Штрафы пени на какой счет

Бухгалтерский учет штрафов и пеней по налогам и страховым взносам

Близится к концу очередной финансовый год. В ближайшем будущем бухгалтеру предстоит заняться подготовкой итоговой финансовой отчетности. В связи с этим важно убедиться, что все факты хозяйственной жизни, в том числе суммы фискальных пеней и штрафов, правильно отражены на счетах учета.

Порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней и штрафов по налогам и сборам и иным аналогичным платежам не урегулирован нормативными правовыми актами. Тем не менее это не означает, что бухгалтер вправе произвольно выбирать корреспонденцию счетов и строку для отражения таких расходов в отчете о финансовых результатах. Однако в данный момент на практике зачастую происходит именно так – одни списывают такие суммы в состав прочих расходов и включают их в показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» отчета о финансовых результатах (далее – ОФР), другие отражают их в составе строки «Прочее» после показателей налогообложения прибыли, не учитывая их в сумме прибыли (убытка) до налогообложения. К тому же иногда высказывается мнение, что начисление указанных сумм может производиться за счет уменьшения нераспределенной прибыли (дебет счета 84) и не включаться в ОФР.

Чтобы исключить такую практику, специалистами Фонда «НРБУ «БМЦ» была подготовлена и 11 сентября 2015 года принята Рекомендация Р-64/2015 «Фискальные санкции»[1]. Какую корреспонденцию счетов следует использовать? В какой момент возникает обязанность признания расходов? В составе показателя каких строк ОФР они отражаются?

Сфера применения Рекомендации Р-64/2015.

В целях применения Рекомендации Р-64/2015 под фискальными санкциями понимаются штрафы и пени по налогам, а также другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату штрафов и подобных платежей.

Исходя из этого определения может сложиться впечатление, что высказанная специалистами БМЦ позиция распространяется на фискальные санкции, связанные только с налогами, и не касается санкций по страховым взносам, ведь они уплачиваются не в бюджет (как сказано в определении), а во внебюджетные фонды. Однако это не так. Положения Рекомендации Р-64/2015 применимы и в отношении пеней и штрафов по страховым взносам, о чем свидетельствует формулировка абз. 6 разд. «Основа для выводов» данного документа.

Порядок отражения санкций в бухгалтерском учете определяется двумя обстоятельствами. Первое – согласна организация с наложением на нее фискальной санкции или нет. Второе – вид налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет), в отношении которого на организацию наложена санкция.

Организация не намерена оспаривать наложенную государством санкцию.

В таком случае момент признания санкции в расходах должен определяться тем из указанных двух событий, которое наступило раньше:

  • у организации возникла обязанность по уплате соответствующей суммы (организации известно о необходимости уплаты определенной суммы);
  • Санкция начислена в отношении налога на прибыль, ЕНВД, единого «упрощенного» налога.

    Перечисленные и подобные им налоги (на прибыль и доходы) представляют собой самостоятельную группу показателей ОФР, не включаемых в прибыль до налогообложения (не оказывающих влияния на величину прибыли до налогообложения). Санкции, связанные с таким налогом логично включать в эту же группу показателей. Учет этих санкций в расходах, формирующих прибыль до налогообложения, нарушит общую логику построения ОФР и приведет к необходимости отражения дополнительных (искусственных) постоянных разниц. Кроме того, отражение фискальных санкций, связанных с налогообложением прибыли (доходов), после показателя прибыли до налогообложения напрямую вытекает из описания счета 99 «Прибыли и убытки» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета организаций[2].

    Таким образом, суммы фискальных санкций в отношении указанных налогов отражаются по дебету счета 99 независимо от того, за какой период (текущий или прошлые годы) они начислены. В отчете о финансовых результатах санкции в совокупности с суммами этих налогов отражаются ниже строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».

    Организации начислили пени в связи с несвоевременным перечислением в бюджет налога на прибыль.

    Оспаривать их организация не планирует.

    Пени отражаются проводкой: Дебет 99 Кредит 68.

