Ы-и после приставок правило

Правило написания и/ы после приставок на согласный. Примеры

Правило напи­са­ния и/ы после при­ста­вок на соглас­ный каса­ет­ся раз­ных слу­ча­ев напи­са­ния слов с началь­ной бук­вой «и» или «ы» в корне. Правило гла­сит, что их выбор опре­де­ля­ет­ся тем, рус­ская или ино­языч­ная при­став­ка пред­ше­ству­ет кор­ню сло­ва.

Правописание буквы «ы» после русских приставок на согласный

Правило напи­са­ния букв «и» или «ы» регу­ли­ру­ет выбор началь­ной бук­вы кор­ня после при­ста­вок на соглас­ный. Если в мор­фем­ном соста­ве сло­ва име­ет­ся рус­ская при­став­ка, закан­чи­ва­ю­ща­я­ся на соглас­ный, кро­ме букв «ж» и «х», после неё в корне пишет­ся бук­ва «ы».

Примеры написания буквы «ы» после приставок

  • инфаркт — пред-ынфарктный;
  • инди­ви­ду­аль­ный — над-ындивидуальный;
  • ини­ци­а­тив­ный — без-ынициативный;
  • искус­ный — без-ыскусный;
  • июль­ский — пред-ыюльский;
  • иро­ни­зи­ро­вать — с-ыронизировать;
  • идей­ный — без-ыдейный;
  • исто­рия — пред-ыстория;
  • искать — под-ыскать;
  • итог — под-ытожить.
  • Аналогично пишут­ся сло­ва:

    обын­де­веть, обыс­кать, безын­вен­тар­ное хозяй­ство, безыглый, взыг­рав­шее само­лю­бие, безы­мян­ный палец, сыз­маль­ства (дру­жить), безыс­кро­вая свар­ка, обы­з­вест­в­ле­ние, безыс­кус­ный рас­сказ, безыс­ход­ность, преды­ду­щий пара­граф, изыс­кать воз­мож­но­сти, подыг­ры­вать дру­гу, разыс­ки­вать пре­ступ­ни­ка, безы­дей­ное содер­жа­ние, небезыз­вест­ный писа­тель, сыг­ран­ный вни­чью, знать друг дру­га сыз­ма­ла.

    Исключение:

    Эти два сло­ва пишут­ся в соот­вет­ствии с их про­из­но­ше­ни­ем.

    Буква «и» после приставок меж- и сверх-

    В рус­ской орфо­гра­фии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишет­ся бук­ва «ы», поэто­му после при­ста­вок меж- и сверх- в корне сохра­ня­ет­ся началь­ное « и « , напри­мер:

    • игро­вой — меж и гро­вой пере­рыв,
    • инсти­тут­ский — меж и нсти­тут­ский матч,
    • изда­тель­ский — меж и зда­тель­ское согла­ше­ние;
    • изыс­кан­ный — сверх и зыс­кан­ные мане­ры,
    • инди­ви­ду­аль­ный — сверх и нди­ви­ду­аль­ный под­ход,
    • интел­ли­гент­ный — сверх и нтел­ли­гент­ный,
    • инте­рес­ный — сверх и нте­рес­ный рас­сказ,
    • ини­ци­а­тив­ный — сверх и ници­а­тив­ный чело­век.

    Написание буквы «и» в сложных словах

    В слож­ных сло­вах с пер­вой частью двух-, трёх-, четырёх- после бук­вы «х» пишет­ся толь­ко бук­ва « и «, напри­мер:

    Сложные сло­ва име­ют в сво­ём соста­ве сокра­щен­ное пер­вое сло­во, а вто­рое сохра­ня­ет началь­ную бук­ву « и « в корне, напри­мер:

  • спорт и нвен­тарь (спор­тив­ный инвен­тарь),
  • пред и спол­ко­ма (пред­се­да­тель испол­ко­ма),
  • сель­хоз и нвен­тарь (сель­ско­хо­зяй­твен­ный инвен­тарь),
  • спец и нстру­мент ( спе­ци­аль­ный инстру­мент).
  • Написание буквы «и» после иноязычных приставок

    Если в мор­фем­ном соста­ве име­ют­ся ино­языч­ные при­став­ки

    то в корне слов сохра­ня­ет­ся началь­ная бук­ва « и «.

