Закон о передаче полномочий из поселений в район

В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2015 года решение ряда вопросов местного значения на территории сельских поселений отнесено к компетенции муниципальных районов (такие вопросы, как: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения и др.).

В этой связи передача имущества из собственности сельского поселения в собственность муниципального района в связи с передачей полномочий по решению вопросов местного значения, разрешение которых на территории сельского поселения отнесено к компетенции муниципального района, должна производиться в порядке, установленном частью 11.1 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии с указанным порядком разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и сельскими поселениями осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В Республике Карелия разграничение муниципального имущества осуществляется постановлениями Правительства Республики Карелия.

Законом Республики Карелия от 3 июля 2008 года № 1212-ЗРК (далее – Закон) установлен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления муниципальных образований в орган по управлению государственным имуществом и перечень документов, необходимых для принятия Правительством Республики Карелия постановления о разграничении имущества между муниципальными образованиями.

Согласно статье 2 Закона перечень передаваемого имущества, подготовленный по установленной форме органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого имущество подлежит передаче (т.е. муниципального района), и утвержденный указанным органом местного самоуправления, направляется для согласования в орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится имущество, подлежащее передаче (т.е. сельского поселения). Перечень передаваемого имущества должен быть пронумерован постранично, прошит и скреплен печатью утвердившего его органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится имущество, рассматривает перечень передаваемого имущества и в месячный срок со дня получения указанного перечня принимает решение о его согласовании либо об отказе в его согласовании или отдельных объектов, включенных в перечень.

Решения органа местного самоуправления муниципального района об утверждении перечня передаваемого имущества и органа местного самоуправления о согласовании перечня передаваемого имущества с приложением указанных перечней направляются в орган по управлению государственным имуществом (Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок) для подготовки проекта постановления Правительства Республики Карелия о разграничении имущества между муниципальными образованиями.

www.gov.karelia.ru

ВРИО Губернатора Московской области

А.Ю. Воробьеву

от Общественного совета при Главе городского поселения Солнечногорск

Уважаемый Андрей Юрьевич!

24.12.2009 года Советом депутатов городского поселения Солнечногорск было принято решение № 22/5 «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района Московской области». Во исполнение данного решения между главами поселения и района было заключено соответствующее Соглашение № 369/115 от 29.12.2009г. сроком действия до 31.12.2012г. Так же во исполнение решения Совета депутатов от 21.11.2011г. №161/29 было заключено Соглашение «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района» №64/2012 от 03.04.2012г.

Таким образом, району были переданы все полномочия по 45 основным вопросам местного значения поселения (распоряжение муниципальным имуществом, ЖКХ, строительство, транспорт, связь и бытовое обслуживание, архитектура, культура, спорт, безопасность и т.д.).

В соответствии с п. 1.2 Соглашения № 369/115 поселение передает, а район принимает в безвозмездное владение и пользование имущество, необходимое для осуществления полномочий, передаваемых в соответствии с п. 1.1 Соглашения. Однако указанное имущество, в т.ч. и объекты инженерной инфраструктуры коммунального назначения, району переданы не были, поскольку соответствующих решений о передаче имущества Советом депутатов городского поселения Солнечногорск не принималось.

Последующими решениями Совета депутатов городского поселения Солнечногорск сроки действия указанных Соглашений были продлены до 31.12.2014г.

Считаем, что принятые Советом депутатов городского поселения Солнечногорск решения о передаче полномочий поселения по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, противоречат Конституции РФ (ст. 132), нормам федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статьи 49, 50, 51 федерального закона №131-ФЗ), нормам гражданского законодательства Российской Федерации о правомочиях собственника имущества, а также Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского поселения Солнечногорск» (которым установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом от имени поселения самостоятельно осуществляет Глава поселения (администрация поселения)).

Анализируя действующее законодательство в указанной сфере, следует подчеркнуть, что допустимым предметом соглашения является передача части полномочий по решению вопросов местного значения органов одного муниципального образования органам местного самоуправления другого муниципального образования. Передача вопросов местного значения (всех полномочий, или всего вопроса местного значения) не допускается, так как вопросы местного значения для каждого типа муниципальных образований могут быть изменены только внесением изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

Очевидно, что вышеуказанные заключенные соглашения о передаче полномочий не соответствуют действующему законодательству и подрывают экономические основы местного самоуправления на территории городского поселения.

Фактически Совет депутатов городского поселения Солнечногорск превысил свои полномочия и своими действиями осуществил подмену одного органа местного самоуправления другим и лишает администрацию городского поселения, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения, возможности управлять имуществом муниципального образования в целях обеспечения исполнения вопросов местного значения поселения.