    Санкция связана с НДС

    Суммы фискальных санкций признаются прочими расходами (списываются в дебет счета 91) независимо от того, за какой период они начислены. Соответственно, суммы таких санкций будут учитываться при определении величины показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» ОФР.

    По результатам камеральной проверки декларации за II квартал 2015 года организации доначислили НДС, пени и штраф в связи с неправомерным применением налоговых вычетов (несколько счетов-фактур оформлены с нарушениями).

    Оспаривать решение инспекции организация не планирует.

    Пени и штраф отражаются проводкой: Дебет 91 Кредит 68.

    Санкция начислена в отношении НДФЛ

    НДФЛ схож с НДС в том, что оба налога не признаются в прибыли (убытке) организации, то есть не оказывают влияния на величину прибыли (убытка). Начисляемый организацией НДС компенсируется ей покупателями товаров, работ, услуг, а начисляемый НДФЛ удерживается с работников. Поэтому санкции, связанные с НДФЛ, тоже отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов.

    Организации начислен штраф на основании ст. 123 НК РФ за несвое­временное перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов работников.

    Оспаривать правомерность наложения штрафа по налогам и его размер организация не планирует.

    Начисление штрафа отражается проводкой: Дебет 91 Кредит 68.

    Санкция связана со страховыми взносами.

    Если основной фискальный платеж связан с оплатой труда работников (например, страховой взнос в какой-либо социальный фонд), то относящиеся к нему пени и штрафы следует включать в соответствующую статью расходов на оплату труда. Этот порядок применяется в случае, когда санкция признана:

  • до окончания года, в котором произошло событие, являющееся основанием для ее наложения;
  • после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчетной даты.
  • Если фискальная санкция признана после указанного времени, она отражается как расход, не относящийся к обычной деятельности организации, то есть в составе прочих расходов.

    В соответствии с п. 3 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»[3] событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Следовательно, если пени и штрафы признаны после окончания отчетного года, в котором совершено правонарушение в отношении страховых взносов, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, то санкция относится на ту же статью ОФР за отчетный год, на которую отнесены начисленные организацией страховые взносы.

    Полагаем, у бухгалтера не возникнет проблем с отражением в качестве прочих расходов (по дебету счета 91) сумм пени и штрафов, взыскиваемых за допущенные в прошлые годы нарушения. Тем не менее рассмотрим еще один пример.

    В октябре 2015 года решением регионального отделения ФСС по результатам выездной проверки организации-страхователю доначислены страховые взносы за 2013 – 2014 годы, а также начислены соответствующие пени по страховым взносам и штраф.

    База по страховым взносам была занижена в 2013 – 2014 годах. Фискальные санкции начислены после истечения периода событий после отчетной даты (после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за указанные годы). При таких обстоятельствах суммы пеней и штрафов бухгалтер отразит в составе прочих расходов 2015 года по дебету счета 91. Соответственно, в ОФР суммы санкций будут учтены при определении показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» (отражаются выше данной строки).

    В отношении рекомендации включать начисленные санкции в соответствующую статью расходов на оплату труда могут возникнуть вопросы. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим еще одну ситуацию.

    В октябре 2015 года по результатам камеральной проверки управление ПФР пришло к выводу, что организация нарушила срок представления расчета по страховым взносам за полугодие, в связи с чем было принято решение о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа на основании ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ[4].

    Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.

    Нарушение допущено в 2015 году и в этом же году на организацию наложена фискальная санкция. В связи с этим санкция должна включаться в соответствующую статью расходов на оплату труда и относиться на ту же статью ОФР за отчетный год, на которую отнесены начисленные организацией страховые взносы.

    Продолжим условия примера. Организация осуществляет один вид деятельности – сдача недвижимости в аренду и для учета расходов использует счет 44 «Расходы на продажу». Сумма штрафа отражается по дебету счета 44 и, соответственно, формирует показатель строки «Коммерческие расходы» ОФР.

    Как быть, если организация занимается производственной деятельностью, например, выполняет работы по договорам подряда, в связи с чем для отражения затрат (в том числе по оплате труда и страховым взносам) используется несколько счетов учета (20, 23, 25, 26 и т. д.)?

