Свод правил инженерные изыскания для строительства

Свод правил инженерные изыскания для строительства

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

www.minstroyrf.ru

Инженерно-экологические изыскания: вчера и сегодня

В настоящее время материалы инженерно-экологических изысканий (далее — ИЭИ) являются неотъемлемой частью исходных данных для проектирования всех объектов капитального строительства и реконструкции. Но так было не всегда. И до сих пор в некоторых случаях экспертизу успешно проходят проекты без тома технического отчета по ИЭИ. Учитывая недавно произошедшие и ожидаемые изменения нормативно-правовых документов, постараемся разобраться в истории вопроса, а также рассмотрим актуальные проблемы проведения ИЭИ и возможные пути их решения.

История вопроса

Действующий сегодня СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (далее — СП 11-102-97) является первым нормативным документом, отдельно регламентирующим правила и рекомендуемые процедуры проведения ИЭИ для строительства, обеспечивающие выполнение обязательных требований, предусмотренных СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (далее — СНиП 11-02-96).

СЛОВАРЬ

Инженерно-экологические изыскания — один из основных видов инженерных изысканий для строительства (нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений), которые выполняются для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

В настоящее время ИЭИ входят в Перечень видов инженерных изысканий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (в ред. от 12.05.2017). Также ИЭИ отнесены к основным видам изысканий в СНиП 11-02-96 и его актуализированных версиях[1].

До введения в действие СНиП 11-02-96 ИЭИ как отдельный вид изысканий не выделялись. Однако в некоторых ранее действовавших нормативах, регламентирующих проведение общих инженерных изысканий для строительства, указывалось на необходимость оценки состояния природной среды в целом или отдельных ее компонентов.

В последние два десятилетия экологическая составляющая исходных данных для проектирования упрочила свои позиции в нормативно-правовом поле.

СНиП 11-02-96 был внесен в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной[2] и добровольной[3] основах обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

01.07.2013 СНиП 11-02-96 были актуализированы введением СП 47.13330.2012, 01.07.2017 — введением СП 47.13330.2016. В настоящее время действуют оба свода правил — СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016.

СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016: плавный переход

С 01.07.2017 необходимо руководствоваться обязательными пунктами СП 47.13330.2012[4] и добровольными пунктами СП 47.13330.2016[5]. Какой-либо переходный период между этими двумя актуализированными редакциями СНиП 11-02-96 не предусмотрен, что может вызывать ряд трудностей у проектировщиков и экспертов.

ИЭИ должны иметь собственное техническое задание (либо подраздел в общем задании на изыскательские работы) и утвержденную программу.

В таблице представлены принципиальные различия между СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016.

Состав исследований элементов и параметров окружающей среды в СП 47.13330.2016, по сравнению с СП 47.13330.2012, мало конкретизирован. Возможно, это связано с ожидающейся в скором времени актуализированной версией СП 11-102-97, где все составляющие ИЭИ будут подробно описаны и регламентированы. Но пока что открытых данных о том, каким станет обновленный свод правил, нет. На сайте regulation.gov.ru его обсуждение к настоящему моменту еще не началось.

Основные виды исследований при выполнении ИЭИ

Рассмотрим основные виды работ, выполняемых в рамках ИЭИ для оценки состояния компонентов окружающей среды, на которые может оказать воздействие проектируемый объект. Для наглядности приведем основные составляющие ИЭИ в виде таблицы.

Назначение и необходимость отдельных видов работ и исследований, условия их взаимозаменяемости и сочетания с другими видами изысканий устанавливаются в программе ИЭИ в зависимости от вида строительства, характера и уровня ответственности проектируемых зданий и сооружений, особенностей природно-техногенной обстановки, степени экологической изученности территории и стадии проектно-изыскательских работ. Таблицу можно использовать как памятку при составлении программы ИЭИ.

[1] СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (далее — СП 47.13330.2012), СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (далее — СП 47.13330.2016).

[4] См. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (в ред. от 07.12.2016).

[5] См. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Приказом Росстандарта от 30.03.2015 № 365 (в ред. от 24.08.2017).

М.Г. Рыжакова, инженер-эколог

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2017.

www.profiz.ru

Институт геотехники и инженерных изысканий в строительстве

На сайте Минстроя России опубликован текст утвержденного СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

На сайте Минстроя России опубликован текст утвержденного СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (Приказ 1033/пр от 30 декабря 2016 г.). Утвержденный свод правил вступает в действие с 1 июля 2017 года.

