Жена по законам ману

18. Семейное право по законам Ману в Древней Индии.

Брачно-семейные отношения.Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти — под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны

были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

19. Источники развода по законам Ману.

Артхашастра различает несколько форм брака (почти в точности совпадающих с соответствующими римскими обычаями): правильный или торжественный брак (при этом приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом (покупкой жены): брак, основанный на свободном соглашении супругов, и, наконец, похищение жены — умыкание, возникшее из обычая брать женщин в бою, как берут трофей.

В принципе признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж — в молодости, сыновья — в старости: «женщина никогда не пригодна для самостоятельности».

По Артхашастре, «муж обязан учить жену поведению и может ударить ее 3 раза по спине: расщепленной тростью, веревкой или рукой».

Развод для жены невозможен: «ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа». Муж может оставить жену, «если она его ненавидит»; «жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8-м году, рожающая мертвых — на 10-м, только девочек — на 11-м, но сварливая — немедленно».

Супружеская верность поддерживается суровыми карами. В то же время допускается самая широкая добрачная половая свобода девушек. Сын, которого девушка родит в доме своего отца, будет считаться «сыном замужней девушки». После он станет сыном того, кто на ней женится. Такие дети не были препятствием к браку.

Брачно-семейное право в Древней Индии, страница 2

Главным назначением женщины считалось воспроизводство рода. Рождение в семье дочери рассматривалось как несчастье, а сына – как благо, ибо именно на них падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Если у женщины не было сыновей, муж мог уполномочить свою жену на сожительство с деверем или другим родственником мужа для достижения желаемого потомства. Последнее, как и скот, признавалось основным видом богатства. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.

Законы не запрещали многоженство. При наличии жен из разных варн старшинство определялось порядком варн. Только жена равной с мужем варны могла лично прислуживать ему, присутствовать при совершении обрядов. Муж обязан был обучать жену хорошему поведению, мог наказать ее. Согласно Законам Ману жена должна почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Проданная в рабство и оставленная мужем, она все равно продолжала считаться его женой.

Брак в Индии считался священным институтом, и поэтому очень сурово наказывалось прелюбодеяние, особенно если оно совершалось между членами различных варн. В этих случаях мужчину сжигали, а женщину затравливали собаками. По этим же религиозным соображениям осуждался развод, следуя им, в Законах Ману развод не допускался. Но «если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, но если говорит грубо – немедленно».

По древним религиозным обычаям женщина не могла после смерти мужа вторично выйти замуж, в противном случае ее ожидало всеобщее презрение. Подобного рода брак не имел юридической силы. Идеалом жены в Древней Индии считалась женщина, которая после смерти мужа кончала жизнь самоубийством, восходя на костер, в котором сжигали труп ее мужа. Зато муж, почтив священными огнями умершую жену, мог вступить в новый брак. Видимо, поэтому женщины-идеалы, следующие за своими мужьями на костер, были все же редкостью.

  • Currently 3.05/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 3.0/5 (1419 голосов)

book-science.ru

О том, как жили люди в древности, мы узнаем из дошедших до нас письменных источников. Для древней Индии это сборники нравственных предписаний и религиозно-правовых норм (дхармашастры) и трактаты о политике и праве (артхашастры). Самые известные из этих источников — это так называемые законы Ману (Дхармашастра Ману) II в. до н.э. — II в.н.э, а также Артхашастра Каутильи (I в до н.э — I в. н. э.). Древняя Индия была крупной державой с высокоразвитой культурой, расцвет которой пришелся на конец III — начало II тысячелетий до нашей эры. По своей территории древняя Индия была примерно равно Местопотамии, Египту, Малой Азии, Ирану, Сирии, Палестине и Финикии вместе взятым.

Огромное влияние на брак в древней Индии, как, кстати говоря, и в Индии современной, наложила специфическая кастовая система общества, которая определяла все общественные отношения в государстве. С середины II тысячелетия до нашей эры в древней Индии складывается кастовая система. Все общество делится на четыре основных варны (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (войнов), вайшьев (скотоводов, земледельцев и торговцев) и шудр (разнорабочих и слуг), которые были обязаны служить первым трем варнам. Также существовала еще одна часть общества, так называемые «неприкасаемые». Эти люди не принадлежали ни к одной из варн и были обязаны выполнять самую грязную работу. По мере развития общества, складывания ремесел и торговли, появилось деление общества на касты, которое определялось профессией человека. Принадлежность к определенной варне и касте полностью определяло жизнь и поведение человека. Сама структура индийского общества представляла из себя очень сложную многослойную систему, выстроенную в строгом порядке чередования и соотношения разных социальных групп. В середине XX века на законодательном уровне было провозглашено равенство всех каст, но в реальной жизни кастовая система продолжает существенно определять жизнь человека в Индии и по сей день.

Семья в древней Индии представляла собой большое объединение близких и дальних родственников, живущих под одной крышей или в соседних домах и чаще всего совместно владеющих общим имуществом. Брак в древней Индии устраивался родителями жениха и невесты. Заключению брака предшествовали длительные переговоры, а также изучение различных предзнаменований, благоприятных примет и гороскопов. Вступающие в брак должны были принадлежать к одной варне и касте. Правила относительно степеней родства, исключающих возможность брака, отличались большой строгостью, в частности запрещался брак между лицами, имеющими общего предка со стороны отца в седьмом поколении или со стороны матери в пятом. Приветствовались браки, в которых жених был существенно старше невесты.

Существовало восемь типов брака в древней Индии, упоминаемых в древнеиндийских письменных памятниках и названных по именам различных сверхъестественных существ или богов.

Брахма: девушку выдают с соответствующим обычаю приданым за человека того же сословия, согласно установленному обычаем ритуалу.

Дайва: отец отдает свою дочь жрецу в вознаграждение за то, что тот совершил жертвоприношение.

Арша: за невестой не дают приданого и, напротив, за нее требуют символический выкуп в виде коровы или быка.

Праджапатья: отец выдает дочь замуж без выкупа и без приданого.

Гандхарва: заключается с согласия обеих сторон, часто без всяких обрядов, кроме устного обещания. Такой брак часто бывал тайным.

Асура: брак с выкупом невесты.

Ракшаса: брак с умыканием невесты.

Пайшача: обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной, которое едва ли вообще можно назвать браком.

Из этих восьми форм брака в древней Индии лишь первые четыре были общепризнанными и считались допустимыми для брахманов. Они освящались религией и рассматривались как нерасторжимые. Считалось, что в семьях, возникших от четырех форм брака, начиная с первого — брахма и т.д., рождаются сыновья, сияющие знанием Веды, одобряемые учеными людьми. На все прочие формы брака в древней Индии благочестивые люди смотрели более или менее неодобрительно. При этом, как ни странно, брак гандхарва, который часто сводился лишь к временной связи, пользовался признанием. Считалось, что этот брак недопустим для брахманов, но он определенно разрешался членам варны воинов и двух низших сословий.

Асура, брак в древней Индии, при котором невесту просто покупали у отца, не одобрялся обществом, хотя древнеиндийские своды законов безоговорочно признают его. Брак ракшаса, то есть посредством умыкания, особенно широко практиковался у воинов. Брак пайшача единодушно осуждался. Последние три вида брака были названы именами демонов, среди которых пишачи считались наиболее отвратительными и низкими. Согласно книгам законов пайшача допустим разве что для низших из низших, но отнюдь не для представителей высших варн. Среди высших сословий преобладали браки первого типа.