    Напомним, что и в ОФР имеется несколько статей, в составе показателей которых могут отражаться страховые взносы. В частности, такими статьями являются:

  • «Себестоимость продаж»;
  • «Коммерческие расходы»;
  • «Управленческие расходы»;
  • «Прочие расходы».
  • В показатель каждой из этих строк могут попасть суммы страховых взносов. Между тем это не означает, что штрафы и пени по страховым взносам необходимо делить между названными статьями ОФР и, соответственно, отражать на всех затратных счетах бухгалтерского учета (20, 23, 25, 26, 29, 44). Дело здесь не только в том, что распределение санкций нерационально, но еще и в следующем. Сам фискальный платеж (в данном случае страховые взносы) может включаться в стоимость какого-либо актива (в том числе незавершенного производства при признании затрат на производство). Включение связанной с таким платежом санкции тоже в стоимость актива привело бы к необоснованному завышению стоимости актива, поскольку санкция ни в каком случае не может считаться затратой, необходимой для создания или приобретения актива. Следовательно, такая санкция должна признаваться расходом. И при отсутствии среди расходов статьи, с которой эта санкция связана, такой расход естественно квалифицировать как не относящийся к обычной деятельности организации (прочий расход).

    Воспользуемся условиями примера 5 с той разницей, что организация осуществляет несколько видов деятельности (выполняет работы по договорам подряда, оказывает различные услуги), а также ведет строительство недвижимости для собственных нужд и, соответственно, отражает затраты на счетах 08, 20, 23, 25, 26. При этом общехозяйственные расходы распределяются (списываются в дебет счетов 20 и 23), то есть организация не применяет метод «директ-костинг» и напрямую не списывает общехозяйственные расходы в дебет счета 90 «Продажи».

    В данном случае начисленные суммы оплаты труда и страховых взносов включаются в стоимость активов (будущего объекта основных средств и незавершенного производства), следовательно, сумма санкции признается в составе прочих расходов (дебет счета 91).

    Санкция начислена в отношении транспортного и земельного налогов, налога на имущество организаций.

    Суммы перечисленных налогов учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. В этом их сходство со страховыми взносами. Поэтому санкции, связанные с названными налогами, отражаются в порядке, аналогичном описанному для штрафов и пеней по страховым взносам.

    Организация планирует оспаривать наложенную государством санкцию.

    Несогласие с наложением пени и штрафа по налогам и намерение добиться отмены соответствующего решения налогового органа или внебюджетного фонда не означает, что бухгалтеру не нужно предпринимать никаких действий до разрешения спорной ситуации в досудебном и (или) судебном порядке. Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, такая санкция признается исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»[5]. Иными словами, организация должна оценить, возникает ли у нее обязанность признания оценочного обязательства.

    Напомним, в силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если:

  • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций);
  • величина оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций) может быть обоснованно оценена.
  • При этом важно помнить о двух правилах. Во-первых, обязанность признания оценочного обязательства (по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов») не зависит от того, является сумма предстоящих расходов (сумм начисленных контролерами пеней и штрафов) существенной или нет. Подход такой: если условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010, выполняются, оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете. Во-вторых, оценивать наличие условий признания оценочного обязательства необходимо на каждую отчетную дату (п. 6 ПБУ 8/2010).

    По результатам проверки организации начислили недоимку, пени и штраф по НДФЛ. Общая сумма доначислений равна 300 000 руб.

    Руководство решило оспаривать начисления путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, а если понадобится, то и в судебном порядке. Шансы на успех были оценены как высокие (70%).

    Поскольку вероятность отмены решения налогового органа была оценена организацией в 70%, вероятность возникновения расходов на уплату доначисленных инспекторами сумм равна 30%. Это означает, что одно из указанных в п. 5 ПБУ 8/2010 условий не выполняется: нельзя утверждать, что расходы (уменьшение экономических выгод) более вероятны, чем нет (п. 7 ПБУ 8/2010). Следовательно, нет оснований признавать оценочное обязательство.

