Учебное пособие по химии егорова

Репетитор по химии, Егорова А.С., 2010

Репетитор по химии, Егорова А.С., 2010.

Пособие содержит подробное изложение основ общей, неорганической и органической химии в объеме, соответствующем программам углубленного изучения химии в средней школе и программам для поступающих в ВУЗы. В пособии представлены все типы расчетных задач с решениями и типовые упражнения с эталонами ответов. К каждой изучаемой теме предлагается разнообразный дидактический материал для контроля (вопросы, упражнения, задачи разной степени сложности, тесты с выбором ответа).
Рекомендуется учащимся школ, гимназий и лицеев, слушателям факультетов довузовской подготовки, готовящимся к сдаче выпускного экзамена (в частности, в форме ЕГЭ) или конкурсного экзамена по химии при поступлении в ВУЗы химического и медико-биологического профиля.

Вывод химических формул. Расчеты по химическим формулам и уравнениям.
Изучая § 1.4, вы уже познакомились с тем, как рассчитываются массовые доли элементов в сложных веществах по формулам этих веществ. Однако в химической практике нередко возникает и обратная задача — установление формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в его состав. Прежде чем рассматривать методику решения задач такого типа, следует познакомиться с понятием эмпирическая формула вещества. Все те формулы веществ, с которыми вы встречались при изучении предыдущих параграфов, называются молекулярными формулами.

Как вы уже знаете, эти формулы показывают качественный и количественный состав молекул (т. е. какие элементы и сколько атомов каждого элемента входит в состав молекулы). Например, молекулярная формула глюкозы С6Н12O6 показывает, что одна молекула ее состоит из 6 атомов углерода, 12 атомов водорода и 6 атомов кислорода. Соотношение чисел этих атомов 6:12:6 = 1:2:1, т. е. на 1 атом углерода в молекуле глюкозы приходится 2 атома водорода и один атом кислорода. Если мы запишем эти наименьшие целые числа, показывающие количественное отношение атомов в молекуле, в качестве индексов, то получим так называемую эмпирическую формулу глюкозы: СН2O.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

nashol.com

Химия . Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Под ред. Егорова А.С.

5-е изд. — Ростов н / Д.: 2003. — 768с.

Пособие содержит подробное изложение основ общей, неорганической и органической химии в объеме, соответствующем программам углубленного изучения химии в средней школе и программам для поступающих в вузы. В пособии представлены все типы расчетных задач с решениями и типовые упражнения с эталонами ответов. К каждой изучаемой теме предлагается разнообразный дидактический материал для контроля (вопросы, упражнения, задачи разной степени сложности, тесты с выбором ответа). Рекомендуется учащимся школ, гимназий и лицеев, слушателям факультетов довузовской подготовки, готовящимся к сдаче выпускного экзамена или конкурсного экзамена по химии при поступлении в вузы химического и медико-биологического профиля.

Предисловие ко 2-му изданию. 5

Часть I . ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ. 6

Раздел 1. Основные понятия и законы химии. 6

§ 1.1. Определение и предмет химии . 6

§ 1.2. Первоначальные сведения о строении атомов. Химические элементы. 8

§ 1.3. Размеры атомов. Абсолютные и относительные атомные массы. 13

§ 1.4. Молекулы. Химические формулы. Молекулярные массы. Элементный состав веществ. 16

§ 1.5. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Химические соединения и смеси. 20

§ 1.6. Валентность элементов. Графические формулы веществ. 23

§ 1.7. Моль. Молярная масса. 28

§ 1.8. Закон Авогадро. Молярный объем и относительные плотности газов. Уравнение Клапейрона —Менделеева. 32

§ 1.9. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения . 39

§ 1.10. Вывод химических формул. Расчеты по химическим формулам и уравнениям. 43

Раздел 2. Классификация неорганических веществ. Состав, номенклатура и графические формулы оксидов, оснований, кислот и солей..51

§ 2.1. Важнейшие классы неорганических веществ. 51

§ 2.2. Номенклатура, классификация и графические формулы оксидов. 55

§ 2.3. Номенклатура, классификация и графические формулы оснований. 59

§ 2.4. Классификация, номенклатура и графические формулы кислот. Понятие об амфотерных гидроксидах. 60