  • дез и нфор­ма­ция, дез и нсек­ци­он­ный, дез и нте­граль­ный;
  • контр и гра, контр и тог, контр и ск;
  • пост и мпрес­си­о­низм, пост и нфаркт­ный;
  • пан и сла­мист­ский, пан и ронич­ный;
  • супер и гро­вой, супер и зящ­ный, супер и нте­рес­ный;
  • транс и ран­ский, транс и ндий­ский;
  • суб и нспек­тор.
  • Дополнительный мате­ри­ал:

    russkiiyazyk.ru

    Живая Русская Грамота

    Гласные И, Ы после приставки

    Начнем с таблицы смыслов звуков речи И и Ы:

    многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие.

    непроявленный потенциал, без движения, как данность, как просто наличие.

    Теперь нам предстоит найти что-то вразумительное в орфографических правилах с множеством исключений.

    После всех русских при-ставок, оканчивающихся на согласный, кроме меж- и сверх, пишется -Ы-.

    безЫмянный
    предЫнфарктный
    отЫграть
    отЫскать
    подЫтожить
    розЫск

    Обратите внимание: предЫнфарктный, но постИнфарктный, постИнсультный

    Обратите внимание, как практическое наблюдение, на то, что во всех примерах с Ы констатируется смысл данности, наличия, следствия (предЫдущий, розЫгрыш, подЫскать).

    В корне гласный И меняется в этих примерах на Ы:

    Идущий – предЫдущий, Игра – розЫгрыш, Искать – розЫск.

    По смыслу, «движение, продолжение, действие» (И) меняется после приставок (об-, раз-, без-, над-, пред-, с-, из- и др.) на «неопределенный потенциал, состояние, статику».

    Только вот с непривычки наблюдать и отслеживать такие содержательные вещи, может показаться, что это сложнее, чем быстро вызубрить наизусть готовые формы (а ведь так и разучиваются постепенно думать и начинают вести себя как робот).

    А в исключении из правила (постИнфарктный) – как раз выход из данности, как раз продолжение дальше, что у нас и символизируется по смыслу через звук И.

    Хотя орфографическим правилом «постинфарктный» относится к иноязычным приставкам, после которых рекомендуется писать И.

    В принципе, нужно усвоить только малое число написаний после приставок с Ы. Во всех остальных случаях после приставок пишется И.

    После иностранных при-ставок, оканчивающихся на согласный (гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс, пани др.), пишется -И-.

    гиперИнфляция
    дезИнфекция
    постИнфарктный
    панИсламизм
    контрИгра
    субИнспектор

    то есть данным правилом хотят показать, что ино-язычные приставки не влияют на ко-рень?

    А соответственно, во всех этих словах звук И проявляется согласно собственному смыслу!

    Так же и после русских приставок:

    После русских приставок межи сверхпишется -И-.

    сверхИнтересный
    межИздательский
    межИнститутский

    А еще встречаются такие случаи с И:

    После приставок, оканчи-вающихся на гласный, в корне с начальным И-, пишется -И-.

    выИграть
    поИстине

    т.е. корень остается без изменения (в соот-ветствии с произно-шением).

    После первых частей сложных и сложносок-ращённых слов (двух, трёх, пед, мед, спорт, полит, гос, фин, техи др.) пишется -И-.

    педИнститут
    спортИнвентарь
    политИнформация
    госИмущество
    финИнспектор
    техИнвентарь
    самИздат

    В качестве первых частей сложных и сложносокращённых слов могут высту-пать целые слова (спорт) и части слов (полит).

    Такие правила можно оставить для себя как ПЕРЕХОДНЫЕ от форм к смыслам – звуков, слогов, слов, предложений…

    Когда однажды начнете работать с Живым Языком и Живой Речью полностью и исключительно по смыслам, то вы уже не будете смотреть на приставки, корни и т.д., а будете воспринимать и реагировать только на смыслы (при этом правильно выбирая нужные формы)!

    Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

    zovu.ru

    Буквы Ы и И после приставок. 6-й класс

    Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

    1) сформировать умения строить правила написания И-Ы после приставок;

    2) сформировать умения применять правило написания И-Ы после приставок;

    3) тренировать умение применять правописания И-Ы после приставок;

    4) тренировать умение составлять связное высказывание на лингвистическую тему.

    Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.

    Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать умение строить речевое высказывание.

    Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

    Оборудование: учебник по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, карточки, презентация.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока.

    — Обратимся к эпиграфу урока “Знание – сила”.

    — Как вы понимаете эту пословицу? В чем сила знаний?

    — Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание, где оно вам пригодится? (В практике)

    Молодцы! Желаю вам удачи!

    2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    — Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия.

    — Что изучает морфемика, какие морфемы вы знаете? (Морфемика изучает состав слова.Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание) Слайд №3.

    — Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что здесь изображено. (На слайде иллюстрация к басне И.А.Крылова “Квартет”).Слайд №4.