    Продолжим условия примера. Вышестоящий налоговый орган частично отменил решение инспекции (в части начисления недоимки), в результате чего сумма доначислений снизилась до 100 000 руб. (пени и штраф).

    Организация обратилась в суд. Шансы на успех были оценены в 40%.

    Условия признания оценочного обязательства выполняются – вероятность возникновения расходов составляет больше 50%, размер обязательства может быть обоснованно оценен (100 000 руб.). При таких обстоятельствах организация обязана начислить оценочное обязательство (Дебет 91 Кредит 96 – 100 000 руб.).

    Продолжим условия примера. Суд первой инстанции отказал организации в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная инстанция согласилась с мнением нижестоящего суда. Обращаться в кассационную инстанцию организация не стала.

    На дату вступления в силу постановления апелляции у организации возникает задолженность перед бюджетом, которая в данном случае отражается проводкой: Дебет 96 Кредит 68 – 100 000 руб.

    Рассмотренный пример показывает, что признавая оценочное обязательство, бухгалтер заблаговременно доводит до пользователей отчетности сведения о том, что организации в будущем, вероятно, придется произвести соответствующие расходы.

    Подведем итог.

    На сегодняшний день порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам и сборам и иным аналогичным платежам, не урегулирован нормативными правовыми актами. Это означает, что организация должна разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике.

    Это утверждение следует из формулировки п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[6]. Напомним, согласно этой норме при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

    Также напомним, что в силу ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Рекомендация Р-64/2015 (как и другие рекомендации БМЦ) не является нормативным документом и применяется на добровольной основе. Вместе с тем высказанная в рекомендации позиция представляет собой формализованное профессиональное суждение членов фонда, основанное на экспертной оценке практики применения бухгалтерского законодательства, международных стандартов финансовой отчетности и профессиональном опыте членов фонда. Иными словами, изложенная в документе позиция полностью соответствует положениям п. 7 ПБУ 1/2008, что позволяет закрепить в учетной политике организации сформулированные в Рекомендации Р-64/2015 правила отражения сумм фискальных санкций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

    Кратко точка зрения авторитетных методологов может быть представлена следующим образом.

    В случае, когда организация согласна с наложенными фискальными санкциями, расход в виде суммы санкции признается немедленно в наиболее ранний из двух моментов:

    • сумма санкции списана со счета организации в безакцептном порядке.
    • В зависимости от вида фискального платежа, а также времени признания (не забываем про период событий после отчетной даты) фискальные санкции (за исключением санкций, связанных с налогообложением прибыли (доходов) организации) учитываются либо в составе расходов от обычных видов деятельности, либо как прочий расход. Причем если налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет не признается в прибыли (убытке), в том числе включается в стоимость какого-либо актива или компенсируется другой стороной (например, НДС), то связанная с ним фискальная санкция в любом случае (то есть независимо от времени признания) включается в состав прочих расходов.

      Санкции, начисленные в отношении налога на прибыль, единого «упрощенного» налога, ЕНВД, не включаются в прибыль (убыток) до налогообложения и отражаются обособленно, как и суммы самих налогов, формируя чистую прибыль (убыток) организации за период.

      Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, вопрос об обязанности признания расхода (начисления оценочного обязательства) решается с учетом требований ПБУ 8/2010.

      [1] Документ доступен для ознакомления на странице фонда http://bmcenter.ru/Files/R-Nalogovie_sankcii.

      [2] Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

      [3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н.

      [4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      [5] Утверждено Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

      [6] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

      И. И. Тимонина
      эксперт журнала
      «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.

      www.audar-press.ru

      Учет штрафов и пеней в бухгалтерском и налоговом учете

      «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Это крылатое выражение знакомо многим. К сожалению, ведение хозяйственной деятельности в современных условиях зачастую не обходится без нарушений законодательства или условий договора с контрагентом. Своего рода расплатой за совершенные ошибки являются штрафные санкции и пени. О том, как отражается в учете эта «напасть» мы и расскажем в нашей статье.