§ 2.5. Классификация, номенклатура и графические формулы солей. 67

Тест № 1 по теме: «Состав, номенклатура и классификация неорганических веществ». 74

Раздел 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. 76

§ 3.1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 76

Тест № 2 по теме: «Периодическая система химических элементов» . 83

§ 3.2. Строение атома: физический смысл порядкового номера элемента, массовые числа атомов, изотопы. 84

§ 3.3. Строение электронной оболочки атома. Квантовые числа. Принцип Паули. 87

§ 3.4. Строение электронной оболочки атома. Заполнение орбиталей электронами. Электронные конфигурации атомов элементов I — IV периодов..95

§ 3.5. Периодическая система химических элементов и электронное строение атомов. 103

Тест № 3 по теме: «Строение атома». 109

§ 3.6. Зависимость свойств элементов от строения их атомов. Значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева. 110

§ 3.7. Химическая связь и строение вещества. Ковалентная связь 115

§ 3.8. Валентность элементов в ковалентных соединениях. Гибридизация орбиталей. Направленность ковалентной связи. Пространственное строение молекул. 124

§ 3.9. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ионная, металлическая, водородная связи. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток..132

§ 3.10. Степени окисления элементов. 143

Тест № 4 по теме: «Химическая связь. Степени окисления элементов». 147

Раздел 4. Классификация химических реакций и закономерности их протекания. 149

§ 4.1. Окислительно-восстановительные реакции. Важнейшие окислители и восстановители. 149

§ 4.2. Тепловые эффекты реакций. Закон Гесса и следствия из него. 159

§ 4.3. Скорость химических реакций. Понятие о катализе. 170

§ 4.4. Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. 177

§ 4.5. Общая классификация химических реакций. 183

Тест № 5 по теме: «Химические реакции и закономерности их протекания». 187

Раздел 5. Растворы. Электролитическая диссоциация. 188

§ 5.1. Понятие о растворах. Процесс растворения. Растворимость веществ. 189

§ 5.2. Количественная характеристика состава растворов. 195

Тест № 6 по теме: «Растворы. Количественный состав растворов» . 204

§ 5.3. Электролитическая диссоциация. Степень и константа диссоциации. 206

§ 5.4. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей в водных растворах. 215

§ 5.5, Диссоциация воды. Водородный показатель. Среды водных растворов электролитов. 220

§ 5.6. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения. 224

Тест № 7 по теме: «Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Ионные уравнения реакций». 230

§ 5.7. Гидролиз солей. 232

Тест № 8 по теме: «Диссоциация воды. рН. Гидролиз солей». 242

§ 5.8. Понятие о дисперсных системах. Коллоидные растворы . 244

Часть II . НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. 248

Раздел 6. Важнейшие классы неорганических веществ, их свойства и способы получения. 248

§ 6.1. Оксиды и основания, их свойства и способы получения. 248

§ 6.2. Кислоты, их свойства и получение. 257

§ 6.3. Амфотерные гидроксиды, их свойства. 262

§ 6.4. Соли, их свойства и получение. Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений..265

Тест № 9 по теме: «Свойства и получение оксидов, оснований, кислот и солей». 275

§ 6.5. Понятие о двойных солях и комплексных соединениях. 276

Раздел 7. Металлы и их соединения. 281

§ 7.1. Электрохимический ряд напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов). 282

§ 7.2. Электролиз. 287

§ 7.3. Общая характеристика металлов. 294

§ 7.4. Металлы главных подгрупп I и II групп. Жесткость воды .. 306

Тест № 10 по теме: «Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения». 317

§ 7.5. Алюминий и его соединения. 319

Тест № 11 по теме: «Алюминий и его соединения». 325

§ 7.6. Железо и его соединения. 327

Тест №12 по теме: «Железо и его соединения». 336

§ 7.7. Хром и его соединения. 337

§ 7.8. Важнейшие соединения марганца и меди. 344

Раздел 8. Неметаллы и их неорганические соединения. 350

§ 8.1. Общая характеристика неметаллов. 350

§ 8.2. Водород, его получение, свойства и применение. Пероксид водорода. 360

§ 8.3. Галогены. Хлор и его важнейшие соединения. 369

Тест № 13 по теме: «Общая характеристика неметаллов. Водород. Галогены». 379

§ 8.4. Халькогены (элементы главной подгруппы VI группы). Кислород, его получение и свойства. 381