Рождение ребенка было большой радостью в древнеиндийской семье. Церемония, знаменующая рождение (джатакарма), осуществлялась до перерезания пуповины и заключалась в том, что новорожденному нашептывали на ухо священные заклинания (мантры), в рот ему вкладывали смесь меда и топленого масла и его нарекали именем, которое родители хранили в тайне до обряда посвящения.

Важным считалось первое кормление твердой пищей. На шестом месяце ребенку давали мясо, рыбу или рис в смеси с творогом, медом и топленым маслом, сопровождая кормление чтением ведийских гимнов и возлиянием топленого масло в огонь. На третьем году жизни мальчикам при соблюдении различных обрядовых действий брили на особый манер голову, оставляя на макушке небольшой пучок волос, который для благочестивого брахмана полагалось сохранять всю жизнь. Особая церемония знаменовала момент, когда ребенок приступал к изучению грамоты.

Само обилие обрядов, связанных с детьми, указывает на то, какое важное значение имел ребенок в жизни родителей. Считалось очень важным иметь хотя бы одного сына, так как именно сын, исполнив обряды, связанные с похоронами отца, обеспечивал его беспрепятственный переход в иной мир. Глубокое чувство родовых связей, существовавшее в древней Индии, еще более повышало желание иметь сыновей, без которых прекратилось бы продолжение рода.

Девочки, напротив, не помогали родителям перейти в иной мир и не способствовали продлению рода, поскольку согласно религиозным воззрениям после замужества становились членами семьи мужа. А, кроме того, их нужно было обеспечивать приданым. Отец невесты нес на себе большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь рисковал остаться в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к самоубийству. Трудности в поисках престижного жениха и святая обязанность отца выдать дочь замуж служили почвой для распространения браков несовершеннолетних, признания действительными браков с невменяемым или тяжело больным мужчиной. Поэтому рождение девочек было не очень желательным. Но в обеспеченных индийских семьях дочери были предметом ничуть не меньшей любви и заботы, чем сыновья.

Брак в древней Индии признавался для женщин священным и нерасторжимым, для вдов были запрещены вторичные браки, жена также не освобождалась от мужа ни в случае ее оставления мужем или даже продажи. Если женщина имела смелость сбежать от мужа, то с нее или с ее семьи взыскивался большой штраф, исключение из этого правила могло составить только дурное обращение мужа с женой. В более ранние времена, на заре становления древнеиндийской цивилизации, развод был возможен по обоюдному согласию, если брак не был освящен религиозным обрядом, и без согласия одной из сторон, если от одного из супругов могла исходить опасность для другого. Также развод был допустим, если муж оставил жену. но для последней устанавливался обязательный срок ожидания от одного до двенадцати лет, зависящий от ее принадлежности к варне. В более поздние времена развод для высших каст стал полностью невозможен.

Формой брака в древней Индии в основном была моногамия, хотя полигамия (многожество) довольно часто встречалось среди высших и богатых слоев общества: цари и вожди племен, равно как и многие брахманы и обеспеченные представители низших варн имели несколько жен. На законодательном уровне это не одобрялось. В частности, в древнеиндийских сводах законов было запрещено брать вторую жену, если первая жена родила сына и у нее хороший характер. Многоженцы имели некоторые юридические ограничения, например, многоженец не имел права выступать свидетелем в суде. Однако, несмотря на это, среди богатых людей полигамия была довольно распространенным явлением. Мужу позволялось взять вторую жену, в случае, если первая жена была бездетна, причем в таких случаях, он мог жениться многократно, потому что иметь сына его обязывал религиозный долг. Дурной нрав жены, а также ее расточительность и пьянство также считались безоговорочным оправдание многоженства. Также в законах Ману можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев, однако, судя по количеству упоминаний таких ситуаций, они встречались довольно редко.

family-abc.ru

Жена по законам ману

Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником. При этом он должен руководствоваться благочестивым желанием продолжить род, приходить к ней лишь однажды, и сама эта связь должна была происходить без всяких ласк и даже не глядя друг на друга. В случае смерти бездетного мужа «ради продолжения рода», а не по страсти с разрешения родственников вдова могла родить сына от деверя — младшего брата её покойного мужа или другого родственника (ЗМ, IX, 59). Такой сын считался сыном не своего действительного родителя, а покойного мужа матери. Однако, «этот обычай порицается просвещенными брахманами, как свойственный животным» (ЗМ, IX, 66).

«Тот, кому назначено (восстановить семя) от вдовы, должен (приблизиться к ней) ночью, помазанный коровьим маслом и молча произвести одного сына, но другого — ни в коем случае» (ЗМ, IX. 60). «И он (деверь) пусть сближается с нею таким образом лишь до рождения сына, а после рождения сына пусть оставит, иначе (это) будет распутством. (Пусть приближается к ней), намазав тело очищенным топленым маслом или необработанным кунжутным маслом, отвращая лицо от её лица, избегая объятий» (Нарада, XII, 80 — 81).

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны. Существенного различия между родным сыном и таким внуком по женской линии не делалось. Обделённым оставался лишь муж путрики. Недаром индийские мудрецы не советовали благоразумному человеку жениться на той девушке, у которой нет братьев, из опасения, что она может оказаться путрикой (ЗМ, IX, 127, 132, 136, 139; III, 11) 8 .

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне. Мужчина, желающий вступить в брак с женщиной низшей варны, обязан был предварительно сочетаться браком с женщиной высшей варны. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн. По мнению индусов, смешения варн недопустимы, ибо «безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков».

«При первом браке дваждырожденному рекомендуется жена его варны» (ЗМ, III, 12). Дхармашастра Нарады гласила: «При браке брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр лучше, если жена из той же варны; и для женщины — лучше, если муж из той же варны» (III, 4), так как «дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят свои семьи и потомков к положению шудры» (ЗМ, III, 15).

«Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти) низвергается в ад; произведя от неё сына, он лишается брахманства. Для целующего шудрянку, для осквернённого (её) дыханием, а также для породившего от неё потомство не предписывается искупления» (ЗМ, III, 17, 19).

2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин — 16 лет, для женщин — 12 лет. (III, 3(1)). Законы Ману считали, что в идеальном браке возраст невесты должен составлять треть возраста жениха, то есть мужчине 24 лет следовало жениться на восьмилетней девочке (IX, 94).

3. Согласие родителей (отца). В патриархальном обществе отец обязан был выдавать дочь замуж, то есть уступать другому мужчине власть, которую он имеет над нею. Он также имел право женить сына, так как женитьба сына имела значение для продолжения рода и поминовения умерших предков.

«Пусть девушку выдает замуж отец или брат с разрешения отца, отец матери или брат матери, родичи (по отцу) или родственники (по матери). Если никого из них нет, то (пусть выдает дочь замуж) мать, если она в состоянии. Если же (мать) не в состоянии, то пусть выдают (девушку) замуж те, кто одной с ней касты. Если же нет никого, то девушка пусть обратится к царю и, с его позволения, пусть сама себе выберет жениха» (Нарада, XII, 20-22).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство. Жена сравнивалась с полем: «Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением семени; рождение всех одарённых телом живых существ (происходит) от соединения поля и семени» (ЗМ, IX, 33). «Муж — тот, кто сеет на поле, а у кого нет семян, тому и поле не требуется».

«Мужчина должен быть проверен, является ли он мужчиной, по его телесным признакам. Если он, несомненно, мужчина, то может получить девушку» (Нарада-смрити, XII, 8). Дхармашастра Нарады описывала полноценного мужчину, способного к рождению детей: «Если экскременты мужчины не тонут, а держатся на поверхности воды, если его семя и моча пенятся, он имеет характеристические признаки мужской силы; в противном случае, он — импотент» (XII, 11).

