штатный сотрудник ИВС в случае исполнения им обязанностей дежурного по ИВС.

По мнению заявителя, оспоренные положения нормативных правовых актов определяют конкретные обязанности дежурного по ОВД и не регулируют порядок совместительства и оплаты дополнительной работы, чем нарушают право оперативного дежурного по ОВД в случае исполнения им обязанностей дежурного по ИВС на оплату труда за исполнение дополнительных обязанностей по должности дежурного по ИВС.

Заявитель считает, что должность оперативного дежурного в ОВД, где имеется изолятор временного содержания и нет штатных дежурных по ИВС, должна быть включена в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено приведённое выше решение .

В кассационной жалобе Юрицын А.Д. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований. В жалобе указал на то, что решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального права и не основано на фактических обстоятельствах дела.

Суд не исследовал то обстоятельство, что в ОВД, где в штатных расписаниях отсутствует должность дежурных ИВС и имеется изолятор временного содержания, выполнение их обязанностей в полном объёме возложено на оперативных дежурных по ОВД.

В кассационной жалобе ссылается также на то, что денежное вознаграждение за выполнение дополнительно возложенных служебных обязанностей (дежурного по ИВС) ведомственным законодательством не предусмотрено, что, по утверждению заявителя, не соответствует Конституции Российской Федерации, Трудовому кодексу Российской Федерации и нормам международного права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Условия, нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными, установленными законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами.

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, — с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации ( абз. сорок пятый подп. «г» п. 3 ).

Во исполнение данного постановления Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 9 октября 2004 г. N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, которым предусмотрена должность дежурного изолятора временного содержания ( п. 8 ).

Таким образом, из приведённых норм следует, что право на льготное исчисление выслуги лет из расчёта один месяц службы за полтора месяца предоставляется только сотрудникам, замещающим должности в изоляторах временного содержания (в частности, дежурным изолятора временного содержания) подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых согласно Перечню , и не может быть распространено на сотрудников иных подразделений, в данном случае на сотрудников ОВД.

Вывод суда о том, что оперативный дежурный по ОВД не проходит службу в изоляторах временного содержания и не осуществляет непосредственно функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем на него не распространяется право на льготное исчисление выслуги лет по должности, предусмотренной Перечнем (дежурный изолятора временного содержания), является правильным.

Оспариваемые заявителем предписания Наставлений устанавливают обязанности дежурного по ОВД в органах внутренних дел, где нет штатных дежурных (помощников дежурных ИВС) и определяют организацию работы дежурной смены, обязанности дежурной смены (оперативного дежурного) по контролю за содержанием, охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть выполнение обязанностей дежурного по ИВС только в определённых случаях и пределах.

Как пояснили представители МВД РФ в кассационной инстанции, оперативный дежурный осуществляет общее руководство и контроль за всеми службами и не выполняет непосредственно функции дежурного ИВС.

Довод заявителя о том, что должность оперативного дежурного по ОВД, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых и нет штатных дежурных по ИВС, необоснованно не включена в Перечень должностей, не основан на нормах действующего законодательства и не может служить поводом к отмене решения суда.

Статьи 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, закрепляют правила привлечения работника наряду с работой, определённой трудовым договором, к выполнению дополнительной по другой или такой же профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) и порядок её оплаты. Правовое положение сотрудников органов внутренних дел определяется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими службу в органах внутренних дел.

Вывод суда о том, что выполнение дежурным по ОВД обязанностей дежурного по ИВС (при отсутствии в ИВС штатных должностей дежурных) данными нормами трудового законодательства не регулируется, обоснован.

Не противоречат оспариваемые положения и ст. 16 , 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённым приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. N 960, оперативным дежурным горрайорганов внутренних дел при выполнении ими обязанностей дежурного по ИВС (при отсутствии в ИВС штатных должностей дежурных) производится выплата надбавки за особые условия службы ( п. 93.1 ), однако выплачиваемые оперативным дежурным ОВД и дежурным ИВС надбавки за особые условия труда носят различный характер.

Таким образом, доводы заявителя о нарушении прав оперативного дежурного по ОВД на оплату труда несостоятельны.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов приняты компетентным федеральным органом исполнительной власти, не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя.

Данные нормативные правовые акты определяют особенности исчисления и назначения пенсий на льготных условиях сотрудникам изоляторов временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и их действие не распространяется на других работников внутренних дел, в данном случае на оперативных дежурных ОВД.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных в решении суда.

Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 360 , 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Юрицына А.Д. — без удовлетворения.

www.garant.ru

Еще по теме:

  • Приказ 72н от 16072010 Приказ Минфина РФ от 16 июля 2010 г. N 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил […]
  • Налог на лС 2014 Ставки транспортного налога с 1 января 2014 года Ставки по транспортному налогу изменились с 1 ян-варя 2014 года в соответствии с поправками, внесенными в краевой Закон « О транспортном налоге». Как пояснил заместитель начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя А. […]
  • Какие суммы не облагаются подоходным налогом рб Рассылка новостей журнала «Заработная плата» Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц. Подписка на журнал № […]
  • Закона о зубопротезирование Льготное зубопротезирование Вниманию жителей п.Солнечный и п.Барсово БУ «Сургутская городская стоматологическая поликлиника №2» сообщает: Предоставление государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов» […]
  • С какого года вышел закон материнский капитал Все о материнском капитале Содержание статьи О материнском (семейном) капитале в нашей стране услышали не так давно, всего каких-то 7 лет назад. За это время вокруг материнского капитала было много споров и слухов, у него появились как сторонники, так и противники. В этой статье мы постараемся ответить на наиболее […]
  • Приказ 252 дсп фсин Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп (Выписка) "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 31, 31.07.2006 ПРИКАЗ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.