Работа была выполнена на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) от 14 сентября 2015 года №659/пр «О внесении изменений в План разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на 2015 г. и плановый период до 2017 г., утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №470/пр». Основным исполнителем по пересмотру (актуализации) СП 47.13330.2012 являлась Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС»), соисполнителем Общество с ограниченной ответственностью «Институт геотехники и инженерных изысканий в строительстве» (ООО «ИГИИС») при участии ряда организаций.

В ходе публичного обсуждения первой редакции, которое проходило с 5 мая по 25 июля 2016 года поступило 966 замечаний и предложений от юридических и физических лиц.

Основные новеллы СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (далее — СП 47.13330.2016).

СП 47.13330.2016 устанавливает основные положения и требования к организации и порядку выполнения основных видов инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, выбора площадок (трасс) объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, включая общие требования к:

– результатам инженерных изысканий (техническому отчету).

В новой редакции СП 47.13330.2016 отсутствуют требования к инженерным изысканиям на стадии «рабочая документация», но предусматривается выполнение инженерных изысканий в два этапа для подготовки проектной документации при:

– недостаточной изученности природных и техногенных условий территории строительства;

– отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по окончательному выбору местоположения зданий и сооружений (переходов трассы через естественные и искусственные преграды), выбору типов фундаментов;

– отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по инженерной защите объектов капитального строительства и охране окружающей среды.

Сформулированы основные правила определения актуальности материалов ранее полученных инженерных изысканий исходя из их давности; уточнены перечни видов работ в составе инженерных изысканий.

С текстом СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» можно ознакомиться по ссылке.

igiis.ru

Главгосэкспертиза отвечает изыскателям

Главгосэкспертиза отвечает изыскателям

Владимир Коновалов
Главный специалист отдела инженерных изысканий Управления строительных решений Главгосэкспертизы России

Следует отметить, что значительная часть представленных на рассмотрение в Главгосэкспертизу России вопросов вызвана несовершенством нормативно-технической базы инженерных изысканий и внутренними противоречиями, заложенными в нормативных документах, разработанных в разное время различными организациями без должного согласования друг с другом некоторых спорных аспектов. Перед официальным утверждением каждый из этих документов прошел через всеобщее обсуждение изыскательским сообществом, в процессе которого каждая заинтересованная организация имела возможность внести необходимые с её точки зрения исправления и дополнения, причем Главгосэкспертиза России, исходя из установленного для неё законом круга обязанностей, в таком обсуждении участие принимать не могла. Таким образом, разъяснение спорных моментов, возникающих при выполнении изысканий в рамках действующих нормативных документов, в первую очередь является обязанностью их авторов. На долю Главгосэкспертизы России в процессе своей деятельности остаётся трактовка неоднозначных нормативных положений, исходя из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельно рассматриваемого объекта.

В соответствии с п.4 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, в том числе и в оказании консультационных услуг.

Тем не менее, Вашему вниманию предлагаются комментарии по ряду интересующих Вас вопросов, которые не следует рассматривать как официальные, окончательные и применимые ко всем без исключения случаям, возникающим в изыскательской практике.

От изыскателей нередко приходится слышать, что при проверке результатов инженерно-геологических изысканий эксперты могут высказать замечания к проекту, что ставит подрядчика в неловкое положение перед заказчиком, т.к. по сути к геологии замечаний нет, а в договорных обязательствах прописана ответственность до прохождения экспертизы. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли действия экспертов в таких ситуациях?

Согласно п.1 статьи 15 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности.

Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.). Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.).

Таким образом, замечания, сформулированные экспертом-геологом на основании выявленного несоответствия результатов инженерных изысканий принятым проектным решениям, являются не только обоснованными и правомерными, но и необходимыми с точки зрения обеспечения безопасности зданий и сооружений.

А неловкость положения, в которое подрядчик якобы попадает перед заказчиком в таких случаях, легко устраняется тесными рабочими контактами между ними с участием проектно-конструкторских организаций в ходе проведения изысканий и проектирования, что отражено в обязательных к применению пунктах 4.13, 4.17 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», где говорится о возможности внесения изменений и дополнений в инженерные изыскания в случае корректировки проектных решений.

На сегодняшний день нормативная документация, используемая инженерами-геологами в работе, делится на обязательную и добровольного применения. Кроме того, действуют отдельные нормы и инструкции, например, «Инструкции по инженерно-геологическим и геоэкологическим изысканиям по г. Москве». В документах существуют разногласия. Каковы требования к нормативной документации, используемой в работе? На какие документы следует опираться, чтобы избежать замечаний?

Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, а также оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, с учетом части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектная документация и результаты инженерных изысканий в ходе проведения государственной экспертизы проверяются на соответствие требованиям следующих документов:

  • национальных стандартов и сводов правил, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1033 от 26.12.2014;
  • документов в области стандартизации, включенных в Перечень, утвержденный приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015 – в случае, если для подготовки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий применялись требования документов, включенных в указанный Перечень;
  • иных технических регламентов, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений) – в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований национальных стандартов и сводов правил, соответствующим положениям Постановления Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 248/пр (далее – СТУ). В случае, если для проведения государственной экспертизы представлена проектная документация, разработанная на основании СТУ, то такая проектная документация оценивается на соответствие требованиям соответствующих СТУ.

Иногда при проверке материалов инженерно-геологических изысканий, выполненных согласно СП 47.13330.2012, изыскатели получают замечания о несоответствии их работы СП 22.13330.2011, область применения которого — проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли замечания экспертов в таких ситуациях?

Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо¬ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные. Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные.

Возможность и необходимость применения тех или иных нормативных положений, содержащихся в указанных документах, при изысканиях для проектирования конкретного объекта оценивается экспертами на основании комплексного анализа целого ряда аспектов (идентификационные признаки и характеристики проектируемого объекта, сложность инженерно-геологических условий территории и факторы, её определяющие и др.) с учётом перечней национальных стандартов и их частей, утверждённых Постановлениями Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015.

На сегодняшний день действующие нормативные документы по-разному регламентируют необходимое количество испытаний грунтов. Так, согласно СП 22 п.5.3.17 требуется «. не менее десяти для физических характеристик И не менее шести — для механических характеристик». СП 47 п.6.3.5 ссылается на ГОСТ 20522-2012 п.4.10 которого говорит о минимальном числе определений в количестве 6 опытов (не разделяя на физические или механические). СП 11-105-97 ч.1 п.6.15 так же говорит о минимальном количестве образцов 6 штук (не разделяя на физические или механические). А чуть ниже в том же СП 11-105-97 ч.1 п.7.16, говорится: «. в количестве не менее 10 характеристик состава и состояния грунтов ИЛИ характеристик механических свойств грунтов (т.е. достаточно 10 физических характеристик, без механических свойств, которые выбираются по региональным таблицам). Какими документами и в каких случаях следует руководствоваться изыскателям, чтобы не получить замечания в экспертизе?

В данном случае, очевидно, следует исходить из различной значимости перечисленных в вопросе пунктов нормативных документов, определяемой перечнем национальных стандартов и их частей, утверждённым Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 года и №1033 от 26.12.2014, где в качестве обязательного к применению указан только п.5.3.17 СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» («. не менее десяти для физических характеристик и не менее шести — для механических характеристик»).

Из пункта 6.3.5 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», о котором говорится в заданном вопросе, вышеуказанным перечнем к обязательным отнесён только последний абзац, регламентирующий классификацию грунтов согласно ГОСТ 25100-2011.

Еще одно противоречие в нормативных документах связано с обработкой данных статического зондирования. Согласно СП 47.13330.2012 приложение И, табл. И.5 «Грунты ледникового комплекса невозможно обрабатывать по данным статического зондирования». Между тем, согласно МГСН 2.07-01, приложение «Б», табл. 3 — можно! Как быть изыскателям в этой ситуации?

Действительно, в приложении И СП 47.13330.2012 присутствует указание о неприменимости приведённых в нём корреляционных зависимостей к обработке результатов испытаний статическим зондированием грунтов ледникового комплекса. Изыскательская практика подтверждает это ограничение, поскольку в таком случае результаты получаются в значительной степени заниженными. Этот раздел рассматриваемого свода правил следует признать в недостаточной мере проработанным, и вопрос должен быть обращён в первую очередь к разработчикам данного нормативного документа и к изыскательскому сообществу, участвовавшему в его обсуждении.

Следует отметить, что указанное приложение И позиционировано в составе СП 47.13330.2012 как «рекомендуемое» и не перечислено в перечне национальных стандартов и их частей, утверждённом Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 и №1033 от 26.12.2014, в качестве обязательного к исполнению.

В рассматриваемом случае использование корреляционных зависимостей, приведённых в МГСН 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», имеющих статус действующих (актуальных) и зарегистрированных Госстроем России как ТСН 50-304-2001 г.Москвы, можно признать допустимым. Согласно п.4.15 СП 47.13330.2012, в процессе изысканий допускается применение нестандартизированных технологий (методов) при приведении соответствующего обоснования в разделе «Особые условия» программы изыскательских работ.

Каким нормативным документом руководствоваться при изысканиях под BJI и на какой стадии следует проводить изыскания под опоры, согласно действующему законодательству?