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви. От этих самовольно заключённых браков могут родиться только дурные сыновья «жестокие, говорящие неправду, ненавидящие веду и дхарму» (ЗМ, III, 41). Хорошие браки совершались родителями, при участи брахманов. Наиболее правильным, «благословенным» признавался торжественный обряд приведения невесты в дом жениха, основанный на согласии вступающих в брак и их родителей и на религиозных обрядах.

Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных. «Для обеспечения счастья (новобрачных) при бракосочетании производится чтение благоприятствующих мантр (стихотворный изречений из ведийской и иной литературы, которым приписывалась магическая сила и духовное воздействие) и жертвоприношение Праджапанати; передача (дочери отцом) — основание собственности (власти)» (ЗМ, V, 152). Законы Ману подчёркивали, что женщина не может быть предметом купли-продажи (ЗМ, III, 51, 53-54, IX, 98, 100). Вместе с тем, Законы Ману говорили о плате женихом отцу цены невесты (ЗМ, III, 29, 31, VIII, 366, 369, IX, 93, 97). Эти противоречия можно объяснить тем, что законы содержали постановления различных эпох. Редакторами законов были разные лица, проживавшие в разное время. Ко времени жизни позднейшего редактора законов Ману, по-видимому, уже вышла из употребления купля-продажа невесты, как действительный, а не обрядовый способ заключения брака 9 .

«Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства» (ЗМ, III, 51). «Некоторые назвали корову и быка, (данных) при бракосочетании арша, (только) «вознаграждением», (но) это неверно: (принятие платы) малой или большой является по сути дела продажей» (ЗМ, III, 53). Напротив, дар, сделанный женихом невесте, не является куплей невесты, но честью и выражением уважения к ней со стороны жениха (ЗМ, III, 54). «Даже шудре, выдавшему дочь (замуж), не следует получать вознаграждение, ибо получающий вознаграждение совершает продажу дочери» (ЗМ, IX, 98). «Никогда, даже в прежние существования, мы не слышали такого (дела, как) тайная продажа девушки с установленной ценой, называемой вознаграждением» (ЗМ, IX, 100).

«(Когда отец), получив от жениха в соответствии с дхармой быка и корову или две пары, выдаёт дочь по правилам, такая дхарма называется арша» (ЗМ, III, 29). «Выдача дочери, (когда жених) даёт добро родственникам и невесте столько, сколько может, и добровольно, называется дхармой асура» (ЗМ, III, 31), то есть это явно договор купли-продажи как способ заключения брака. «Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен» (ЗМ, VIII, 366). «Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести пан, пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог» (ЗМ, VIII, 369). «Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену: так сказал Ману» (ЗМ, VIII, 204). «Если, после того как вознаграждение за девушкой было дано, давший вознаграждение умирает, она должна быть отдана деверю, если девушка согласна» (ЗМ, IX, 97). Выступая против продажи дочери, законы Ману допускали продажу сына (ЗМ, IX, 160, 174).

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Идеальным для благочестивого индийца считался пожизненный брак: «Взаимную верность надо сохранять до смерти», — это должно считать выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены. Мужчина и женщина, соединённые браком, должны стараться не быть разлучёнными и не нарушать своей взаимной верности» (ЗМ, IX, 101, 102).

Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Законы устанавливали необходимость серьёзных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни, так как вступление в брак признавалось священной обязанностью ввиду установленного культа предков. На сыновей падала священная обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.«Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мёртвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — «немедленно» (ЗМ, IX, 81).

«Бездетная жена — существо не только несчастное, но и презираемое, даже ритуальное нечистое, как наказанное богами. Дары, полученные от бездетной женщины, ничего не могут принести, кроме вреда. Боги не примут жертвы не только от самой бесплодной, но даже те жертвы, на которые она бросит взгляд» 1 . 1 Вигасин А. А. Женщина в древней Индии… С. 321.

2. Неизлечимая болезнь. «Но больная жена, которая ласкова (к своему мужу) и высоконравственна, может быть переменена только с её согласия и никогда не должна быть неуважаема» (ЗМ, IX, 82).

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

«Восемь лет пусть ждет брахманка пропавшего мужа, а если у неё нет потомства — четыре года; затем может уйти к другому. Кшатрийка пусть ждёт шесть лет, а если у неё нет потомства — три года; вайшийка, имеющая потомство, — четыре года, а не имеющая потомства — два года. Не предписано срока (ожидания мужа) для шудрянки и нет нарушения дхармы (для нее, если уйдёт к другому), в особенности, если она не имеет детей; крайний срок для нее до года. Такая дхарма предписана для женщин, мужья которых пропали без вести. Если же доходят вести, что (муж) жив, то срок (ожидания) удваивается» (Нарада, XII, 98 — 101). .

Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти. «Жена, ненавидящая мужа, не может получить развод без согласия мужа, и муж — без согласия жены. Развод (совершается) по взаимной ненависти» (Артхашастра, III, 3 15 — 16).

В патриархальном индийском обществе муж всё-таки мог более свободно развестись с женой. Об этом косвенно свидетельствовала следующая норма: «Но того, кто оставляет жену послушную, ласковую, умелую, добродетельную, родившую потомство, царь пусть возвратит (к ней), наложив большой штраф» (Нарада, XII, 95).

studfiles.net

11. Развод и повторный брак. Законы Ману

В ведической культуре такого понятия как развод не существует.

«Ману-самхита» говорит, что женщина, которая бросила своего мужа, должна быть изгоем в обществе. И не только никогда не следует жениться на такой женщине другому мужчине, но и всякий, кто желает строго следовать брахманичсским принципам, независимо от своего пола не должен больше общаться с этой матаджи. Согласно ведической культуре, женщина, бросившая своего мужа, является неприкасаемой.

Шрила Прабхупада также писал, что только шудры разводятся и женятся снова. Если бы мужчины-преданные действовали в соответствии с этими наставлениями (не общались бы с такими женщинами и не брали их в жены), то женщины не бросали бы так легко своих мужей. В современном мире женщины видят, что многие мужчины женятся на разведенных. Женщина не боится покинуть мужа, поскольку уверена, что может найти себе другого. Лишь только она чем-то недовольна, сразу начинает думать: «Почему я должна дальше терпеть глупость своего мужа? Вокруг столь много других мужчин, я всегда могу снова выйти замуж».

Нужно следовать ведической системе. От нее зависит мир во всем человеческом обществе. Если женщины будут непокорными, развалится большинство браков. Когда разрушается семья, то страдают дети. Множество таких детей получают глубокую психологическую травму и затем наносят ответный удар обществу. Данные статистики свидетельствуют, что дети из разбитых семей плохо учатся в школе, с большим трудом социально адаптируются. Девочкам из разведенных семей проще потерять чувство собственного достоинства. Будучи о себе невысокого мнения, они мало ценят и собственную жизнь и более склонны вести жизнь проститутки. Либо же юные девушки из разбитых семей вырастают очень уж независимыми и поэтому сами не становятся хорошими женами, и значит, в их браках будет больше проблем. Мальчики без отцов не так успешно учатся в школе, и, повзрослев, они вынуждены заниматься тяжелым малооплачиваемым трудом. А многие просто плохо заканчивают. Часто дети из неполных семей становятся на какое-то время в своем роде нежеланными. Я знаю матаджи, которая имела троих детей и была разведена. Она хотела выйти замуж снова и нашла мужчину. Несмотря на то, что она на протяжении многих лет после развода растила своих детей, они вдруг стали се обременять. Теперь у нее была возможность выйти замуж, и она отослала своих детей к бывшему мужу, чтобы иметь возможность уйти жить к своему новому приятелю. Она объяснила, что устала растить своих детей за все эти годы, и рассудила, что пришла очередь ее бывшего мужа взвалить на себя это «бремя». Дети стали лишней обузой, мешающей достижению ее целей. Дети понимают такие вещи. Это приводит их в замешательство, они чувствуют себя тягостным бременем. И это оставляет в их душах глубокие раны.