      Обычно первое, что приходит на ум бухгалтера при употреблении слов «штраф» и «пеня» — это преступление «буквы Закона» в области налогового права. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в первой части Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) специальный Раздел VI посвящен именно описанию налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
      Некоторые штрафы, что называется, «на слуху» всегда. Например, многим известен штраф, установленный ст. 118 НК РФ, за нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) банковских счетов – 5 000 рублей. Ну и практически ни один акт налоговой проверки не обходится без ссылок на ст.ст. 122, 123 НК РФ, которые за неуплату (неполную уплату) сумм налога и за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налогов наказывают наложением штрафа в размере 20 процентов этих сумм.
      Пеней же карается несвоевременность в уплате налогов, то есть пополнение казны в более поздние сроки по сравнению с законодательно установленными. Об этом сказано в ст. 75 НК РФ.
      Увы, «наказание» за налоговые правонарушения никак не влияет на налогообложение прибыли. Ведь п. 2 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, процитируем: «в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций».
      Таким образом, наложенные налоговиками штрафы и начисленные за несвоевременную уплату налогов пени не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
      В бухгалтерском учете расчеты по уплате налогов, пени и штрафов, в том числе доначисленных по актам проверок, следует отражать с применением счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
      Согласно Инструкции по применению действующего плана счетов к счету 99 «Прибыли и убытки» на нем отражаются (по кредиту) суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако пени — это способ обеспечения обязательства по уплате налога (сбора), а не налоговые санкции. Налоговое законодательство эти понятия разделяет. При этом Инструкцией к счету 99 также не предусмотрено, что на этот счет относятся суммы иных обязательных платежей. Поэтому данная норма не является достаточным основанием, чтобы относить суммы начисленных пеней на счет 99. В связи с чем возникает методологическая проблема:
      — некоторые специалисты считают, что поскольку этого не предусмотрено Инструкцией, пени по налогам не должны отражаться на счете 99, а подлежат отражению на счете 91/2 «Прочие расходы»;
      — другие специалисты придерживаются мнения, что пени по налогам и сборам все же следует отражать на счете 99. И мы с ними согласны, основываясь на следующих аргументах.
      В п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих расходов поименованы «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров», т.е. в отношении пеней уточнено, что это пени, начисленные за нарушение условий договоров. А это косвенно (доказательство от обратного) свидетельствует о том, что иные пени (в частности пени, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством) к прочим расходам не относятся. В противном случае не было бы смысла уточнять «за нарушение условий догово-ров».
      Далее, Минфин РФ в Письме «О начислении и погашении задолженности по уплате налогов (а также штрафов и пени)» № 16-00-14/354 от 24.11.03, являющемся ответом на частный вопрос, разъясняет: «Если же по условиям договора о реструктуризации в каком-то отчетном периоде организация стала иметь льготу в виде прощенной задолженности по пеням, то данная прощенная задолженность отражается по факту временной определенности по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Откуда можно предположить, что раз прощение задолженности по пеням отражается в корреспонденции со счетом 99, то и начисление пеней также должно отражаться в корреспонденции со счетом 99.
      Помимо этого, имеется ряд писем Минфина РФ, в которые указывается, что налог на игорный бизнес и ЕНВД также следует относить на счет 99, так как для этих организаций он фактически заменяет собой налог на прибыль по соответствующему виду деятельности. И такие разъяснения являются примером расширительного толкования положений Инструкции к счету 99.
      Кроме того, одним из принципов учетной политики предприятия, закрепленных в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», является «отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)». А по своей экономической сути пени мало чем отличаются от штрафов: это тоже платежи, которые должны производиться в случае нарушения налогового законодательства (помимо уплаты самой суммы налога).
      Таким образом, мы приходим к выводу, что начисленные пени и штрафы по налоговым платежам относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» и для них можно открыть специальный субсчет. Иными словами, для организации аналитического учета к счету 99 открываются, например, субсчета «Пени» и «Штрафы», где, собственно, и находят свое отражение налоговые наказания. Принимая во внимание, что аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, отражение начисленных пеней также должно производиться по видам налогов. Для чего могут быть открыты, например, такие субсчета «Пени по налогу на прибыль», «Пени по НДС», «Пени по налогу на имущество».
      Пример 1.
      Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам деятельности компании за август 2007 г., должна была быть перечислена не позднее 20.09.07. Вместе с тем, компания перечислила причитающуюся казне сумму налога лишь 11.10.07 (то есть, позже установленного законодательством срока). В этой связи у компании возникла обязанность по уплате пеней в сумме 1 300 рублей.
      В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит 68 субсчет «Пени по НДС» — 1 300 руб. — начислены пени по НДС;
      Дебет 68 субсчет «Пени по НДС» Кредит 51 – 1 300 руб. – пени перечислены в бюджет.
      Пример 2.
      За нарушение срока извещения налогового органа об открытии банковского счета организация была привлечена к ответственности по ст. 118 НК РФ в виде наложения штрафа в сумме 5 000 рублей.
      Для отражения в учете вышеуказанной санкции бухгалтером были сделаны следующие проводки:
      Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 68 субсчет «Штрафы» — 5 000 руб. — учтен штраф, предъявленный организации;
      Дебет 68 субсчет «Штрафы» Кредит 51 – 5 000 руб. – штраф уплачен в бюджет.
      Как известно, начисление пеней и применение штрафных санкций может производиться не только на основании НК РФ.
      Так, нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это, а также начисление пеней за несвоевременность перечисления во внебюджетный фонд страховых взносов регулируется Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.01 г. (а именно, ст.ст. 26 и 27 названного Закона). Ответственность сторон в системе медицинского страхования регулируется Законом РФ № 1499-1 от 28.06.91 г. (ст. 27). А обязанность уплаты пеней за задержку страховых выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.98 г. (ст. 15).