Нормативные требования к изысканиям для проектирования ВЛ приведены в составе СП 47.13330.2012 в разделе 6.3 «Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации» в пунктах 6.3.22-6.3.31, посвящённым изысканиям для проектирования линейных объектов. Кроме этого, пункт 6.3.22 того же свода правил декларирует необходимость в этих случаях учитывать требования нормативных документов по видам проектируемых сооружений.

Определяет ли СП 47.13330 требования к работам в районе распространения многолетнемерзлых грунтов? Если нет, в каких случаях нужно пользоваться таблицей 6.4, а в каком таблицами 7.2 СП 11-105-97 4.1, СП 11-105-97 ч.4, если в техническом задании присутствуют ссылки на оба нормативных документа (47.13330 и 11-105-97)?

СП 47.13330.2012, как следует из его названия и содержания пункта 1.1 данного документа, устанавливает общие требования и правила выполнения инженерных изысканий.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Исходя из нормативных положений, приведённых в п.6.6 рассматриваемого свода правил, при выполнении инженерно-геологических изысканий допускается использовать ряд сводов правил, не включённых в перечни национальных стандартов и их частей, утверждённые Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014, №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015, в том числе и СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов», имеющий статус действующего (актуального) нормативного документа.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Причём при выборе того или иного нормативного документа (или его частей) необходимо исходить из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом особенностей каждого отдельно взятого объекта.

Является ли соблюдение НД из перечней №1521 и №1650 гарантией положительного заключения Главгосэкспертизы? И если два разных НД противоречат друг другу, является ли присутствие одного из этих документов в соответствующих перечнях определяющим фактором при определении правильности предоставленной технической документации?

Вопрос поставлен некорректно. Простое формальное соблюдение нормативных документов, входящих в указанные перечни, не может служить гарантией положительного заключения экспертизы любого вида, поскольку в данных перечнях представлены очень разные документы, и применение, например, СП 39.13330.2012 «Плотины из грунтовых материалов» к изысканиям для метрополитенов, не приведёт ни к какому положительному результату. Кроме того, как уже говорилось выше, отдельными положениями указанных в этих перечнях нормативных документов допускается в ряде случаев применение и иной нормативно-технической базы.

Гарантией успешного выполнения инженерных изысканий может служить только использование всего комплекса действующих нормативных документов, опираясь на требования к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, приведённые в ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и других нормативно-правовых актах, применительно к особенностям каждого отдельно взятого объекта.

Имеет ли право эксперт (или, наоборот, изыскатель) при написании замечаний (либо ответе на них) ссылаться на ранее выполненные изыскания на объекте?

Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. В том случае, когда для установления достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий представленных инженерно-геологических материалов недостаточно, в соответствии с п.17 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя предоставления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий (в том числе архивных).

Исполнитель инженерных изысканий, согласно п.6.7.1 47.13330.2012, обязан в составе технического отчёта по результатам инженерно-геологических изысканий представить геологические и инженерно-геологические разрезы, колонки или описания горных выработок, таблицы и графики лабораторных определений показателей свойств грунтов и химического состава подземных вод с результатами их статистической обработки, таблицы результатов геофизических и полевых исследований грунтов, стационарных наблюдений и других работ (в том числе по материалам изысканий прошлых лет и другим источникам), достоверность которых будет установлена экспертной организацией в числе прочих материалов, представленных для экспертной оценки.

Следует отметить, что в ближайшее время (с 01.07.2017 г.) вводится в действие новый СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», серьёзным образом отличающийся от ныне действующего и не входящий ни в один из официально утверждённых перечней национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

gge.ru

Еще по теме:

  • Закон n 261-фз Закон n 261-фз Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой. 2. В […]
  • Нет ответа на заявление в жкх ЖКХ в России То, что ответили ЖЭУ -это правда, но не вся правда: Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ действительно установлена тмакая "правда": "Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения 1. Письменное обращение, поступившее в […]
  • Казначейство жалоба Федеральное казначейство 109097, г. Москва, ул.Ильинка, д.7 Электронное обращение граждан и организаций Уважаемые посетители сайта! Вы можете направить обращение в Федеральное казначейство посредством заполнения специальной электронной формы на сайте. Ваше обращение, оставленное на нашем сайте, будет рассмотрено в […]
  • Правил и норм обеспечения карантина растений Правил и норм обеспечения карантина растений В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего […]
  • Приказ о порядке разработки документов Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой. 2. В электронном обращении […]
  • Образец заявления о невозможности представить сведения о доходах Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой. 2. В электронном обращении […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.