Поскольку общество переполняется такими детьми, все человеческое общество терроризируется и отправляется в ад. В такой ситуации находятся многие современные города. Ключ к решению этой проблемы в том, чтобы женщины стали покорными и надлежащим образом защищенными.

Утренняя прогулка, Рим, 28 мая 1974 года:

Прабхупада: Итак, вы должны построить настоящее человеческое общество в миниатюре, так, чтобы люди, увидев, сказали: «Да, это то, что надо.» Ведь люди наделены разумом. Хотя я и отвергаю современный западный способ жизни, все же так много юношей присоединилось к нам. Я никогда не говорил с целью польстить вам, что ваша западная цивилизация очень хороша. Я никогда не говорил этого.

Йогешвара: Людям было бы интересно узнать нашу позицию в отношении развода. Здесь, в Риме, как раз приняли закон о разводе.

Прабхупада: Это также анимализм. Это подобно тому, как пес занимается сексом с сукой, затем с другой, третьей, четвертой. Так поступают и люди. Итак, вот вам решение данной проблемы. Люди — те же животные. И как ни крути, они голые животные и все. Развод людей — отражение поведения животных. Кобель совокупляется с одной сукой, затем со второй, третьей, четвертой, пятой. Это анимализм и более ничего.

Позиция Шрилы Прабхупады в отношении данного вопроса очень ясна и серьезна. Он говорит, что развод, как и так называемый повторный брак, является анимализмом. Это подобно тому, как собаки все время меняют половых партнеров. Слова Шрилы Прабхупады определенно недвусмысленны. Подобные поступки совсем не нравятся Шриле Прабхупаде, даже если речь идет о непреданных. А что уж говорить о его собственных последователях. Такое поведение идет вразрез со всеми религиозными наставлениями. Это приводит к деградации как индивидуумов, так и общества. Это не тот путь, идя но которому можно завоевать расположение Кришны и Его чистых преданных. И тем не менее, мы продолжаем гак себя вести, поскольку отказываемся следовать наставлениям Шрилы Прабхупады в отношении того, как создать мирную и счастливую семью.

Следует отметить еще один важный момент: часто преданные пытаются следовать идее, что можно придерживаться западного стиля жизни просто приплюсовывая к нему Кришну. Они утверждают, что хотя ведические идеалы замечательны, однако абсолютно неприменимы на Западе. Поэтому такие преданные считают обычным делом предаваться столь многим бессмысленным видам деятельности, присущим западному стилю жизни. Они полагают, что нет ничего дурного в том, что наши дети разных полов встречаются и свободно общаются друг с другом, поскольку на Западе ведическая система просто не срабатывает. Такой выдуманный образ мышления не находит подтверждении в учении Шрилы Прабхупады. Отвергая западный стиль жизни, он учил нас только идеальной ведической системе. И когда Прабхупада ушел из жизни, он возложил на нас задачу каким-то образом ввести систему варнашрамы, ведическую культурную систему не только в нашем обществе, но и по всему миру.

Однажды преданный пожаловался, что некоторые положения неприемлемы для людей Запада, на что Шрила Прабхупада ответил, что поэтому мы должны отшвырнуть Запад.

«В действительности женщин следует опекать на каждой стадии их жизни, В детстве женщина должна находиться под покровительством отца, в молодости — мужа, а в старости — своих взрослых сыновей. Таково правильное поведение людей в обществе согласно «Ману-самхите «. Однако современное образование искусственно создало новое представление о женщине как о независимом существе, и поэтому сейчас брак в человеческом обществе — практически лишь фантазия. Также и нравы женщин сейчас не на слишком высоком уровне. Таким образом, демоны не признают каких- либо предписаний, полезных для общества, а так как они не руководствуются опытом великих мудрецов и не придерживаются изложенных ими принципов, их общество находится в плачевном положении».

Мы должны принять опыт и социальные предписания, оставленные великими мудрецами. Женщины должны оставаться целомудренными и покорными своим мужьям. В человеческом обществе воцарится мир лишь когда женщины будут обладать покорным характером и будут очень целомудренными.

Прабхупада говорит, что демоны не принимают наставлений, которые являются для общества благом. Демоны не следуют опыту великих мудрецов. Поэтому они несчастны. Последователю Шрилы Прабхупады следует принять эти наставления. Прабхупада не оставляет нам выбора. Он говорит, что поступающие иначе — демоны.

Лекция но «Шримад-Бхагаватам», сентябрь 1969 года:

«. До сих пор в Индии консервативные семьи придерживаются системы, по которой вдове нельзя выйти замуж. В Индии нет браков вдов. Это запрещено ”Ману-самхитой” и законодателями, святыми личностями. Почему вдовам запрещено выходить замуж? Суть такого запрета следующая: как правило, во всех странах женское население по численности превышает мужское. Итак, раз женщина стала вдовой, то она уже однажды была замужем. Если она снова выйдет замуж, то другая девушка, никогда не состоявшая в браке, не получит такой возможности. Поэтому, в соответствии с индусскими писаниями, брак вдовы запрещен. А мужчине разрешено, если он материально в состоянии сделать это, жениться более чем на одной женщине. Это не значит просто жениться на них. Иметь несколько жен не означает чувственное наслаждение. Жену следует содержать с большим уважением. У нее должен быть хороший дом, хорошие украшения, хорошая пища, хорошие слуги”.

Женщине нельзя вторично выходить замуж, но мужчине разрешается брать себе нескольких жен. Это законы и обязанности, предписанные Кришной. Шрила Прабхупада утверждает, что если женщина, которая уже была замужем, выходит замуж снова, то этим она отбирает у еще не состоявшей в браке девушки шанс найти себе мужа. И другое (этот момент поддерживают законы дхармы): мужчине следует жениться лишь на девственнице. Ему не следует считать подходящей для брака женщину, которая уже была замужем.

Здесь необходимо упомянуть об одном моменте: Шрила Прабхупада сделал исключение лишь в том случае, когда разведенная женщина приходит в движение сознании Кришны. Когда женщина становится преданной и получает посвящение в воспевание, то для нее наступает новая жизнь. Поэтому Прабхупада делает здесь определенную уступку. Даже если женщина, возможно, уже была замужем либо же общалась с другими мужчинами, когда она становится преданной, все, что было до этого, считается ее прошлой жизнью. Теперь её нужно обучить целомудрию и она может выйти замуж за преданного, который возьмет ее в жены. Однако при любых других обстоятельствах повторное замужество неприемлемо.

Есть один нюанс, который мне хотелось бы подчеркнуть в связи с этим. Важно, чтобы у мужа и жены были одинаковые характеры и качества. Есть мужчины, которые будут счастливы лишь в том случае, если их будущая жена будет не только целомудренной девушкой, но и девственницей. Многие девушки также предпочли бы выйти замуж за мужчину, который был сдержанным. Иногда бывает так, что мужчина, женившись, обнаруживает, что его жена, будучи еще незамужней, имела много связей с другими мужчинами, и это может нанести ущерб их отношениям. Он может почувствовать себя обманутым (как говорят, получив недоброкачественный товар). Когда возникают какие-нибудь проблемы, он может посчитать это уважительной причиной для разрыва супружеских отношений. Мое мнение таково: если добрачные связи с представителями противоположного пола сильно беспокоят одного из предполагаемых супругов (либо же обоих), то об этом следует предупредить будущего супруга до того, как будет принято окончательное решение об их браке. Это предотвратит много бедствий, которые могут возникнуть в последствии.