Оценивая последствия передачи полномочий городского поселения Солнечногорск на уровень Солнечногорского муниципального района и сложившуюся практику взаимодействия поселения и района по решению вопросов местного значения поселения, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость передачи администрации района части полномочий по решению вопросов местного значения поселения в сферах как ЖКХ и распоряжение имуществом в условиях профицита бюджета поселения явно отсутствовала. Экономическая и иная целесообразность для принятия Советом депутатов города данного решения не была ими обоснована. Соответственно данное решение является не иначе как политическим.

2. Администрация поселения, непосредственно работающая с населением по всем вопросам местного значения, в условиях переданных полномочий фактически ограничена в самостоятельности. Выстроенная вертикаль управления муниципальным образованием вошла в противоречие с декларируемыми принципами местной демократии и самоуправляемости территорий. Низкая нормативно-правовая проработанность вопроса передачи администрации района части полномочий по решению вопросов местного значения поселения привела к тому, что муниципальные услуги и функции «отдалены» от жителей, снижено качество работы администрации.

3. Администрация поселения, являясь титульным собственником муниципального имущества поселения, в условиях переданных полномочий по пользованию и распоряжению данным имуществом, фактически лишена возможности осуществления контроля за эффективностью управления, эксплуатации и распоряжения своим имуществом со стороны администрации района. Таким образом, в полной мере реализовать правомочия собственника в отношении имущества поселения не в состоянии ни администрация поселения (формально владеет имуществом, но фактически распоряжаться им не может), ни администрация района (фактически распоряжается имуществом, собственником которого не является).

Полномочия по решению вопроса местного значения поселения, предусмотренного п.3 ч.1 ст.14 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения), получаются «размытыми» между органами местного самоуправления поселения и района: в поселении формально остался только учет имущества, а фактически пользование и распоряжение имуществом осуществляется и районом, и поселением одновременно.

На практике это привело к несоблюдению баланса интересов и спорам о компетенции между органами местного самоуправления поселения и района.

4. Для поселения усложняется процедура использовать собственные материальные ресурсы и дополнительно привлекаемые финансовые средства в случаях заключения соглашений между поселением и правительством области по софинансированию целевых программ поселения и при участии в региональных программах: ввиду переданных полномочий администрация поселения вынуждена переуступать свои права и обязанности по заключаемым муниципальным контрактам в пользу администрации района. При этом фактически утрачивается возможность влиять на объем и качество принимаемых расходных (финансовых) обязательств, выполняемых работ и оказываемых услуг в интересах поселения, а также осуществлять контроль за исполнением бюджета в этой части.

5. Не проработана ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий.

Просим Вас принять участие в разрешении данной проблемы.

ВРИО Председателя Общественного совета

при Главе городского поселения Солнечногорск Ю.А. Щетинкин

adm-solgor.ru

Администрация Ленинградской области

Порядок передачи полномочий с уровня поселения

на уровень муниципального района

В соответствии c положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существуют два способа передачи полномочий местной администрации поселения местной администрации муниципального района.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 142.5 БК РФ).

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема соответствующих межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального района.

На практике обычно на уровень муниципальных районов передаются следующие полномочия:

  • формирование и исполнение бюджета поселения;
  • организация в границах поселения тепло-, электро- и газоснабжения населения;
  • утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;
  • организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований на территории поселения;
  • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131 -ФЗ полномочия по решению вопросов местного значения местной администрации поселения, являющегося административным центром муници­пального района, могут быть переданы местной администрации данного муни­ципального района еще одним способом. Такая передача полномочий может осу­ществляться не путем заключения соглашений между указанными муниципаль­ными образованиями, а посредством внесения изменений в уставы обоих упомянутых муниципальных образований (т. е. не в договорном, а в нормативно-правовом порядке).

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муни­ципального района и поселения, являющегося его административным центром, мо­жет быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения. В этом случае в указанном поселении местная администрация не образу­ется. При этом данное поселение сохраняет статус муниципального образования, и в нем осуществляют полномочия представительный орган муниципального обра­зования, глава муниципального образования, а также, если это предусмотрено его уставом, иные органы местного самоуправления.