    — Правильно! А кто вспомнит начало этой басни? (Слайд №5)

    — Объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания в 1-ом предложении. В чем особенность второго предложения? (Прямая речь)

    — Найдите в этом предложении древний союз. “Переведите” его на современный язык. (Коль – если)

    — Какие буквы пропущены в выделенных словах? От каких слов и при помощи чего они образованы? (Сыграть – играть, сыскал – искать, при помощи приставок)

    — Выполните устно словарный диктант, объясните пропущенные буквы.(Слайд №6)

    Без. свестный, сверх. нтересный, роз. грыш, меж. нститутский, с. грать, по. скать.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    — Какие допустили ошибки? После какой морфемы?

    — Почему у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю правила, по которому можно определить написание букв И-Ы после приставок)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    — Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило написания букв И-Ы после приставок)

    — Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буквы И-Ы после приставок) Запись на доске.

    — Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)

    — Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)

    5. Реализация построенного проекта.

    — Итак, давайте установим закономерность написания букв И-Ы после приставок, для этого проанализируйте данные ниже примеры и зафиксируйте ваши наблюдения в письменном виде в тетради. (Слайд №7)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Гласные ы и и после приставок

    Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект . Д. Э. Розенталь . 1997 .

    Смотреть что такое «Гласные ы и и после приставок» в других словарях:

    Гласные ы и и после приставок — После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением, например: играть – подыграть, разыграть, сыграть; искать – отыскать, подыскать, разыскать; идейный – безыдейный; индукционный – безындукционный; … Справочник по правописанию и стилистике

    § 007. ГЛАСНЫЕ Ы и И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК — § 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где… … Правила русского правописания

    ОРФОГРАФИЯ — @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

    ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

    Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике

    Орфограмма — Орфограмма (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания. Основные разделы орфографии: написание морфем в различных… … Википедия

    Ы — У этого термина существуют и другие значения, см. Ы (значения). Буква кириллицы Ы Кириллица А Б В … Википедия

    Ы (кириллица) — Запрос «Ы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Буква кириллицы Ы Кириллица … Википедия

    Буква Ы — Запрос «Ы» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Буква кириллицы Ы Кириллица А Б В … Википедия

    pravopisanie_i_stilistika.academic.ru

    Буквы Ы и И после приставок на согласные

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На уроке изучается орфограмма «Буквы Ы и И после приставок на согласные». Учащиеся узнают, в каких случаях после приставки на согласную следует писать букву Ы, а в каких пишется буква И.

    1. Основное правило

    После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть – разыграть – розыгрыш. Итого – подытожить. Идти – предыдущий. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

    Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства.

    Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И – Ы.

    2. Приставки-исключения

    После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

    После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный, контригра, но розыгрыш. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

    Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь.

    Список литературы

    1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
    2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

    Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

    К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

    Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

    2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

    3. Пред_стория этого события была почти забыта.

    4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», – вздыхает Жорка.

    5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

    6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    interneturok.ru

    Еще по теме:

    • Закон предложения для рынка труда Спрос и предложение на рынке труда Спрос и предложение на рынке труда — спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда. Спрос на труд (Denand for labor), субъктами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной […]
    • Основные правила по русскому для сдачи гиа Подготовка к ОГЭ по русскому языку Подготовка к ОГЭ — дело ответственное и сложное. Особенно это касается самостоятельной подготовки. Очень надеюсь, что материалы сайта «Стать грамотным» помогут вам, дорогие девятиклассники подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и сдать его успешно. Итак, кликайте по […]
    • Подавленные налоги Налог на соль и народное восстание 1648 года Когда-то соль была дорогим товаром для подавляющего большинства населения и важным источником доход для власти. В 1646 году, при правлении Алексея Михайловича, для пополнения доходов казны было принято решение ввести косвенные налоги на товары, используемые большинством […]
    • Пенсионный фонд щелково материнский капитал ПФР: новые возможности материнского капитала в 2018 году 04 февр. 2018 г., 12:14 Фото из открытых источников – С 1 января 2018 года заработали две президентские инициативы по поддержке демографической программы. Расскажите о них подробнее. – Прежде всего – это Ежемесячная выплата на ребенка из средств материнского […]
    • Ип график уплаты налогов Какие сроки уплаты налогов ИП в 2017 году? Отправить на почту Сроки уплаты налогов ИП в 2017 году сохранились такими же, как и в 2016 году. Однако платежи по налогам для ИП имеют ряд особенностей. Попробуем систематизировать их. Особенности налогообложения ИП Физлица, зарегистрированные в качестве ИП, так же, как и […]
    • Размер выплаты единовременного пособия при рождении ребенка Пособия на детей малоимущим семьям Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.