§ 8.5. Сера и ее важнейшие соединения. 392

§ 8,6. Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот. Аммиак. Соли аммония. 407

§ 8.7. Оксиды азота. Азотная кислота. 416

Тест № 14 по теме: «Сера, азот и их соединения». 423

§ 8.8. Фосфор и его соединения. 425

§ 8.9. Углерод и его важнейшие неорганические соединения. 436

§ 8.10. Кремний и его важнейшие соединения. 445

Часть III . ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. 453

Раздел 9. Основные положения органической химии. Углеводороды. 453

§ 9.1. Основные положения органической химии. 454

Тест № 15 по теме: «Основные положения органической химии» . 471

§ 9.2. Электронные эффекты заместителей в органических соединениях. 475

§ 9.3. Предельные углеводороды (алканы). 478

§ 9.4, Понятие о ииклоалканах. 496

§ 9.5. Непредельные углеводороды. Алкены (этиленовые УВ). 498

§ 9.6. Диеновые углеводороды (алкадиены). Каучуки. 511

§ 9.7. Алкины (ацетиленовые УВ). 520

Тест № 16 по теме: «Предельные и непредельные углеводороды» . 530

§ 9.8. Ароматические углеводороды. 535

Тест № 17 по теме: «Ароматические углеводороды». 553

§ 9.9. Природные источники углеводородов и их переработка. 557

§ 9.10. Понятие о ядохимикатах. 564

Раздел 10. Кислородсодержащие органические соединения. 566

§ 10.1. Спирты (алкоголи). 566

Тест № 18 по теме: «Спирты». 587

§ 10.3. Альдегиды. 602

Тест № 19 по теме: «Фенолы. Альдегиды». 617

§ 10.4. Карбоновые кислоты. 623

Тест № 20 по теме: «Карбоновые кислоты» . 642

§ 10.5. Сложные эфиры. Жиры. 644

§ 10.6. Понятие о поверхностно-активных веществах (ПАВ). Мыла. Синтетические моющие средства. 654

§ 10.7. Углеводы. 659

Тест № 21 по теме: «Жиры. Углеводы». 684

Раздел 11. Азотсодержащие органические соединения. 687

§ 11.1. Амины. Аминокислоты. 687

§ 11.3. Понятие о гетероциклических соединениях. 711

§ 11.4. Нуклеиновые кислоты. 714

Тест № 22 по теме: «Азотсодержащие органические соединения» . 724

Раздел 12. Дополнительный. 727

§ 12.1. Общая характеристика высокомолекулярных соединений (ВМС) 727

§ 12.2. Вода, ее физические и химические свойства. 735

1. Тривиальные и исторические названия некоторых химических веществ. 745

2. Качественные реакции . 749

3. Молекулярные массы неорганических соединений. 755

4. Программа по химии для вступительных испытаний в медицинские вузы. 756

Рекомендуемая литература. 759

Ответы на задачи для самостоятельной работы. 760

Ответы и критерии оценок к тестам. 762

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Егоров, Шацкая, Иванченко: Репетитор по химии

Аннотация к книге «Репетитор по химии»

Пособие содержит подробное изложение основ общей, неорганической и органической химии в объеме, соответствующем программам углубленного изучения химии в средней школе и программам для поступающих в вузы. В пособии представлены все типы расчетных задач с решениями и типовые упражнения с эталонами ответов. К каждой изучаемой теме предлагается разнообразный дидактический материал для контроля (вопросы, упражнения, задачи разной степени сложности, тесты с выбором ответа).
Рекомендуется учащимся школ, гимназий и лицеев, слушателям факультетов довузовской подготовки, готовящимся к сдаче выпускного экзамена или конкурсного экзамена по химии при поступлении в вузы химического и медико-биологического профиля.
55-е издание.

Отличный учебник для подготовки к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам. Содержит все необходимое, чтобы начать «понимать» химию. Все изложено систематично. Единственный существенный недостаток — слишком уж быстро изнашивается обложка (видел, что даже отрывалась). Этот учебник очень хорош для формирования обязательной базы для сдачи экзаменов, но для подготовки к ЕГЭ его будет мало — он не содержит реальных заданий, разборов заданий. Есть лишь несколько «эталонов решения» расчетных задач. Поэтому для.