Данные положения Федерального закона № 131 -ФЗ предоставляют возможность оптимизировать систему муниципального управления в указанных муниципальных образованиях и обеспечить сокращение расходов соответствующих местных бюд­жетов на содержание органов местного самоуправления, но только в тех случаях, когда для этого в соответствующих муниципальных образованиях существуют объ­ективные потребности. Важно также обратить внимание на то, что указанная норма не носит императивный характер и ее применение зависит исключительно от добро­вольного волеизъявления депутатов представительных органов каждого муници­пального образования (раздельно поселения, являющегося административным цент­ром муниципального района, и муниципального района), вносящих соответствующие изменения в уставы своих муниципальных образований. Внесение таких изменений в устав только одного из муниципальных образований (района или поселения) каких-либо правовых последствий для другого муниципального образования или его ор­ганов местного самоуправления не несет. Ни органы государственной власти субъ­ектов РФ, ни органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе оказывать административное воздействие на представительные органы упомянутых поселений в целях принятия ими решений.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося его администра­тивным центром, необходимо определить субъектов, наделенных полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муници­пального района полномочий администрации поселения, являющегося его адми­нистративным центром. Данным правом могут быть наделены представительные органы указанных муниципальных образований, а также их главы. При этом важно предусмотреть количество голосов, необходимых для поддержания данной ини­циативы. Представляется, что это может быть как простое большинство, так и боль­шинство в две трети голосов от установленной численности депутатов соответ­ственно представительного органа поселения и представительного органа муни­ципального района.

В случае если указанная инициатива будет поддержана необходимым количе­ством голосов депутатов, для согласования дальнейшей процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципаль­ного района представляется целесообразным заключить соглашение между пред­ставительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществле­ния полномочий администрации поселения.

В настоящее время наиболее простым и эффективным способом передачи полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципаль­ного района, местной администрации муниципального района является заключение между ними соглашений. В данном случае местная администрация поселения долж­на формально сохраняться в структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования. Однако структура и штат данной местной администра­ции, а также расходы местных бюджетов на ее содержание могут быть минимизиро­ваны. В то же время в случае заключения указанного соглашения органы местного самоуправления поселения, являющегося административным центром муниципаль­ного района, и органы местного самоуправления муниципального района смогут избежать финансовых и правовых проблем, связанных с полной ликвидацией местной администрации такого поселения.

Пример соглашения о передаче полномочий поселения по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района (скачать)

Дата редактирования: 23-03-2017 в 17:47 Редактор Авляханова Оксана Викторовна

ghi.lenobl.ru

Закон о передаче полномочий из поселений в район

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

2. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

6. Просим дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны, а также раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ.

Содержание понятия «первичные меры пожарной безопасности» раскрывается в статье 1 ФЗ № 69-ФЗ, в соответствии с которой под таковыми понимается «реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Согласно статье 19 ФЗ № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Одной из таких первичных мер пожарной безопасности может являться упомянутое выше создание в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны. Как следует из статьи 13 ФЗ № 69-ФЗ, участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ принимаются органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ.

7. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования:

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

8. Как разрешаются споры о компетенции между органами местного самоуправления?

Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

9. Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

В этом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

10. Каким образом устанавливается ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных правовых актов?

Право на установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. К ответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые органами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить, каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.

msu-russia.ru

Еще по теме:

  • Преступление состав которого сконструирован по типу материального считается оконченным с момента § 2. Оконченное преступление В отличие от неоконченного преступления оконченное характеризуется полным соответствием содеянного указанным в законе объективным и субъективным признакам. УК РФ в ч. 1 ст. 29 впервые дает определение понятия оконченного преступления. Преступление признается оконченным, если в […]
  • Нотариусы в арзамасе график работы Нотариусы Арзамас Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Емельянова Валентина Ивановна Телефон: +7 (83147) 2-13-21 Адрес: 607220, г. Арзамас, ул. К. Маркса, д. 7а Часы работы: Телефон: (83147) […]
  • Адвокат якимов аа Апелляционное определение СК по уголовным делам Пермского краевого суда от 16 мая 2013 г. по делу N 22-2813 (ключевые темы: предварительное следствие - обвиняемый - обвинительное заключение - особая жестокость - стойкая утрата общей трудоспособности) Апелляционное определение СК по уголовным делам Пермского краевого […]
  • Собираемость налога по усн Собираемость налога по усн Молодым педагогам из Винзилей дадут жилье Более 2 тыс. пожарных дымоизвещателей появятся в домах одиноких пожилых людей Семь тысяч тюменцев с начала года пришли на биржу труда Тюменцев научат разбираться в театральном искусстве В центре Ишима появилась богиня Александр Моор поздравил […]
  • Преступления против личности рк презентация Преступления против здоровья (ст. 111-125 УК РФ). - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.hse.ru Презентация на тему: " Преступления против здоровья (ст. 111-125 УК РФ)." — Транскрипт: 1 Преступления против здоровья (ст УК РФ) 2 Преступления против здоровья2 1. Система преступлений […]
  • Закон о военнообязанных и военной службе Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ наименование статьи 23 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г. Статья 23. […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.