«Ману-самхита» утверждает, что мужчина может отвергнуть жену- недевственницу, если ее отец не проинформировал своего зятя об этом до окончательного соглашении. Это же относится и к тем случаям, когда будущая жена имеет какие-нибудь хронические заболевания либо другие физические или умственные недостатки, о которых ее отец не сообщил будущему зятю до окончательного соглашения.

Брахману советуется не брать себе в жены девушку Нечистую или же с физическими или умственными дефектами (по крайней мере, это относится к его первой жене). Однако если отец поставил в известность будущего мужа своей дочери о том, что она не девственница либо же что у нее есть какой-либо другой изъян, и мужчина согласился жениться на ней, то в дальнейшем он не может отвергнуть ее на этом основании.

Суть в том, что, в соответствии с Ману, об этих вещах следует сообщать до окончательного соглашении.

«Женщина имеет другие обязанности, нежели мужчина, все же целомудренная женщина не должна служить падшему мужу. Ей необходимо покинуть общество такого падшего мужа. Оставить общество своего мужа не означает, однако, что жена должна выйти замуж снова и так вовлекаться в проституцию. Если целомудренной женщине выпало выйти замуж за падшего мужа, она должна жить отдельно от него. Подобным образом муж может изолировать себя от женщины, не целомудренной в соответствии с описаниями шастр. Заключение таково, что муж должен быть чистым вайшнавом, а женщина должна быть целомудренной женой со всеми признаками, описанными в этой связи. Так каждый из них будет счастлив и сделает духовный прогресс в сознании Кришны».

Здесь Шрила Прабхупада утверждает, что повторное замужество женщины приравнивается к потворству проституции. Это приговор шастр. Преданному, чья семья очутилась в подобной ситуации, досадно слышать это, однако именно так сказал Шрила Прабхупада. Это ведический закон. Хотя это и неприятно, следует учить этому и проповедовать достаточно часто, чтобы будущие поколения знали, что повторное замужество запрещено в ведическом обществе.

Если мы скроем эти важные аспекты нашей философии, каким образом это поможет нам или будущим поколениям? В конечном счете, им полезно знать об этом и учиться этому, даже если они и родятся в такой семье. Мы не можем проповедовать только то, что нам нравится слышать, что поддерживает наш образ жизни, и игнорировать и отвергать ту часть Писаний, которая обличает греховные поступки, совершаемые нами (как сообществом). Если мы так поступим, то подвергнем опасности миссию Шрилы Прабхупады.

Ныне в нашем обществе очень много повторных браков. Мужчина бросает свою первую жену и женится заново на жене другого преданного. Никто не хочет проповедовать, что это неверно. Никто не желает слышать, что сожительство с женой другого мужчины приравнивает эту женщину к проститутке. Никто не хочет слушать, что его мать или мачеха живет как проститутка. Ни один мужчина не хочет, чтобы другие считали его нынешнюю жену проституткой.

Поверьте, от того, что я пишу об этом и проповедую это, друзей у меня не прибавляется. Моя задача не в том, чтобы стать самым популярным в ИСККОН; единственная цель, которую я преследую — помочь Шриле Прабхупаде в его проповеднической миссии. Он так говорил. Он так учил. Это то, чему учат Веды. Так получилось, что я всем сердцем воспринимаю все это. Мой долг как ученика — повторять данные поучения. Я понимаю, что это необходимость, поэтому не могу повернуться спиной к проповеди истины просто потому, что это может мне стоить преходящей дружбы. Поверьте, временами моя жена и я чувствуем прохладное отношение со стороны окружающих, а иногда меня прямо просили прекратить подобную проповедь. Я говорю об этом не из желания кого-то оскорбить или обидеть. Однако, как бы то ни было, нужно изложить правду. Пускай будет то, что должно быть.

Никто не хочет считать, что его мать нечиста, что она проститутка. Однако если она снова вышла замуж, то она является таковой. Однажды мне сказали, что своими проповедями я буду неблагоприятно влиять на детей, родившихся от матерей, вступивших в повторный брак. Это неверно. Эти женщины и так уже нанесли ущерб своим детям тем, что поступили неправильно, выйдя замуж еще раз. Так что не нужно обвинять проповедь. Эти дети читают книги Шрилы Прабхупады, так что автор книги — не первый и не последний, от которого они услышат эти суждения.

Кроме того, слово «проститутка» обозначает не только профессиональную проститутку, которая зарабатывает себе на жизнь, продавая свое тело всем мужчинам подряд. Слово это, в том смысле, в каком его употребляет Шрила Прабхупада, обозначает любую женщину, которая вовлечена в незаконные сексуальные отношения. Женщина, которая вышла замуж, а затем живет с другим мужчиной, по ведическим наставлениям, занимается незаконным сексом, поскольку такого понятия, как развод, не существует. Следовательно, данная женщина называется нецеломудренной, или проституткой. Это не значит, что она продаст свое тело каждому мужчине. Та женщина, которая это делает, называется профессиональной проституткой. Есть некоторая разница, однако в любом случае это отнюдь не хорошо.

Такой вещи, как развод не существует. Так что если женщина повторно выходит замуж, то она имеет незаконный секс, так как живет с другим мужчиной, а не со своим религиозным мужем. Нерелигиозным в данном случае является то, что она нарушила данную сю священную клятву — всю жизнь быть верной своему религиозному мужу.

7 июля 1975 года в Балтиморе (по мнению Хари Шаури Прабху это было записано 6 июля в федеральном округе Вашингтона) Шрила Прабхупада беседовал с преданными и спросил у них, когда впервые учредили развод. Прадйумна ответил ему, что развод был введен Генрихом VIII, королем Англии. Католическая церковь не позволяла развод и многоженство. Генрих очень быстро разочаровывался в своих женах, и поскольку он не мог развестись или взять себе в жены еще одну женщину, он делал то, что делал бы на его месте всякий полностью деградировавший и морально развращенный демон, — он приказывал отрубать головы надоевшим женам. Вот таким путем («мы будем вместе до самой смерти») он мог «на законном основании» жениться на другой женщине.

После того как король отрубил голову второй своей жене, католическое священство отлучило его от церкви. Однако Генрих VIII отомстил своим противникам, основав собственную церковь, англиканскую. Единственной целью создания новой церкви было разрешить «религиозно авторизованный» развод. Однако это идет вразрез с церковными нормами. О такой вещи, как развод, не может быть и речи. Он антирелигиозен. Истинное религиозное Писание не разрешает людям разводиться. Не существует такого понятия, как религиозно санкционированный развод.

Развод был введен человеком абсолютно аморальным и деградировавшим — убийцей женщин, собственных жен, и пьяницей. Вот таким путем был внедрен в современное общество развод. (Шрила Прабхупада отмечал, что ведический закон разрешает мужчинам брать нескольких жен. Генриху VIII следовало бы завести одновременно нескольких жен вместо того, чтобы убивать своих супруг и основывать собственную религию просто ради получения разрешения па антирелигиозный развод. Если правильно применять ведическую культуру и варнашрама-дхарму, то они помогут каждому человеку приспособиться к любой ситуации).

В соответствии с ведическим законом брачные клятвы являются священными и пожизненными. Вы даете клятву — священное обещание перед огнем, Кришной и гуру. Такие клятвы нарушать нельзя.