Отличный учебник для подготовки к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам. Содержит все необходимое, чтобы начать «понимать» химию. Все изложено систематично. Единственный существенный недостаток — слишком уж быстро изнашивается обложка (видел, что даже отрывалась). Этот учебник очень хорош для формирования обязательной базы для сдачи экзаменов, но для подготовки к ЕГЭ его будет мало — он не содержит реальных заданий, разборов заданий. Есть лишь несколько «эталонов решения» расчетных задач. Поэтому для подготовки к ЕГЭ рекомендую совмещать его с каким-либо задачником.

Если вы планируете набрать по химии максимальный балл, то после изучения этого учебника прочтите эти:
1. Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. (Р. А. Лидин)
2. Химия. ЕГЭ. Тематические тесты. Высокий уровень (С1-С5) (Доронькин, Бережная, Сажнева)

В целом, охотно рекомендую его для изучения химии в любых целях, будь то ЕГЭ или личный интерес. Скрыть

www.labirint.ru

Егоров Экохимия

Рекомендовано Учебно методическим объединением

высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 10401 — «Зоотехния» и 111201 — «Ветеринария»

САНКТ ПЕТЕРБУРГ•МОСКВА•КРАСНОДАР 2009

Е 30 Экологическая химия: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. — 192 с.: ил. — (Учебни$ ки для вузов. Специальная литература).

ISBN 978 5 8114 0897 9

Учебное пособие предназначено для студентов сельскохозяй$ ственных вузов, в том числе ветеринарного профиля. Оно содер$ жит сведения по экологической химии — важному разделу эколо$ гии. Эти сведения необходимы не только для освоения данного предмета и осознания роли экологии в природе, но и как основа для понимания таких специальных разделов, как ветеринарная и биоэкология, фармакология, зоогигиена и др. Представлены ос$ новные понятия экологической химии, ее фундаментальные кон$ цепции и законы, а также принципы биологической экологии. Пособие построено по определенному плану, заключающемуся в последовательном рассмотрении различных сфер природы Земли: атмосферы, гидросферы, педосферы и биосферы, что помогает глуб$ же понять их особенности и взаимодействие. В заключительном разделе приведены положения международного права и организа$ ции, отвечающие за сотрудничество в данной области.

Р е ц е н з е н т ы :

профессор кафедры системной экологии экологического факультета РУДН ОРЛОВА В. С .; заведующий кафедрой химии и биохимии

Харьковской государственной зооветеринарной академии, д. б. н., профессор ЖЕГУНОВ Г. Ф. ;

заслуженный профессор МГУ, академик, ректор ОЭУ, эксперт ООН по проблемам химической безопасности ПЕТРОСЯН В. С. ; профессор кафедры фармакологии и токсикологии

МГАВМиБ имени К. И. Скрябина, д. в. н. УРАЗАЕВ Д. Н.

Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона

будут преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 2009

© В. В. Егоров, 2009

© Издательство «Лань», художественное оформление, 2009

В основу учебника положен курс лекций по экологиче ской химии, прочитанный автором в 2000–2007 годах в Московской ветеринарной академии (ФГОУ ВПО МГАВМиБ имени К. И. Скрябина) на биологическом факультете.

Цель этого курса — показать студентам сельскохозяй ственных вузов — биологам, медикам, ветеринарам, зоо техникам — всю важность экологии и ее раздела — эколо гической химии — в современном мире. Задача курса — дать будущим специалистам, биологам и ветеринарам, фундаментальные знания по экологической химии — дей ственный механизм в борьбе с загрязнениями окружаю щей среды, их последствиями для организмов.

Следует заметить, что недалеко то время, когда лечить и животных, и растения, и человека придется по большей части от заболеваний, связанных с загрязнениями окружаю щей среды, вызванными антропогенным воздействием. Так, по данным статистики, только в 2007 году заболевших в результате экологических нарушений в России зафиксиро вано около 400 000 человек. Поэтому уже сегодня мы долж ны готовить грамотных специалистов биоэкологов.