      С налоговым учетом штрафов и пеней, перечисляемых во внебюджетные фонды, также все ясно: они никак не влияют на исчисление налогооблагаемой прибыли. Это прямо установлено п. 2 ст. 270 НК РФ.
      В бухгалтерском учете для отражения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Суммы причитающихся санкций, согласно Инструкции по применению Плана счетов, отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» с использованием соответствующих субсчетов. А пени за просрочку уплаты взносов во внебюджетные фонды начисляются записью по кредиту соответствующего субсчета счета 69 в корреспонденции со счетом 99.
      Для наглядности продемонстрируем организацию аналитического учета по счету 69 на примере 3:
      Компания перечислила ЕСН в бюджет и страховые взносы во внебюджетные фонды позже сроков, установленных законодательством. За просрочку платежей были начислены пени в следующем порядке:
      – ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ – 40 руб.;
      – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 6 руб.;
      – ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет – 170 руб.;
      – пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии – 400 руб.;
      – пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 700 руб.;
      – ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС – 30 руб.;
      – ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС — 60 руб.
      Кроме того, за несвоевременность представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального(персонифицированного) учета в отделение Пенсионного Фонда РФ, компания оштрафована на сумму 4 000 руб.
      Для формирования бухгалтерских проводок по рассматриваемому примеру откроем следующие субсчета второго порядка к счету 69:
      69-1-1 — Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ;
      69-1-2 – Пени по расчетам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
      69-2-1 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
      69-2-2 – Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии;
      69-2-3 – Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
      69-2-4 – Штрафы за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании
      69-3-1 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
      69-3-2 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС.
      Для отражения в учете рассматриваемой операции бухгалтер формирует следующие записи:
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-1-1 – 40 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС;
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-1-2 – 6 руб. – начислены пени по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-1 – 170 руб. — начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-2 – 400 руб. – начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии;
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-3 – 700 руб. – начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-3-1 – 30 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
      Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-3-3 – 60 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС;
      Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит — 69-2-4 – 4 000 руб. – начислен штраф.
      Нередко хозяйствующие субъекты подпадают под административную ответственность. Так, довольно часто организации штрафуют за несоблюдение кассовой дисциплины.
      Что ж, в целях налогообложения прибыли административные санкции не учитываются. Это обусловлено п. 2 ст. 270 НК РФ.
      В бухгалтерском учете сумма наложенного на организацию административного штрафа отражается по дебету счета 99, на отдельном субсчете, например «Штрафы», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
      Пример 4.
      В ходе проверки налоговой инспекцией был установлен факт неприменения организацией ККТ при проведении наличных расчетов с населением за реализованный товар. На основании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного руководителем налогового органа, на организацию наложен штраф в сумме 30 000 руб.
      В учете операция отражена следующим образом:
      Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 76 – 30 000 руб. – отражена сумма административного штрафа;
      Дебет 76 Кредит 51 – 30 000 руб. – уплачен административный штраф.
      До сей поры мы рассмотрели отражение в учете штрафов и пеней, которые возникли в свете нарушения норм законодательных актов. Вместе с тем, обязанность организации по уплате неустоек (штрафов и пеней) может вытекать непосредственно из договорных отношений с контрагентом.
      Гражданское законодательство признает под неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 Гражданского Кодекса РФ).
      Иными словами, для того, чтобы контрагенты надлежащим образом исполняли свои обязательства по договору, в его условиях может быть предусмотрена обязанность выплатить:
      – штраф за нарушение сроков выполнения договора (например, поставки товара в рамках договора поставки);
      – неустойку за простой транспортных средств (в рамках договора перевозки груза);
      – пени за нарушение сроков оплаты и т.д.
      В налоговом учете штрафы и пени за нарушение договорных обязательств признаются внереализационными доходами или расходами. Так, при несоблюдении условий договора виновная сторона учитывает в составе внереализационных расходов суммы признанных ею штрафов и пеней на дату такого признания (п.п. 13 п.1 ст. 265 НК РФ, п.п. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). В то же время, другая сторона договора включает в состав внереализационных доходов сумму причитающихся ей штрафов и пеней на дату признания их должником (п. 3 ст. 250 НК РФ, п.п. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
      Сумма признанной организацией неустойки (штрафа, пени) в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов на дату признания этой суммы должником (п.п. 11, 14.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 33н от 06.05.99).
      Поступления же в виде неустойки (штрафа, пени), причитающейся к получению от контрагента за нарушение условий договора, признаются прочими доходами организации и принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором они им признаны (п.п. 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99).
      Для отражения в учете договорных санкций используются: счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета 91-2 «Прочие расходы», 91-1 «Прочие доходы», а также счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