«Ману-самхита» 9.46 утверждает, что женщину нельзя освободить от данной сю клятвы быть верной женой своего мужа ни ценой какой бы то ни было суммы денег, ни при помощи любого юридического или общественного отречения (развода). Таков закон дхармы. (В соответствии с дхармой такого понятия, как развод, не существует).

Не существует ведического закона о разводе. По ведическому закону женщина никоим образом не может расторгнуть свой брак. Поэтому когда она получает так называемый современный развод, с точки зрения Вед он является недействительным. Это законы, которым Кришна учит сам. В глазах Кришны развода не существует. Это законы, следовать которым должны полубоги, выполняя свои обязанности по управлению вселенной. Это законы, по которым Ямараджа обязан судить нас.

Когда женщина вновь выходит замуж, это не является законным ведическим соглашением. Это несанкционированная, внерелигиозная ситуация. Женщина начинает спать и жить с другим мужчиной, хотя все еще связана пожизненной ведической клятвой брака с мужем. Такое ее поведение приравнивается к проституции. Причина его кроется в неспособности общества защитить женщин, и это приводит к его деградации.

Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 22 сентября 1972 года:

«. Чанакья Пандит говорит: «Отец, умирающий должником, является врагом» — «Рина карта пита сатрух». Слово «рина» обозначает «долги». «Карта” означает того, кто взял очень много долгов и умер. Вместо того, чтобы наследовать собственность отца, человеку приходится оплачивать долги, которые сделал при жизни его родитель. Вот почему такого отца называют врагом. ”Рина карта пита сатрух мата сартух дви-чарини ” — «И мать, вышедшая замуж вторично, является врагом «. «Рина карта пита сатрух мата сартух дви-чарини, рупавати бхарйа сатрух» — «И очень красивая жена является врагом». И еще «путра сатрур апандитах» — «если сын глупец и негодяй, то и он является врагом». Вот вам 4 вида врагов в семье «.

«Говорится, что отец продолжает жить в своем сыне. Поэтому отец и сын суть одно. Вдова, у которой есть сын, не является вдовой в полном смысле этого слова, потому что рядом с ней всегда находится представитель ее мужа».

Повторно вышедшая замуж мать становится врагом своих детей. И снова, касаясь данной темы, Шрила Прабхупада использует сильные выражения. Согласно академическим исследованиям, дети разведенных и повторно женившихся родителей очень сильно страдают психологически. Такие дети часто имеют больше трудностей в отношениях с ровесниками, больше проблем в школе (как по успеваемости, так и из-за поведения), и много других подобных социальных проблем. Следовательно, мать, которая разводится и выходит замуж снова, становится недругом своих детей.

Проблема в том, что многие браки в нашем движении повторные — вторые или третьи. Практически больше половины преданных не хотят слышать об этом, поскольку их собственные браки или семьи относятся к этой категории — повторный брак. Однако, как говорил Шрила Прабхупада, в вопросах ведического знания нельзя идти на компромисс. Истина является истиной независимо от того, нравится нам ее слышать или нет.

Я же хочу сказать, что каждый должен поразмыслить над этим еще до вступления в брак и постараться избежать таких неприятных и неисправимых ситуаций. Какого бы мужа или жену ни дал бы вам Кришна, просто примите это. И это все.

Я уже несколько раз приводил цитаты из «Ману-самхиты” о разводе и повторном браке (и другие наставления, касающиеся замужества). И дальше я буду ее цитировать. Многие преданные могут спросить, являются ли эти цитаты авторитетными? Ведь Шрила Прабхупада не перевел эту книгу, так что будет ли правильным цитирование этого произведения? Это хороший вопрос, особенно если принять во внимание категоричность некоторых цитат из «Ману-самхиты».

Сейчас большая часть преданных ИСККОН не живет в соответствии с ведическими законами, регулирующими общество. Эти законы называются законами дхармы (варнашрама-дхарма). Записаны они в ряде книг, таких как «Нити-шастра», «Дхарма-шастра», «Ману-самхита» и прочих. Наиболее часто Шрила Прабхупада ссылался на «Ману-самхиту».

В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» 7.8.48 Шрила Прабхупада прекрасно объясняет важность применения наставлений Ману.

«В «Бхагавад-гите » Верховный Господь, Кришна, часто упоминает о варнашрама-дхарме — системе, предусматривающей деление общества на четыре варны и четыре ашрама. Он учит людей принципам варнашрама-дхармы, чтобы все они жили мирно, следуя предписаниям, которые даны представителям четырех сословий (варн) и четырех укладов духовной жизни (ашрамов), и благодаря этому обретали духовное знание. Ману составил «Ману-самхиту». Слово «самхита» означает «ведическое знание», а слово «ману» указывает на то, что это знание дал людям Ману. Некоторые Ману — это воплощения Самого Бога, а некоторые — индивидуальные души, наделенные особым могуществом. Когда-то в глубокой древности Господь Кришна дач наставления богу Солнца. Нынешний, седьмой, Ману — сын бога Солнца. Поэтому, объясняя Арджуне важность «Бхагавад-гиты», Кришна сказал: «Имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам вивасван манаве праха» — «Эти наставления Я дал Вивасвану, богу Солнца, а он поведал о них своему сыну, Ману». Ману составил свод законов, именуемый «Ману-самхита», где даются подробные предписания каждому человеку в соответствии с его варной и ашрамом. Эти предписания в высшей степени научны и представляют собой основу жизни человека, но, когда обществом управляют демоны, подобные Хираньякашипу, такие законы нарушаются и человечество все больше деградирует. Это приводит к тому, что в мире воцаряется хаос и люди теряют покой. Стало быть, если мы действительно хотим, чтобы в обществе царил мир и порядок, нам необходимо соблюдать законы, которые изложены в «Ману-самхите» и подтверждены Верховной Личностью Бога, Кришной».

Шрила Прабхупада дает совершенно точное указание, что если мы хотим, чтобы в обществе воцарились настоящий мир и порядок, мы должны следовать принципам, изложенным в «Ману-самхите». И именно г: принципам варнашрама-дхармы.

«Заботясь о людях, великие мудрецы и пророки указали пути, идя по которым можно обрести счастье и благополучие как в этой жизни, так и в следующей».

Отрывок из комментария:

«Ведическая цивилизация основана на совершенном знании, почерпнутом из Вед и поведанном людям великими мудрецами и брахманами. Наставления Вед называют шрути, а дополнительные произведения, разрабатывающие темы Вед и написанные великими мудрецами, именуют смрити. Последние полностью соответствуют принципам Вед. Людям не следует пренебрегать предписаниями шрути и смрити. Каждый, кто хочет достичь успеха в духовной жизни, должен строго следовать всем наставлениям и принципам священных писаний. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами говорит, что человек, который Мнит себя великим авторитетом в духовных вопросах, но при этом не опирается на принципы шрути и смрити, приносит окружающим одни беспокойства. Принципами шрути и смрити следует руководствоваться не только в духовной, но и в материальной жизни. Что же касается всего человеческого общества, то его жизнь тоже должна строиться в соответствии с «Ману-смрити», так как в этом произведении собраны законы, которые оставил людям Ману, прародитель человечества.

В «Ману-смрити» сказано, что женщине никогда не следует давать свободу: сначала она должна находиться под опекой отца, затем — мужа, а в конце жизни о ней должны заботиться ее взрослые сыновья. Женщина всегда должна находиться под чьей-либо опекой. Современные женщины пользуются такой же свободой, как и мужчины, но фактически мы видим, что эти эмансипированные женщины не стали счастливее тех, которые находятся под опекой мужчин. Если люди будут следовать наставлениям великих мудрецов, шрути и смрити, они смогут обрести счастье нс только в этой жизни, но и в следующей. К сожалению, мошенники и негодяи пытаются проложить свои собственные пути к счастью. Каждый стремится идти к счастью своим путем. В результате человечество перестало придерживаться принципов и традиций, в соответствии с которыми должна строиться как духовная, так и материальная жизнь людей, и сбитые с толку люди лишились мира и счастья «.