Ученые отмечают, что «физики изобретают оружие, грозящее смести жизнь с нашей планеты; химики загряз няют окружающую среду в глобальном масштабе; биологи дают жизнь новым, неведомым микроорганизмам, не пред ставляя последствий их появления на свет; психологи и другие ученые истязают животных во имя научного про гресса — вся эта непрекращающаяся «деятельность» на водит на мысль о незамедлительном введении эколого эти ческих законов в современную науку» (Ф. Капра).

Экология — эта наука, возникшая сравнительно недав но, всего какое то столетие назад. Но она быстро завоевала умы человечества. И это понятно, ведь с греческого «ойкос логос» переводится как «наука о нашем доме» (Геккель перевел это название как «животное у себя дома»). Это уче ние о мире, который нас окружает, о том, как он влияет на нас, а мы — на него. Соблюдаем ли мы правила общежи тия в этом мире и чем чревато их нарушение — вот что волнует каждого из нас.

Одним из основоположников экологии и конкретно учения о биосфере был наш академик Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). Нет, не он первым обратил вни мание на антропогенное, в частности и биогенное, влия ние вообще на окружающую природу, но он поставил этот вопрос во главу угла. Именно ему принадлежит фраза: «На земной поверхности нет химической силы более постоян но действующей, а потому и более могущественной по сво им конечным последствиям, чем живые организмы, взя тые в целом». Он предостерегал, а его последователи при зывали народы и правительства к защите окружающей среды — дома, в котором мы живем.

Почему же эта наука не возникла раньше, одновремен но с другими естественными дисциплинами? Дело в том, что человек долго не замечал негативных последствий сво ей деятельности, пока они не стали настолько явными, что пришлось бить тревогу. Сегодня ученые говорят во всеус лышание, что «нарушение нами среды обитания — это бом

ба замедленного действия». Нас уничтожат не вирусы и не инопланетяне, а, если не остановимся, мы сами! Как тут не вспомнить басню Крылова о свинье под дубом вековым, подрывающей его корни.

Когда же Земля «почувствовала» присутствие на ней живых существ и когда возникли столь явные наруше& ния? Когда&то, в добиологический период существования Земли ее атмосфера была восстановительной и весь мир был в равновесии. Но с появлением организмов, в первую очередь фотосинтезирующих, и накоплением кислорода оно нарушилось. В конце концов атмосфера, а за ней и гидросфера стали окислительными, а литосфера, ее по& верхность — окисленной. То есть тогда, около двух–трех миллиардов лет назад, живое вещество активно включи& лось в окружающие «сферы» и стало неотъемлемой ча& стью природы. И в этом новом мире опять установилось равновесие.

Но прошли те самые миллиарды лет, и где&то с середи& ны XVIII — начала XIX века новое, теперь уже антропо& генное воздействие стало активно внедряться в природу — началась научно&техническая эра человечества. И опять равновесие было нарушено, а окружающая среда стала из& меняться, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Человек потреблял, мало что давая взамен.

Что мы успели испортить вокруг за эти два столетия? Атмосфера: озоновые дыры, кислотные дожди, смоги

и парниковые газы.

Вода: загрязнение водных бассейнов и потеря многих источников пресной воды, эвтрофикация, т. е. старение и гибель водоемов плюс создание условий для развития па& тогенной микрофлоры.

Почва: бездумные агрономические мероприятия плюс активная химизация народного хозяйства, в результате — болота, солончаки, пустыни, эрозии разных типов. Здесь же литосфера: только за последние 30 лет планета потеря& ла 30% своих естественных ресурсов.

Организмы: нарушение естественных функций, подав& ление иммунитета как созданием новых пород, сохране& нием ослабленных форм, так и лекарствами, отходами,

«большой химией» — от удобрений до ядохимикатов — и просто ядами — химическим оружием. А бактериологи’ ческое, а ядерное оружие? То есть дело дошло до прямого уничтожения жизни.

Но природа стремится себя сохранить, противодейст’ вуя нашим «новациям». В результате — новые болезни и эпидемии, эпизоотии, эпифитотии — массовая гибель ор’ ганизмов, сокращение сферы обитания, увеличение чис’ ленности и усиление «хищников» и прочее, и прочее.