      Пример 5.
      Согласно условий договора поставки за нарушение сроков поставки товара поставщик (ООО «Тито») обязан уплатить покупателю (ООО «Элиста») штраф в размере 5 000 руб. не позднее 3-х дней с даты выставления претензии. Поставщик не перечислил штраф в трехдневный срок, установленный для этих целей договором. В этой связи по условиям договора поставщик обязан уплатить покупателю пени в размере 700 рублей. Претензия предъявлена 08.10.07. Поставщик оплатил штраф и пени 22.10.07.
      В учете поставщика ООО «Тито» отражаются следующие записи:
      08.10.07
      Дебет 91-2 Кредит 76-2 – 5 000 руб. — отражена сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязательств;
      22.10.07
      Дебет 91-2 Кредит 76-2 – 700 руб. — отражена сумма пени;
      Дебет 76-2 Кредит 51 – 5 000 руб. — штраф перечислен покупателю;
      Дебет 76-2 Кредит 51 – 700 руб. — пени перечислены покупателю.
      В учете покупателя ООО «Элиста» отражаются следующие записи:
      08.10.07
      Дебет 76-2 Кредит 91-1 – 5 000 руб. – отражена сумма штрафа, подлежащая получению у поставщика.
      22.10.07
      Дебет 76-2 Кредит 91-1 – 700 руб. – отражена сумма пени за несвоевременное перечисление поставщиком штрафа;
      Дебет 51 Кредит 76-2 – 5 000 руб. – получен штраф от поставщика;
      Дебет 51 Кредит 76-2 — 700 руб. – получены пени.
      В рассмотренном выше Примере 5 мы ни словом не обмолвились о НДС с сумм неустоек (штрафов, пени). Принимая во внимание наличие разных мнений относительно необходимости начисления НДС на суммы санкций, в заключение нашей статьи мы остановимся именно на этой проблеме.
      Своего рода, «виновником» всех споров является пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Там сказано, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров.
      Анализируя данное положение, чиновники высказывают мнение, согласно которому суммы санкций, полученные от покупателя, увеличивают налоговую базу по НДС поставщика. Эта позиция нашла свое отражение, в частности, в Письмах Минфина РФ от 29.06.07 № 03-07-11/214, от 18.10.04 № 03-04-11/168, МНС РФ от 27.04.04 № 03-1-08/1087/14, УМНС РФ по г. Москве от 24.03.04 № 24-11/19862.
      Суды же придерживаются противоположной точки зрения. Так, ФАС Московского округа отклонил довод о том, что сумма неустойки (штрафа, пени), полученная предприятием вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по оплате услуг, подлежит включению в облагаемую НДС базу, потому что согласно положениям ст. 330 ГК РФ неустойка (пени, штрафы) является способом обеспечения ис-полнения обязательств, связана с нарушением условий договора об оплате, платится сверх цены товара, следовательно, компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору. Ст. 162 НК РФ не содержит положений об увеличении налоговой базы на сумму таких штрафов и пени (Постановление от 15.11.05, 10.11.05 № КА-А40/11053-05). Аналогичные выводы содержат Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.06 по делу № А05-7544/2006-34, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.06 № Ф08-4617/2006-1979А по делу № А63-11962/2005-С4, № А63-21289/2005-С4.
      Таким образом, вопрос об обложении НДС санкций, полученных поставщиком от покупателя, остается открытым.
      Что касается сумм санкций, полученных покупателем от поставщика, то по официальной позиции компетентных органов данные суммы не облагаются НДС (Письма МНС РФ от 27.04.04 № 03-1-08/1087/14, УМНС РФ по г. Москве от 15.05.03 № 24-11/26536).