Мы должны применять принципы, изложенные в шрути и смрити, нс только в духовной, но и в материальной жизни. Ведь Шрила Прабхупада говорит то же самое, что говорили мудрецы тысячи, миллионы лет тому назад. Свыше 120 миллионов лет назад Кришна обучил этой науке бога Солнца Вивасваиа. А тот, в свою очередь, научил своего сына Вайвасвату Ману. Ману записал эти общественные законы в форме «Ману-самхиты». Это очень древняя наука; и, тем нс менее, она абсолютно практична всегда и везде. Она исходит непосредственно от Самого Господа Кришны.

Шрила Прабхупада учит, что этой науке должно следовать все человеческое общество, это относится и к современному обществу.

Шрила Прабхупада несколько раз ссылался на законы Ману, варнашрама-дхарму и санатана-дхарму как на понятия одного порядка. Законы Ману — это санатана-дхарма. Это наши вечные обязанности в жизни. Обычно преданные под термином «санатана-дхарма» подразумевают наше наиболее важное вечное занятие — трансцендентное любовное служение Кришне. Однако этот термин также используется в более мирском смысле, означая «неизменяемые вечные обязанности общества». Цель законов варнашрамы состоит в том, чтобы направлять и занимать общество в служении Всевышнему Господу.

«Ману-самхита» очень серьезна в рассмотрении темы брака, целомудрия и подчиненности жены и однозначна в отношении развода.

«Ману-самхита» (9.64) утверждает, что никто не может разрешить вдове спать с другим мужчиной (чтобы получить потомство, если ее муж уже умер). Никто не вправе санкционировать повторный брак вдовы. Ману говорит, что брахман, который по глупости санкционирует такое замужество, нарушает этим санатана-дхарму.

Шрила Прабхупада никогда не одобрял того, чтобы женщины разводились и повторно выходили замуж. Это не санкционируется ни варнашрамой, ни санатана-дхармой. Любой руководитель храма, который санкционирует то, чтобы матаджи разводилась и повторно выходила замуж, нарушает этим законы санатана-дхармы и законы Ману.

«Ману-самхита» (9.65) говорит, что ни в одном священном ведическом тексте, где говорится о браке, нельзя найти слов о том, что вдове можно повторно выйти замуж.

«Ману-самхита» (9.30) утверждает, что если женщина неверна своему единственному мужу, то всем другим мужчинам надлежит ее избегать. В своем следующем рождении она должна будет родиться из утробы собаки (шакала), и ей будут досаждать болезни как наказание за неверность мужу.

(Этот стих, сказал бы я, строг!)

«Ману-самхита» (9.41) утверждает, что порядочные мужчины никогда не должны спать с чужой женой.

В «Ману-самхите» много законов, цель которых — поощрять женщин оставаться целомудренными и покорными и не бросать своих мужей.

«Ману-самхита» (9.78): «Женщина, которая проявляет неуважительное отношение к своему мужу, должна быть лишена украшений и обстановки и оставлена мужем на три месяца».

(Вот так так! Жену, которая неуважительно относится к мужу, своему господину, прабху, следует лишить украшений и муж должен оставить ее на три месяца. Это воистину сурово! Шрила Прабхупада утверждал: «Если мы хотим, чтобы в человеческом обществе воцарились настоящий мир и порядок, нам нужно следовать принципам, изложенным в «Ману-самхите»». Представьте себе, что было бы, если все мужчины принялись бы воплощать в жизнь это указание Прабхупады!)

Однако «Ману-самхита» (9.79) говорит, что если мужчина психически болен, если он изгой, импотент или отбывает уголовное наказание, то существуют исключения.

«Ману-самхита» (9.80) заявляет, что если жена пьет алкоголь, непокорна и бунтует против мужа, либо если она расточительна, то муж имеет право в любой момент взять себе другую жену и сделать ее главной женой.

Как я уже отмечал, мы рассматриваем классический взгляд на брак в ведической культуре. Понимание системы в целом позволяет уяснить, почему важны те или иные ее аспекты и детали. Как можно увидеть из приведенных цитат, «Ману-самхита» признает полигамию. В этой книге не ставится задача рассмотреть и проанализировать то, что говорил Шрила Прабхупада на тему полигамии (как в отношении своих последователей, так и для человеческого общества в целом), поскольку это многогранный вопрос и требует отдельного основательного исследования. Здесь мы рассмотрим наставления «Ману-самхиты» относительно этого предмета — о разводе и повторном браке.

Итак, в «Ману-самхите» признается, что в любое время мужчина может взять себе в жены любое количество женщин. И этот вопрос решает он сам, хотя мужчине и следует вначале получить разрешение от гуру на женитьбу. Однако мужу не нужно спрашивать у жены разрешение на новый брак. Предполагается, что жена должна подчиняться своему мужу, даже если он берет других женщин в жены.

Важно то, что обычно главной является первая жена. Когда мы думаем о Васудеве, мы вспоминаем сразу о Деваки, хотя у него было в общей сложности 18 жен. Когда мы говорим об Арджунс, мы упоминаем о Драупади, хотя Арджуна был также женат еще на трех¬-четырех женах (в том числе на Госпоже Шримати Субхадре — родной сестре Кришны). Когда мы ведем речь о Кришне в Двараке, мы, прежде всего, думаем о Рукмини, его первой жене, хотя у Него было еще 16107 жен. Как правило, первая жена является самой главной.

Однако Ману говорит, что если жена становится непокорной или воюет с мужем (либо же если она расточительна или пьёт), то в таком случае муж может не только взять себе другую жену (на это он всегда имеет право), но и сделать новую жену главной. Это значит, что он волен лишить первую жену ее главенствующего положения и сделать главной вторую жену. Это чрезвычайно суровое указание. Представьте себе, какое негодование породили бы у современных абсолютно необученных ведической культуре женщин подобные вещи!

Зачем в шастрах помещены подобные наставления? Приносят ли они какую-нибудь пользу обществу? Да, приносят. В противном случае Ману и Кришна не давали бы их.

После цитирования «Ману-самхиты» я постараюсь объяснить эти моменты полнее.

«Ману Самхита» (9.81): «Если жена бесплодна, то на 8 год их совместного проживания муж может взять себе в жены другую женщину и сделать ее главной. То же самое мужчина может сделать, если в течение 10 лет их совместного проживания все дети от жены умирали или же если в течение 11 лет супружества жена рожает одних лишь девочек. Однако если жена сварливая, мужчина может взять другую жену и сделать се главной без промедления».

И опять повторяется та же мысль. Если супруги прожили вместе 8 лет, а детей у них нет, мужчина может взять себе в жены дpyгую женщину и сделать се главной женой. Если все дети супругов умерли, то после 10 лет их брака муж может завести себе другую жену и сделать ее главной. Если же жена рожает одних лишь девочек, то после 11 лет супружества муж может сделать главной другую жену. Однако если жена ссорится с мужем, если она непокорная и спорит с ним, то он вправе сразу же сделать главной другую жену. Не нужно ждать 8, 10 или 11 лет; можно делать это немедленно.

Это не значит, что муж бросает первую жену. Это не значит, что она отвергнута. Она остается женой, однако муж волен сделать главной женой другую женщину.

«Ману-самхита» (9.82) утверждает, что если жена болезненна, однако покорна и всегда любезна со своим мужем, он может сделать главной женой другую женщину лишь с ее согласия. Однако такую жену никогда не следует лишать расположения.