В связи со сказанным термин «экология» проник во многие дисциплины, как естественные, так и гуманитар’ ные. Все, что мы творим себе и природе на благо и во вред, оказывается в поле зрения этой науки. Есть экология как самостоятельное направление в биологии, но есть эколо’ гическая физика и экологическая химия, промышленная (инженерная), сельскохозяйственная, медицинская, вете’ ринарная экология и др. Не за горами время, когда поя’ вятся экологическая филология (наука о «грязи» в нашем языке), экологическая математика и информатика (наука о создании программ — барьеров на пути теоретических разработок, способных нас уничтожить, «вирусов» против негативных последствий Интернета) и т. д.

Глобальные последствия — как много сегодня гово’ рится об этом, но, к сожалению, делается гораздо меньше. И вот прогноз: грядущее глобальное потепление, а за ним затопление огромной части суши со всеми вытекающими последствиями. Но это лишь прогноз, а реально? В послед’ нее время на планете резко увеличилось количество при’ родных катаклизмов — штормов, цунами, смерчей, кото’ рые несут разрушение и гибель. Но все ли они природные? По оценкам ученых, масштабное выделение парниковых газов в развитых странах приводит к повышению (в про’ мышленных и густонаселенных районах) и дисбалансу тем’ пературы, в частности, между сушей и морем (например, в США). Это может стать причиной тех самых движений гро’ мадных воздушных масс, которые приводят к штормам и смерчам.

Но экология — это не только проблема загрязнений. Она включает в себя любое воздействие окружающей при’

роды на организм и наоборот. Тем не менее главное сего дня — это, конечно, поиск источников ее нарушений и пу тей избавления от них и их последствий, т. е. поиск выхо да из создавшейся ситуации, когда мы фактически поста вили себя на грань самоуничтожения. Что то уже вернуть нельзя. Это исчезнувшие бесследно породы растений и рыб, животных и птиц — целая «черная книга». Но есть еще «Красная книга», в которую включено все, что на грани уничтожения. И мы в состоянии, мы должны это сохра нить, переходя к новой эре — по Вернадскому, к ноосфере, или сфере разума, когда человечество будет жить по зако нам природы, а значит, в союзе с ней.

Охрана природы подразумевает совокупность государ ственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, вод, земных недр, а также расте ний, животных и человека. Все это в целях гармоничного взаимодействия природы и общества, во имя живущих и будущих поколений.

В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько этапов:

видовая и заповедная охрана природы;

охрана среды обитания человека.

Охрана окружающей среды, защита окружающей при

родной среды, охрана биосферы, экологическая безопас ность — все эти термины означают жизненно важные ин тересы человека, его право на благоприятную окружаю щую природную среду.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ

Как любая наука, экология имеет свой язык. Начнем с главных понятий.

Экология — наука об окружающей среде, взаимодей ствии с ней живых организмов, а также о влиянии орга низмов друг на друга.

Экологическая химия (по Барбье) — наука о химиче ских взаимодействиях между живыми организмами, а так же между живой и неживой природой.

Автотрофы (продуценты) — организмы, использую щие (потребляющие) минеральные вещества, воду и угле кислый газ для получения органического вещества (и ки слорода).

Гетеротрофы (консументы) — организмы, потреб ляющие органическое вещество.

Консументы первого рода употребляют растительную пищу, второго — животную, т. е. первых, и т. д.

Метаболиты — продукты жизнедеятельности орга низма.

Аэробы — организмы, использующие для дыхания ки слород.

Анаэробы — организмы, использующие другие соеди нения.

Прокариоты — безъядерные организмы, клетки. Эукариоты — организмы, клетки, содержащие ядро. Биогены — вещества, необходимые для жизнедеятель

ности (кислород, вода, соединения азота, фосфора и др.).

Загрязнение окружающей среды — привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и био

Глава 1 . ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ

логических агентов, или превышение естественного уров ня естественных метаболитов.

Поллютанты — загрязняющие вещества. Из них наи более опасными считаются тяжелые металлы, радионук лиды, ароматические, хлор и фосфорорганические соеди нения, нитрозамины и др.

Ксенобиотики — вещества, не свойственные самой природе.

Экохимическая защита — наука об источниках и пу тях химических загрязнений окружающей среды, их по следствиях и способах устранения.

Биота — совокупность всех живых организмов в при роде.

Популяция — группа организмов определенного вида, управляемая общими экологическими законами. Приме рами популяций являются сосновый бор, ромашки в поле, стая волков и др.