      www.goldbuh.ru

      Еще по теме:

      • Официальный сайт няганского городского суда Судебный участок № 3 Няганского судебного района Постановлением исполняющего обязанности председателя Няганского городского суда Тельминова А.М. от 25.05.2018 исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка №3 Няганского судебного района Сосенко Надежды Константиновны в связи с ее временным отсутствием […]
      • Какая будет пенсия с 1 января 2018 года Новые пенсии, льготы и зарплаты. Что ждет россиян в 2018 году Первые восемь дней 2018 года страна отдыхает, празднуя новогодние и рождественские праздники. Тем не менее уже 1 января в силу вступает целый ряд новых законов, которые реально повлияют на жизнь миллионов россиян. Расскажем о самых важных и положительных […]
      • Расчет стажа для ежегодного отпуска Включается ли время нахождения в отпуске по беременности и родам в стаж при расчете компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:При определении количества дней неиспользованного отпуска, подлежащих денежной компенсации при расторжении трудового […]
      • В декретном идет стаж работы Засчитывается ли декретный отпуск как трудовой стаж? Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, декретный отпуск засчитывается как трудовой стаж или стаж прерывается? Ответы юристов (2) Добрый день! Декретный отпуск в любом случае входит в трудовой стаж, поскольку предоставляется на основании листка […]
      • Кредит под залог недвижимости анапа Кредиты под залог недвижимости в Анапе Поиск кредитов под залог недвижимости в Анапе Сравнительная таблица потребительских кредитов под залог недвижимости в Анапе Сумма от 300 000 до 30 000 000 Срок от 13 мес. до 240 мес. Возраст от 21 лет до 76 лет Не требуется Сумма от 300 000 Срок от 24 мес. до 60 […]
      • Аиф о пенсиях 2018 года Рост пенсий и цен на машины. Какие законы вступают в силу в апреле АиФ.ru рассказывает о нововведениях в законодательстве, которые вступают в силу в апреле. В апреле 2018 года вступают в силу законы и постановления, касающиеся повышения социальных пенсий и ставок утилизационного сбора, запрета на распространение […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.