«Ману-самхита» (9.83) утверждает, что если женщина, которую лишили положения главной жены в соответствии с вышеизложенными законами дхармы, в гневе уходит из дома мужа, то ее нужно либо запереть силами домашних, либо полностью отвергнуть как жену в присутствии членов семьи.

Вот это да! Это интересный аспект наставлений Ману.

Если первая жена была лишена своего положения и муж взял себе другую жену и сделал се главной, и если при этом первая жена сердится все больше и больше и уходит из дома мужа, то тогда членам ее собственной семьи указывается запереть ее (пока она не станет покорной мужу), либо же муж может полностью отвергнуть ее как жену. Чрезвычайно сурово!

Итак, зачем нужны все эти суровые наставления? Представьте на минутку, что в наше время преданные последовали бы им.

Что этим хотят сказать Ману и Кришна? Предваряющий эти наставления в стих проясняет ситуацию:

«Ману-самхита” (9.22): «Порядок во всем мире зиждется па наказании, поскольку невинных людей очень тяжело найти. Благодаря страху наказания весь мир получает причитающееся ему наслаждение».

Через страх наказания мир получает счастье, причитающееся нам в этой жизни.

Таким образом Ману поучает через «Самхиту». Даются очень суровые правила с целью вселить опасение в сердца тех, кто иначе помышлял бы о плохих поступках. Другими словами, жене надлежит оставаться покорной своему мужу, она не должна сердиться на него.

Это само но себе чудесно, и мы можем обсудить философские причины, почему жене следует вести себя таким образом. Мы можем попытаться объяснить причины, заставляющие поступать именно так, и все плохие последствия, которые могут возникнуть, если не вести себя как полагается.

Однако ничто не формирует человека быстрее, ничто не срабатывает в управлении людьми лучше, нежели страх наказания. Ману говорит, что все общество регулируется через боязнь кары. И именно через ужас возмездия мир получает причитающееся ему благо.

В этом смысл суровых наставлений, содержащихся в Писаниях. Их назначение — породить страх ради того, чтобы не дать обществу сбиться с правильного пути.

Женщины должны оставаться покорными своим мужьям. Если они будут вести себя надлежащим образом, то это наполнит миром и счастьем дом. К счастью, некоторые матаджи послушают и последуютвышеизложенным указаниям. Однако многим может нс хватать толчка для этого. Итак, давайте добавим чуточку страха. Если вы сердитесь на своего мужа, то он может взять себе вторую жену и сделать се главной женой. Эти наставления обретают силу, если они становятся в ряд законов всего человечества.

Согласно ведической культуре это наставление должно всецело поддерживаться общественностью, соседями, храмовыми священниками, а также правительством, родителями и семьей девушки — вообще всем обществом. И тогда, если она не склонна оставаться милой и покорной, у нее сработает страх быть наказанной.

Если жена остается послушна и доброжелательна — это принесет ей только пользу. Она пожнет причитающееся в этом мире счастье. В браке она будет спокойна и счастлива. Следование этим наставлениям приносит благо и ей, и обществу. Данные указания не были выдуманы шовинистическими материалистами, жаждущими лишь узаконить власть над женщинами, чтобы эксплуатировать их ради собственного наслаждения. В них содержится совершенная наука. Применение ее на практике спасет нас и спасет весь мир.

В наши дни женщины лишены страха наказания. Ныне они не опасаются последствий, позволяя себе выходить из себя и сердиться на своих мужей. Они не боятся быть непочтительными и непокорными в отношениях со своим мужем. В результате — такое большое количество неудавшихся и расторгнутых браков, так много несчастных женщин, так много социальных проблем. Эти наставления призваны принести в итоге благо каждому человеку и не имеют никакой иной цели.

В «Ману-самхите» есть много предписаний, регулирующих брак. Ведическая культура в этом плане достаточно строга, и тому есть причина. Подоплека же ограничительных мирских законов — эгоизм диктаторов и царей. Непреданные угнетают общество с целью удовлетворить желание властвовать над материальной природой.

Хотя законы, изложенные в «Ману-самхите», строги, они предназначены для решения совершенно другой задачи. Они даны нам великими учеными, мудрецами, получившими их непосредственно от Самого Верховного Господа. Даны для исполнения главной цели — вовлекать человеческое общество в любовное служение Шри Кришне. Как следствие, те, кто следуют данной системе, достигнут величайшего мира и счастья, которое только возможно в материальном мире, и получат все возможности, чтобы достичь вечной обители Вайкунтхи и заниматься вечным служением Кришне. Если мы следуем наставлениям великих мудрецов, то будем счастливы в этой жизни и в следующей.

«В действительности женщин следует опекать на каждой стадии их жизни. В детстве женщина должна находиться под покровительством отца, в молодости — мужа, а в старости — своих взрослых сыновей. Таково правильное поведение людей в обществе согласно «Ману-самхите». Однако современное образование искусственно создало новое представление о женщинах, как о независимых существах, и поэтому сейчас брак в человеческом обществе — практически лишь фантазия. Также и нравы женщин сейчас на невысоком уровне. Таким образом, демоны не признают каких-либо предписаний, полезных для общества, а так как они не руководствуются опытом великих мудрецов и не придерживаются изложенных ими принципов, их общество находится в плачевном положении «.

Женщина должна хранить целомудрие и покорность своему мужу. Это закон, данный нам под непосредственным руководством Господа Кришны. Когда женщина обладает целомудренным и послушным характером, тогда и только тогда все человеческое общество станет мирным.

www.vasudeva.ru

Еще по теме:

  • Сумма алиментов для неработающих на 2 детей Алименты с неработающего отца на ребенка в 2018 году Когда мы говорим о взыскании алиментов, мы подразумеваем отчисление определенной денежной суммы из заработка плательщика. И вопрос о взыскании алиментов с безработного родителя большинство из нас ставит в тупик. И вправду, откуда взяться алиментам, если нет […]
  • Группы для плательщиков единого налога Группы плательщиков единого налога - 2018 Всего 4 группы плательщиков. 1 группа ЕН: годовой лимит дохода - дo 300000 гривен; ставка с 2018 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года - до 10% размера прожиточного минимума, то есть 160,00 грн 2 группа ЕН: годовой лимит дохода - […]
  • Закон смоленской области о бюджете на 2018 год Законопроект Смоленской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" 1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2018 год: 1) общий объем доходов областного бюджета в сумме 37 627 872,8 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 6 322 716,0 […]
  • Начисление пособие по временной нетрудоспособности 2018 Как рассчитать больничный лист в 2018 году по-новому (калькулятор) Мы составили удобную пошаговую инструкцию с наглядными примерами для расчета больничного в 2018 году. Чтобы быстрее посчитать пособие по временной нетрудоспособности и проверить себя, используйте встроенный в статью калькулятор. Обратите внимание, […]
  • Уточняем налог на прибыль Четыре частые ошибки в декларации по налогу на прибыль В декларации по прибыли налоговики находят одни и те же недочеты. Поэтому безопаснее проверить декларацию по налогу на прибыль перед сдачей. Какие ошибки встречаются чаще всего, мы выяснили в ФНС. Есть мнение среди главбухов, что ошибки в квартальных отчетах не […]
  • Заявления для освобождения от занятий Образец заявления в школу по семейным обстоятельствам На сайтах довольно много разных примеров и шаблонов. Наши специалисты собрали для Вас самые полезные как нам показалось. Каждый из них применялся в работе. Все заявления различаются в зависимости от учреждения, куда они направляются. Понятно, что документ в суд […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.