Биоценоз (по Мебиусу) — взаимосвязь и взаимовлия ние популяций растений (фитоценоз) и животных (зо оценоз).

Биогеоценоз — биоценоз и среда его обитания.

Биома — территория, занятая организмами (сообще ством, популяцией), живущими по законам биоценоза.

Гомеостаз (по Кэннону) — постоянство среды обита ния и внутренней среды в организме. Оно поддерживается саморегуляцией, основанной на замкнутых циклах.

Биосфера — сумма всех биогеоценозов, или биота плюс биома.

По В. И. Вернадскому, биосфера — это область жизни, объединяющая живое и косное (неорганическое) вещест во. Между ними идет постоянный обмен веществом и энер гией путем дыхания, питания организмов и пр.

Биокосным Вернадский называл вещество, появившее ся при участии организмов и состоящее из живого и косно го вещества, например почва.

Главная заслуга Вернадского — создание учения о био! сфере.

Учение о биосфере (по Вернадскому) .

1. Живое вещество более или менее равномерно распре! делено на земной поверхности, т. е. оно непрерывно в про! странстве, а также во времени.

В нем сконцентрирована энергия, полученная от солн! ца, так как любой организм — это продукт преобразова! ния солнечной энергии в энергию органических соедине! ний. Таким образом, жизнь на Земле связана с космосом.

2. Организмы на Земле выполняют строго определен! ные биогеохимические функции, необходимые для поддер! жания жизни.

Они создают определенное давление на окружающую среду, изменяют течение химических реакций, участвуют

в круговороте химических элементов и пр. Можно сказать, что организмы — это реальная химическая сила на Земле.

3. Биосфера с необходимостью переходит в ноосферу, или сферу разумной деятельности человека.

Рассмотрим последовательно перечисленные положе! ния. Что касается первого, то действительно организмы заполняют поверхность планеты, адаптируясь к конкрет! ным условиям. Они находятся в ее глубине и в воздухе. При этом их история на Земле непрерывна, о чем свиде! тельствуют данные геологии.

Говоря о роли солнца, надо отметить, что его излуче! ние является постоянно действующим фактором на на! шей планете. Солнце участвовало в образовании первых органических молекул (левовращающие органические со! единения — продукт левого вращения плоскости поля! ризации электромагнитного солнечного излучения). Оно является основным источником энергии для их синтеза сегодня (фотосинтез). Его ритмы определяют ряд биорит! мов и макроциклов в органической и неорганической сре! де планеты (суточный ритм, месячный цикл, циклы Чи! жевского и пр.).

Что касается космоса, то не будем забывать о гипоте! зах, в том числе В. И. Вернадского, связывающих с ним происхождение жизни на Земле. И сегодня мы постоянно

studfiles.net

Еще по теме:

  • Закон от 04102014 283-фз Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ"О социальных гарантиях […]
  • Постановление пленума верховного суда от 29102009 Постановление пленума верховного суда от 29102009 ООО "Судебно-экспертная служба "ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ" пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А +7(863) 310-71-54 8 (909) 43-45-739 Главное меню Библиотека Верховный Суд Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 21 О […]
  • Дипломная работа почерковедческая экспертиза Назначение и производство судебно-почерковедческой экспертизы. Введение 1 История и современное состояние почерковедческих исследований 1.1 Становление исследований письма и почерка 1.2 Основные задачи и методы исследования почерка на современном этапе 2. Основы почерковедческой экспертизы 2.1. Понятие и свойства […]
  • Основные правила учета и контроля ядерных материалов нп-030-12 Основные правила учета и контроля ядерных материалов Правила устанавливают основные требования к государственному учету и контролю ядерных материалов и специальных неядерных материалов, находящихся в любых химических соединениях и физических формах, а также критерии их учета и контроля. Федеральная служба по […]
  • Приказом мвд рф от 02062005 444 Приказ МВД России от 20 июня 2013 г. N 444 "О внесении изменений в приказ МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел […]
  • Правила противопожарной безопасности no 390 Правила противопожарного режима от 25 апреля 2012 г. № 390 ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 6, 7, 9, 14, 16, 89, 130, 131 и 372 Правил, утвержденных настоящим постановлением, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.